Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

О любви и Божественном смирении. Старец Ефрем Филофейский

Оплакивание Христа. Фреска монастыря Дионисиат, Афон. XVI в.Если поразмыслить о Распятом и углубиться в таинство любви Божией к человеку, то видишь, сколько Господь претерпел лично за каждого человека: что мы воздадим Господу за все! Но человек оказался недостоин сей великой и безграничной любви.

Мы делаем что-нибудь и видим, как растет наш эгоизм, будто мы сами сотворили небо и землю. Но Бог сотворил все из ничего и, несмотря на это, так сильно смирил Самого Себя!

Милосердие Божие не знает границ, и счастлив тот человек, который благоразумно приблизился к познанию любви Божией.

Ради перстного, ради непослушного и непокорного человека, ставшего добычей страстей и демонов, сошел Сам Сын Божий и был повешен на Кресте! И тут же рядом мы видим нашу собственную леность, холодность, неприязнь, тогда как Бог различным образом показывает нам Свой Промысл и Свою любовь. Действительно, человек – это тайна.

Терпение Божие безмерно и безгранично! Чего только Он не слышит и не видит в каждом человеке! Мы видим неблагодарность ближнего, его неласковое, бесчеловечное обращение, его немилосердие. Мы не слышим от него иной раз даже «спасибо» и внутренне сетуем на него. Как же огорчается Бог из-за нас, людей, столь жестоких и отвратительных в Его очах!

Каждый человек в этом мире неблагодарен в большей или меньшей степени. Бог нас питает, одевает, ограждает, Он дал нам Ангела-хранителя, питает нас Святыми Своими Тайнами, Своей Плотью и Кровью, Он уготовал нам безграничное Царство, Он терпит нас, когда мы сбиваемся с пути, принимает нас, когда мы каемся. Мы хулим Его, бесчестим, ругаем, презираем, а Он долготерпит и ожидает нас. Бог как будто чем-то обязан нам, а мы даже не вспоминаем о страхе Божием, об уважении к Нему, о благоговении, с которым мы должны памятовать о Его присутствии, преклоняя главу и поклоняясь Сему Великому Богу, пречудному, неизъяснимому, неисследимому, беспредельному и сладчайшему. Если бы у каждого из нас были и тысячи уст, то и тогда мы не смогли бы воспеть Его достойно за Его безграничные дары нам! Потому апостол Павел после многократных исступлений и божественных созерцаний, приходя часто в восхищение, возглашает эти бессмертные слова: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!

Кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Кто может узнать то, как действует безграничный Ум в небесном мире, а также в земном и преисподнем?

Подумайте, Он легко и без труда питает все живое: людей, животных, пресмыкающихся, морских обитателей, микробы, – миллионы живых созданий! Обо всех Он заботится, обо всех печется!

Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси, исполнися земля твари Твоея. Той рече, и быша, Той повеле, и создашася! Да будет свет – и стал свет; да будет земля– и стала земля; да будут звезды, солнце и луна – и образовались эти страшные светила, эти небесные тела, эти колоссы, подвешенные в воздухе и движущиеся, безграничные, освещающие и украшающие небо. Все пришло в бытие одним словом Божиим!

Слово стало плотью и обитало с нами, Слово Отца. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Он пришел и воспринял плоть, и стал Человеком, хотя и мир сотворен через Него, и Он сотворил мир! Он дал нам власть быть чадами Божиими. Он пришел к Своим творениям, и они Его не приняли. Теперь помыслите о том, что Он сотворил мир, Он сотворил людей, и они, холодные и бесчувственные, не приняли Его. Он пришел как гость, но вместо постели Ему уготовили Крест, и был Он повешен на древе. Его принял гроб. Земля потряслась, завеса раздралась, солнце помрачилось, вселенная поколебалась!

Кто Бог велий, яко Бог наш! Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово возможет достойно воспеть Тебя.

Слово стало плотию. Какое величие сокрыто здесь! Бог стал Человеком, снисшел с небес. Бог бестелесный, Дух безграничный, непостижимый пришел и воспринял на Себя человеческую природу, чтобы спасти ее; стал рабом, дабы освободить нас от рабства. Он стал Человеком, чтобы мы соделались богами по благодати. Бози есте и сынове Вышняго вси!

Мы через пришествие Божественного Младенца стали родом избранным, народом святым, священством Божиим! Божественное Слово, живое, царствующее, содержащее всю тварь, Слово Единородное, Слово Божие, безграничная сладость бытия Божия, величие, пение мучеников, терпение преподобных, единый Жених чистых душ. И принявшим Его Он дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, не от хотения плоти, но от Бога родились. Те, кто спасутся, не от хотения плоти и похоти, но от Бога родились, и они будут царствовать вместе с Ним.

