15 февраля Церквь празднует Сретение Господне. В этот день – сороковой по Рождестве Христовом – Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу.
Редакция портала «Русский Афон» подобрала пять наставлений схиархимандрита Иеремии (Алехина, 1915-2016) на Сретение Господне.
1. Праведный старец Симеон, по преданию 300 лет ожидавший этого события, является образом души человеческой, чающей встречи с Господом. И поэтому песнь, которую из глубины сердечной воспел он своему Творцу и Богу, имеет отношение к каждому христианину.
2. Истинная благодатная молитва бывает тогда, когда Сам Господь дает уразуметь душе, что внимает ее молитве и собеседует с ней. Это состояние и пережил святой Симеон в храме. Священное Писание говорит нам, что он Духом Святым был приведен во храм и узнал Господа. Неприступный херувимам и серафимам, Тот, Кого не вмещает небо, и Кому земля мала для пяди Его – пребывал во объятиях Пресвятой Девы. Поистине, познать таковое неизреченное таинство можно только Духом Святым. Человеческому же разуму это недоступно.
3. Конечно же, благодать дается даром, по милости Божией, потому что нет таких заслуг, каковыми бы человек смог бы заслужить милость Божию. Но, тем не менее, будем помнить всегда, что дар боговедения и богопознания подается тем, кто сохранил верность до конца. "Яко Бог искуси их, и обрете достойны Себе; яко злато в горниле искуси их и яко всеплодие жертвенное прият я" (Бог испытал их, и нашел, что они достойны Его; как золото в горниле испытал их, и как всеплодие жертвенное принял их. Прем. 3, 5-6.), говорит премудрый Соломон.
4. "К Богородице притецем, – говорит песнотворец, – хотящии Сына Ея видети"[1]. К Ней, Заступнице рода христианского, будем усердно молиться, чтобы осводиться нам от страстей, сподобиться чистоты сердечной, без которых невозможно видеть Господа.
5. Церковь, словами песнотворца взывает: "На руках старческих во днешний день, яко на колеснице херувимстей, восклонитися благоизволивый Христе Боже, и нас поющих Тя, страстей мучительства призываемый избави, и спаси яко Человеколюбец"[2]. Внимательное слушание богослужения не только приобщает к молитве, но и облегчает понимание догматов церковных. В гимнах церковних сокрыто истинное богословие, не от премудрости и разума человеческого, но от Духа Святаго.
[1] Икос по 6-й песни канона на Сретение Господне.
[2] Стихира на хвалитех на праздник Сретения Господня.
Смотри также