Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Прп. Иларион (Канчавели) Афонский: «Признак искренней любви есть молитва Богу»

МолитваОтрывок из письма старца Илариона Святогорца (Канчавели, 1776-1864) управляющему канцелярией Св. Синода П. И. Соломону от 4 февраля 1863 года:

Вы раскрыли частью и, как в зеркале, обозначили мне своим письмом искреннюю и смелую ревность и любовь, которую питаете в глубине души ко Христу и к православным догматам непорочной веры нашей, Матери нашей - Восточной Кафолической Церкви. Сие наипаче возвеселило меня, возлюбленный брат мой; потому что печалиться и беспокоиться о таковых тлетворных губителях, посланниках сатаны, колеблющих сердца простейших и неутвержденных в правильном учении и разуме Апостолов и прочих отцов Церкви, есть признак и верное доказательство искренней веры и любви к Богу нашему.

Но мы утверждаемся на неложных словах Христа, что врата ада не одолеют ея, так как, если и камень претыкания и камень соблазна есть истинная вера наша и закон ее, но не всем: верующим она есть воня благоухания в жизнь; неверующим - воня смерти в смерть, так как "позна Господь сущия Своя". "Овцы", говорит, "гласа Моего слушают и следуют за Мною, и Я дам им жизнь вечную, и не погибнут, потому что никто не может похитить их из руки Отца Моего, и за чужим не последуют, но убегут от него, потому что не знают гласа чужого голоса". - Итак, тщетно будет намерение сих безбожников, когда Церкви споспешествует божественная благодать, ревность и усердие священных пастырей и победоносное и живое слово Святого Духа; и стыд лица покроет их, ибо всякий упавший на камень, тот сокрушится; "если же на кого он упадет", говорит, "того раздавит".

Необходимейшая обязанность священных пастырей - внимать как бы "нам спящим", не одолели нас сии мысленные волки, возлюбленные.

Существует учение Христа: "подобно", говорит, "Царствие Небесное человеку, сеющему доброе семя на поле своем. Когда люди спали, пришел враг его, и посеял плевелы посреди пшеницы, и отошел. Видел, как наше нерадение бывает причиною прихода на поле врага и посева среди пшеницы. Но, если трудимся с ревностью, то не потерпят гласа нашего, но убегут со стыдом к сыну погибели.

Блаженны и преблаженны иереи и божественные пастыри и прочие представители словесных Христовых овец, которые не дадут сна очам, дремания веждам, ниже покоя им, дондеже найдут место святое Господу; народ, говорю, святой; храм угодный Богу в жилище и упокоение. Сии будут иметь честь и славу разумных правителей, которых Господь поставил на служение Себе. Сии будут причтены к освященным Христовым Апостолам...

И признак православной веры и искренней любви к Богу у всякого благочестивого христианина есть молитва Богу... Сия есть первейшая обязанность наша и наиприятнейшая, по отношение к Богу и к людям, хотя мы грешны...

Смиренный Иларион грузин,
год 1863, февраля 4.

Печатается по материалам книги иеромонаха Антония Святогорца «Очерки жизни и подвигов иеросхимонаха Илариона Грузина» (издано по благословению Архиепископа Сиракузского и Троицкого Лавра. Свято-Троицкий Монастырь, РПЦЗ, Джорданвилль, 1985 г.).

 

Дополнительно см.:

Подвижник Афонского Пантелеимонова монастыря прп. Иларион Грузин (Канчавели) внесен в месяцеслов РПЦ

 

Подвижник Русика прп. Иларион Грузин (Канчавели) Афонский. Краткое жизнеописание

 

Пребывание прп. Илариона (Канчавели) в русской святогорской обители на Афоне

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Иеросхимонах Серафим Карульский. О прелести
В духовной жизни, чтобы в «прелесть» не попасть, нужно жить «просто» — брать все как оно есть, т. е. исходя во всех поступках своих из истинного положения дел, и из своей меры. Об этом сказал преподоб
Иеросхимонах Серафим Карульский. О душеполезном одиночестве
Плакал я сегодня во сне: «Господи, дай мне одиноким, одним, уединенным быть, да в страхе Твоем спасаюсь! Ибо я увлекаюсь стадностию и до страха (из-за этого) не могу дойти, но — уста наша при нас суть
Иеросхимонах Серафим Карульский. О земном странничестве
Тяжело (скорбно) жить в суете, бессмыслии жизни этой («дурная бесконечность» — работать, чтобы жить...) — это так, когда полагать в ней все... а если по Апостольскому: «требующии мира сего, яко не тре
Иеросхимонах Серафим Карульский. О хранении внутренней чистоты
Место чистоты — отношение. Непонятно? Хочешь чистоты? Она в своем месте пребывает... Когда видна всякая нечистота и ощущается побуждение к ней, отношение ко всему такому законченно-отрицательное сохра
Святогорский иеромонах Арсений (Минин). О чем и как нужно молиться. Часть девятая: Божественный огонь
Для человека, обремененного скорбями, нет лучшего утешения, как молитва. «Злостраждет ли кто в вас, да молитву деет» (Иак. 5, 13). Если разговор с другом утоляет скорбь, то не тем ли более утоляет ее
Святогорский иеромонах Арсений (Минин). О чем и как нужно молиться. Часть восьмая: Дар Божий
Молитвенное расположение есть дар Божий. Но, смотря по степени сердечной чистоты и приемлемости, иные скоро чувствуют в себе этот дар, и тогда молитва бывает неизреченно сладостна и утешительна, а дру
Святогорский иеромонах Арсений (Минин). О чем и как нужно молиться. Часть седьмая: Неотступность в молитве
Обратимся к продолжению беседы о молитве к тому, что надобно не тогда только молиться, когда есть расположение к молитве, но молиться и тогда, когда не хочется молиться, когда лень, сон, заботы, суеты
Святогорский иеромонах Арсений (Минин). О чем и как нужно молиться. Часть шестая: Крестное знамение
Святые силою Креста Христова исцеляли болящих, воскрешали мертвых, безвредно испивали смертоносный яд, проходили сквозь огонь и воду, а нынешние христиане, подстрекаемые каким-то ложным стыдом, входя
Святогорский иеромонах Арсений (Минин). О чем и как нужно молиться. Часть пятая: Дом Божий
Совершая домашнюю молитву, никак не должны мы оставлять и общественную, т. е. посещение храмов Божиих: там верующие сподобляются особенной благодати, там приносится Бескровная Жертва для очищения грех
Святогорский иеромонах Арсений (Минин). О чем и как нужно молиться. Часть четвертая: Непрестанная молитва
Непрестанно молиться значит то, чтобы часто во всяком начинании и деле ум, сердце и воздыхание к Богу возводить и просить у Него милости, помощи и заступления. Что ни делал бы ты, как можно чаще призы
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх