Воскресение Христово. Фреска 1312 г. Кафоликон Ватопедского монастыря. Афон Воскресение Христово - основа и главная, величайшая истина нашей веры, источник блаженной, вечной жизни и неисчерпаемой радости. Предлагаем вашему вниманию беседу афонского старца Ефрема, проигумена монастыря Филофей, ученика старца Иосифа Исихаста  "Пасху празднующе вечную" (о Рае).

 

Дорогие мои чада!

 

В этой беседе я хочу сказать несколько слово о радости праздника Воскресения, о Пасхальной радости.

Здесь, на земле, в великий праздник Святой Пасхи каждый христианин чувствует в своей душе особую радость, но и она — ничто в сравнении с радостью вечной жизни. Тем не менее она утешает душу, веселит, ведь человек в этот день ощущает особую близость ко Христу.

Давайте теперь посмотрим Евангелие, которое читается в Великую Субботу и на Пасху. Евангелист говорит, что Богородица и Мария Магдалина рано утром пришли ко гробу Спасителя[1], чтобы увидеть Его Всечестное Тело и совершить то, к чему их призывала великая любовь ко Господу. Тут произошло сильное землетрясение, с Неба сошёл Ангел, отвалил камень от двери гроба и сам воссел на него. Ангел обернулся ко двум стоявшим женщинам и сказал: «Я знаю, что вы ищете Распятого Иисуса, Спасителя, Богочеловека, но вы и сами видите, что во гробе Его нет. Он воскрес. Идите быстрее и скажите апостолам, Его ученикам, что Господь воскрес, и они увидят Его на горе Галилейской»[2].

Явление Ангела Женам-Мироносицам после Воскресения Христова. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века.

Женщин объял «страх и трепет»[3], они бросились бежать, чтобы скорее сообщить радостную весть апостолам, которые сидели в доме, запершись «страха ради иудейска»[4]. Когда они бежали, то на пути увидели Христа, и Он сказал им: «Радуйтесь! ... Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня»[5]. Женщины едва увидели перед собою Христа, Которого так любили, от любви к Которому сгорали чистой духовной страстью, тут же пали ниц, поклонились Ему, стали обнимать ноги Его. Они потеряли всякий дар речи, словно их поразила молния! Кто может описать, что чувствовали в этот момент в сердце своём две святые женщины. У них, в отличие от апостолов, которые увидели Его позже, не было даже тени сомнения. И апостолам явился Господь, и они видели Его, и тоже чувствовали радость, но с той только разницей, что в сердце у них было сомнение[6]. А у женщин же сомнения не было никакого: при первом своём взгляде на Христа любовь их вырвалась наружу.

Жены-мироносицы перед Господом. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Сербия. XIV в.

Именно такую любовь подаёт Христос в дни Пасхи тем, кто очистил свои душевные чувства от греха: «Очистим чувствия, и узрим неприступным светом воскресения Христа блистающася, и радуйтеся, рекуща ясно да услышим, победную поюще»[7].

Здесь, в этом мире, мы празднуем Святую Пасху очень недолго. Проходит радость и опять приходят скорби, огорчения, искушения и много других зол. Однако на Небесах, в ином мире, Пасха будет длиться вечно, ей не будет конца. Это будет Пасха незаходимая во веки веков!

Когда Христос придёт судить мир и воссядет на Престоле Славы, тогда Он отделит праведников от грешников и произнесёт над всеми окончательный приговор. Тогда одни вознесутся на Небо, а другие навсегда сойдут в ад, после чего Христос со Святыми Ангелами и всеми святыми возвратятся на Небо. Впереди будет Христос, за Ним все Ангелы и святые, и все вместе будут петь Пасху и, восходя наверх, будут воспевать победную песнь Воскресения: «Пасху празднующе вечную»''[8].

Лики всех и всё существо будут настолько светлы, как и Христос. В этом Божественном Свете Воскресения все и будут возноситься наверх с тем, чтобы наследовать Рай, Царство Небесное, Горний Иерусалим.

«Воскресения день, просветимся людие: Пасха, Господня Пасха!»[9] Все будут петь, играть, веселиться по чину, который Бог утвердил, как определил быть духовному хору на этом невообразимом для человеческого ума торжестве. Тогда в первый раз и узрят спасённые, что уготовал Бог тем, кто Его Благодатью победили мир.