Мы приняли благодать на благодать. Закон дан чрез Моисея, а благодать и истина чрез Иисуса. Он дал нам десять заповедей, дал нам обетования новой, евангельской благодати, и вместо благодати, которой мы были обязаны Ему, Он еще дал благодать! И от полноты Его мы приняли благодать на благодать. Бог не испытал лишения, даруя нам Свое величие, но от избытка Своего дал нам. Он не умалился, подавая дары и творя весь мир. Самодостаточный и безгранично совершенный, Бог сотворил человека и Ангелов, дабы пришли в бытие новые существа и наслаждались в Нем, дабы стали блаженными новые духи, новые души, новые самостоятельные сущности. Не рабы, не подданные, но свободно покоряющиеся, свободно прославляющие Его.

Я не желаю рабства, говорит Бог, не желаю, чтобы они были подобны животным, порабощенным человеку, которые ведутся туда, куда он пожелает. Я желаю свободной воли. Вот сколь безгранично величие Божие.

Что потеряли демоны, отступившие от столь безграничного, сладчайшего и неизъяснимого Бога! Какой убыток потерпела держава Божия от непокорства денницы? Никакого. Бог не нуждается ни в чем и ни в ком. Это мы нуждаемся в Боге. Он даром спасает человека.

Бог совершенен, непостижим, благословен во веки веков. Он пришел и спас нас даром. Мы обязаны Ему всем своим бытием. И если бы мы отдали Ему свою жизнь, то не сотворили бы ничего, но просто исполнили бы свой долг. Он – наш Творец, наш Спаситель, Он – Тот, Кто спас нас.

 

Архимандрит Ефрем Святогорец (Мораитис). Отеческие советы

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Афонские старцы о многозаботливости
В третью Неделю по Пятидесятнице Церковь напоминает слова Христа о невозможности работать одновременно Богу и маммоне. Не осуждая богатство само по себе и труд, заповеданный еще в раю, Господь призыва
Афонские старцы о призвании человека
В Неделю вторую по Пятидесятнице Церковь вспоминает призвание Господом Иисусом Христом Святых апостолов. Оставляя всё, они идут за Христом, понимая, что в этом призвании есть воля Божия.
В день Св. Троицы поучение ко всем, желающим спасения души, вещи бессмертной. Схиархим. Кирик (Максимов)
При заботливости о сей добродетели надо еще иметь благоговейный  страх  Божий... и не удалиться от Благодати Св. Духа, в нас живущего. А если мы удалим от себя Духа Святого, то по необходимости впадем
 Старец Иосиф Ватопедский: Сила Святого Духа
С событием Пятидесятницы, в момент которого Святой Дух сошел на членов Церкви, любые проявления слабости оставляют человеческую природу. Человек, который до сегодняшнего дня был беспомощной игрушкой в
На Вознесение Господне поучение о значении благословения Божия. Схиархимандрит Кирик (Максимов)
Житие наше в небесех есть! Куда и вознесся Господь наш Иисус Христос и там ожидает нас к Себе.
О причинах и смысле болезней: десять наставлений афонских старцев
В Неделю 6-ю после Пасхи Церковь вспоминает чудо исцеления Господом Иисусом Христом слепорожденного. Апостолы спросили Христа о причине болезни этого человека: "Он ли согрешил или родители его?" Госпо
Об укреплении воли. Иеросхимонах Агафодор (Буданов)
Насколько человек попирает голос своей совести, оставляя без исполнения ее требования, настолько ослабляется воля его, и насколько хранит и приводит в исполнениеее требования, настолько укрепляется во
Десять слов афонских старцев о надежде на Бога
В четвертую неделю после Пасхи Церковь прославляет чудо исцеления Господом Иисусом Христом при Овчей купели в Иерусалиме тяжелобольного, расслабленного человека, 38 лет страдающего от болезни. Несмотр
Афонские старцы о мужестве
В третью Неделю после Пасхи Церковь празднует память святых жен-мироносиц. Они неотступно следовали за Христом, служа ему. Жены-мироносицы не оставили своего любимого Учителя и когда испуганные апосто
Что означает Артос. Схиархимандрит Кирик (Максимов)
Что показывает этот артос? Он показывает, что Господь Иисус Христос вос­крес действительно плотью, а не духом, как утверждают некоторые.
Последние обновления
Архив сайта
<<<Апрель 2018>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
234578
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Видеогалерея

 

 

на верх