Схимонах Леон (Воскресенский) поступил в русский монастырь святого великомученика Пантелеимона на Афоне в 1888 году, в 26-летнем возрасте. Он проходил послушание в канцелярии, а с 1906 года уединился для безмолвия на каливу. Отец Леон оставил большое количество рукописных тетрадей с духовными размышлениями, среди которых и предлагаемая нами запись.
Основа жизни
«Ищите прежде Царства Божия и правды Его и все приложится вам» (Мф., 6, 33).
Пред очами Бога ценны в человеке «сердце — чище злата, и воля крепкая добре». Богу не угодна и самая молитва наша, если она идет из сердца, не озаренного истиной и любовью.
Лучшие между мудрецами предлагали человеку: «Прислушайся к голосу совести». Моисей повторял: «Будь верен заповедям Иеговы, твоего Бога, ибо Он страшен». Господь Иисус Христос говорил ученикам: совесть заблуждается, закон есть иго для рабов, а вы взирайте на данный вам образ Божества. «Будите убо вы совершены, якоже Отец ваш небесный совершен есть» (Мф. 5,48).
Пример Его — вот наш закон. Его Дух — вот наша сила. Отныне высшим законодателем всей человеческой жизни, истинным властелином людских душ, желаний и поступков должен быть Дух Божий.
В Св. Евангелии ясно отличаются понятия о загробной жизни и о Царствии Божием или Небесном. «Наследуйте Царство уготованное вам от создания мира» (Мф. 25,34). «Да не смущается сердце ваше... В доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14, 1-2). В обоих случаях одинаково ясно указывается, что обычно понимаемое «Царство Небесное», царство славы уже «уготовано», есть совершившийся факт. Царство же Божие, о котором говорится и в притчах, и в молитве Господней, и в указании конечной цели деятельности человека, еще не наступило во всей полноте; оно дело более или менее отдаленного будущего.
Основанное на земле Христом Спасителем, это Царство надлежит дальнейшему устроению, имеет еще прийти. Мы просим: «Да приидет Царствие Твое! » Мы не говорим: да будет создано или да сотворится Царствие Твое, но да «приидет», потому что ему уже положено начало, но оно не охватило еще все человечество, не включило еще в свои пределы нас. Небо не освятило еще землю, Бог не вселился еще полностью в сердце человека.
Это Царство наступит, когда наше миросозерцание будет проникнуто Евангельским духом, когда весь строй нашей жизни будет соответствовать требованиям Божественной правды, когда наши симпатии будут дышать чистой Христовой любовью.
Царство Божие — это праведная, нравственно совершенная жизнь людей на земле, пробужденная Христом Спасителем и устрояющаяся по Его Евангельскому завету.
Торжество подобного Царства состоит в полной победе добра над злом в человеческом сердце.
«Если не покаетесь, — говорит Божественный Предвозвестник новой жизни, — не можете войти в Царство Божие» (Ин. 3, 5), т. е. передумайте, перемените ваши мысли, измените основную точку зрения — и жизнь свою по св. Евангелию.
Будьте в малом верны нравственному закону, как в большем. Если оно (Царство Божие) не войдет в плоть и кровь человека, не преобразит в нем духовную природу, не станет его жизнью, силой и если эта сила не будет бить ключом, Царство Божие для того не наступит. «Царство Божие внутри вас есть» (Лк., 14, 20-21). Таким образом, история Царства Божия — есть история людской души. Оно зарождается в тайниках человеческого сердца и должно сначала укорениться внутри нас.
Для сынов Царства Божия весь внешний мир со всеми его вещественными благами должен быть лишь средством к достижению цели, лежащей вне его и выше его. Все создано на пользу и на радость человека, но ничто созданное не должно властвовать над нами.
Проповедь Спасителя начинается и оканчивается призывом всех труждающихся и обремененных к самой полной и совершенной радости.
«Все это сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15, 2). Христос воскрес, а с Ним воскресли добро и правда. Да приидет, Господи, к нам Царствие Твое! Аминь.
Публикуется по книге: «Афонское Добротолюбие о безмолвии и молитве».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 14. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2015.
Смотри также