Святые отцы поведали нам, как это будет. Воссядет Христос на Престоле Славы, и чины святых будут получать от Него подобающий каждому чину венец и место в Раю. И когда увидят святые, как им открывается вся красота, всё богатство Премудрости Божией и что они обладают этим, как своим, и что они будут жить вечно, и что смерти больше не будет, тогда до того изумятся, что не смогут ни словами, ни мыслью изъяснить того, что Бог уготовал им. И будут они думать так: «Что принесли мы Богу? Мы так много грешили в миру, так огорчили и так опечалили Бога, а Он вместо наказания дарит нам Рай!»

Никогда для этих людей не закончится Святая Пасха Божественного Воскресения. Радость неудоборазумеваемая, радость неизглаголанная. Ни скорби, ни печали, ни слёз, ни страданий, ни борьбы — никакой вообще грусти не будет в той блаженной жизни. Спасение раз и навсегда гарантировано. Там, на Небе, будут лишь бесконечная радость и торжество. Христос будет Свет. Его Лик будет Свет, освещающий весь тот Небесный мир.

Святые отцы говорят, что созерцание Лица Божия больше всякого Рая, так как это созерцание есть Царствие Божие. Потому и любая душа, которая ощущает любовь Божию, здесь, в дольнем мире, не ищет ничего другого, как только удостоиться лицезрения Лика Христова. Как тот человек, который, будучи движим великой любовью ко Христу, хотел посетить Святые места и поклониться Его Гробу, а когда приехал и увидел Гроб Господа, Которого так сильно любил, — то упал на него и там предал свою блаженную душу в руки Спасителя.

Постараемся же очистить наши душевные чувства, будем трезвиться, чтобы не осквернять их, чтобы возмочь Благодатью Божией увидеть в своём сердце Свет Божественного Воскресения.

Мы оставляем этот мир и уходим в другой. Скорби этого мира ничтожны по сравнению с воздаянием за страдания в ином мире, ведь эти нынешние скорби временны и скоропреходящи. Но они нам часто кажутся тяжкими, неподъёмными и бесконечными. Это, конечно, есть свидетельство человеческой немощи, но ещё и коварства диавола, который представляет нам вещи в извращённом свете, чтобы в итоге ввергнуть нас в отчаяние мыслью, что наши скорби никогда не кончатся.

Тем не менее скорби заканчиваются и часто очень быстро. И как только смыкаются наши телесные очи, тут же открывается зрение реальности духовного мира. Мы смотрим на людей и видим духов либо светлых, либо тёмных — Ангелов или демонов. Только закроются телесные очи — тут же открываются очи души, и человек начинает видеть то, что раньше не видел. Смерть — это мост, который переносит нас из этого мира в мир иной.

Необходим правильный подвиг, правильный взгляд на реальность, которая нас окружает: в этом мире мы временно и после пребывания здесь навсегда уходим в иной мир. Здесь мы ощущаем Христа чувством души, там, если милостью Божией будем спасены, — узрим Его «лицом к лицу».

Душа, которая подвизается, которая терпит, которая непоколебимо верует в существование Бога, в реальность иной жизни, такая душа во дни посещения Благодати ощущает себя облечённой оружием Света, Благодати, Божественного эроса. Она ощущает себя словно стоящей пред Престолом Божиим, готовой выступить на бой с теми, кто противится Тому, Кого она любит, Кому служит. В другой раз она уже ощущает себя облачённой как невеста Небесного Жениха, украшенной красотой Неба, объятой любовью и непреодолимым желанием соединиться навеки с Небесным своим Женихом.

Как прекрасно, когда христианин ощущает себя чадом Божиим, чувствует, что Бог ему настоящий Отец! Тогда он перестаёт бояться смерти. Вместо страха в нём обитает богатство надежды, потому что его Отец есть Судия, его Отец есть Тот, Кто даст ему Своё Царство.

Авва Памво[10] говорил: «Если и небо падёт на землю, страх не войдёт в мою душу». И говорил он так потому, что ощущал в себе любовь Божию.

Чтобы человеку хотя бы в некоторой степени достичь такой же меры, ему нужно сначала в миру потрудиться по Богу, постоянно смиряться, терпеть искушения, скорби, болезни, отгонять недобрые помыслы при первом их появлении. Человек, который отступает перед недобрыми помыслами, не может чувствовать себя хорошо и не сможет увидеть в душе свет Божественного Воскресения.

Но если человек в общем в жизни внимателен, то во время, когда, может, и не ожидает, он ощутит в себе посещение Божией Благодати.

Это и есть дело монашества. Из мира берётся человек, исполненный страстности, немощей, с грузом больших и малых грехов, и со временем этот человек чудесным образом изменяется[11]. Приходит день и мы видим перед собой духовного человека, соединённого с Небом, с любовию Божией, с будущей жизнью. Таким человеком был и мой Старец[12].

Когда он жил в миру до того, как стать монахом, то не знал Бога. Но когда Благодать Божия его осенила и привела сюда, на Святую Гору, к монашеству, в эту безмездную лечебницу, то тут искусство и наука монашества сотворили его человеком небесным. Мы — духовное семя этого человека. Но чтобы по мере сил достичь того, чего достиг он, нам нужно идти по его стопам.

Так что будем подвизаться всеми силами нашей души — так, чтобы в этом мире душою познать Иной мир. Наш успех в монашеской жизни состоит в том, чтобы познать, вкусить жизни мира иного, достичь такой степени любви ко Христу, чтобы всегда гореть желанием лицезреть Его Божественный Лик. Святые отцы говорят, что в ином мире пищей людей будет любовь — любовь ко Христу и друг к другу. Один человек будет лицезреть другого и от этого ощущать в душе настоящий рай.

Такое же чувство мы можем испытывать и здесь на земле, но, конечно, совсем в малой степени. Когда Благодать Божия распалит сердце, человек духовный испытывает бесконечную любовь к братьям, ему хочется обнять всех: и братьев, и друзей, и врагов, и всю бездушную тварь. Что бы ему ни сделали, он не станет смущаться, но будет ко всем относиться с любовью. И тогда ему открывается, почему бесконечный Бог терпит, долготерпит грешников со всеми их злодеяниями по Своей бесконечной любви!

Потщимся же, отцы, потрудимся, пока мы здесь, чтобы подготовить себя для жизни Небесной. Раскаяние по смерти не принесёт нам никакой пользы. Положим же начало трудам. Будем слушаться голоса совести, этого внутреннего наставника, и делать то, что она нам говорит. Не будем этим наставником пренебрегать, ведь он даёт нам очень правильные советы.

Имея совесть в качестве внутреннего руководителя, а Слово Божие в качестве внешнего, будем идти к послушанию. Будем слушать того и другого руководителя и так благополучно достигнем Христа, и тем сподобимся вечной и незаходимой Святой Пасхи Небесной. Там, на Небе, будет вечное торжество, там Ангелы по силе дарований, данных им Богом, будут играть Небесную песнь Воскресения, веселя сподобившихся войти в Небесное Царствие.

Блажен и триблажен десятый Ангельский чин, который будет состоять из монахов, сподобившихся получить это место на Небе: они будут созерцать Лик Христов во веки веков, петь вместе с Ангелами, торжествовать, радоваться и благословлять Христа, Который принёс такую великую жертву, распялся, воскрес и спас человеческий род.

Помолимся, чтобы и нам, смиренным и ничего не значащим людям — и я первый из них, — войти в этот Ангельский чин, быть там, откуда ниспал Денница, — во славу Божию, во славу Того, Кто принёс Себя в жертву, во славу Безгрешного Агнца.

Помолимся, чтобы кончина наша была христианской, безболезненной, непостыдной, чтобы нам дать добрый, прекрасный ответ на Судище того Блаженного мира. Аминь.

 

Ефрем Святогорец (архим., 1928-). Искусство спасения. Т.1: беседы / старец Ефрем, игум. монастыря Филофей на Святой Горе Афон. - М.: Святая Гора, 2013.

 


[1] Следует уточнить, что евангелист Матфей упоминает не Богородицу, а «другую Марию": «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб» (Мф.28:1). Евангелист Марк называет последнюю «Марией Иаковлевой» (мать Иакова меньшего и Иосия, жену Клеопы) (см. Мк.16,1). — Ср.: Лк.24,1; Ин.20,1.

[2] См. Мф.28,5-7. «Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам» (Мф.28,5-7). — Ср:. Мк.16,6-7; Лк.24,5-8.

[3] В Синодальном переводе у евангелиста Марка «их объял трепет и ужас» (см. Мк.16,8).

[4] См. Ин.20,19.

[5] См. Мф.28, 9-10.

[6] «Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили» (Мк.16,14).

[7] Пасхальный канон, творение Иоанна Дамаскина. Песнь 1-я.

[8] В русском переводе: «...Пасху хваляще вечную» (Пасхальный канон, творение Иоанна Дамаскина, тропарь песни 5-й).

[9] Пасхальный канон…, ирмос песни 1-й.

[10] Преподобный Памва Нитрийский (IV в.) подвизался в пустыне Нижнего Египта, скончался в возрасте 70 лет. Житие св. Памвы известно по рукописи хранящегося на Афоне Египетского Патерика (гл. «Как достичь совершенства») и приводится в «Четьях-Минеях» свт. Димитрия Ростовского. Память совершается 18 июля по ст. ст.

[11] Досл.: обрабатывается. – Прим. пер.

[12] Преподобный старец Иосиф — знаменитый афонский подвижник Иосиф Исихаст (1898-1959, в миру — Франциск Коттис) родился на о. Парос, в Левках. Придя на Святую Гору, принял постриг в великую схиму от о. Ефрема в Катунаках, в каливе Благовещения. Одна из основных фигур православной духовности XX столетия. Ведя тихое существование, он, тем не менее, имел огромное влияние: был одним из главных возобновителей образа жизни исихастов, в частности, делания Иисусовой молитвы. После его смерти, ученики старца распространили плоды этого влияния на Афоне, а затем и по всей Греции, на Кипре и вплоть до Северной Америки. Канонизирован как месточтимый святой на Афоне.

Смотри также

Человек может стяжать благодать одним благим своим помыслом
1 августа Церковь празднует память преподобного Серафима Саровского. «Цель христианской жизни – стяжание Святого Духа», - говорит преподобный Серафим. Предлагаем …
Цель в том, чтобы православно жить. Пять наставлений старца Паисия Святогорца
12 июля Церковь празднует память первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот день завершается Петров пост. Оба апостола приняли мученическую …
Мы должны уважать свободу другого человека. Пять изречений старца Софрония (Сахарова) об общении с другими людьми
11 июля 1993 года отошел ко Господу известный афонский подвижник, ученик преподобного Силуана афонского, старец Софроний (Сахаров). Предлагаем вашему вниманию …
Пять наставлений святителя Феолипта Филадельфийского. День памяти - 8 июля
8 июля Церковь чтит память святителя Феолипта Филадельфийского, афонского аскета и богослова, учителя святителя Григория Паламы. Предлагаем вашему вниманию пять …
Три поучения афонского схимонаха Денасия (Юшкова). День памяти - 27 июня
Схимонах Денасий (Юшков, 1859–1928) в 1882 году в 23-летнем возрасте прибыл на Афон и поступил в Русский монастырь святого великомученика …
Как использовать гнев. Десять советов афонских старцев
Неконтролируемый гнев - величайший враг духовной жизни. Господь изначально наделил человека этим свойством души для противления греху, но после грехопадения …
О материальной и духовной нищете. Пять слов преподобного Паисия Святогорца
Ежегодно, в ближайшее воскресенье к 1 ноября (память свв. Космы и Дамиана Асийских), в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре чтят …
Как заменить печаль радостью. Иеросхимонах Агафодор (Буданов)
Тогда прояснится греховная тьма, облегчится сердце от тяжести греховной, воссияет свет и отрада на сердце и заменится печаль радостию. …
Десять изречений афонских святых о Кресте Господнем
27 сентября Церковь празднует Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. Через крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа мы обрели наше …
Рождество Богородицы: 10 изречений свт. Григория Паламы
21 сентября (8 сентября по старому стилю) Православная Церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы (или, как именуют в народе, Вторую (Малую) …