Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Схиархимандрит Иеремия о Пятидесятнице, поклонах, истинной свободе и о счастье человека

Игумен Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне схиархимандрит Иеремия (Алехин)В Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне завершился период празднования Пятидесятницы. Ежедневно в эти дни, начиная с понедельника Святого Духа, за Повечерием после чтения трипеснца пелся умилительный акафист ко Пресвятой и Живоначальной Троице с припевом «Свят, Свят, Свят еси Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради святаго Твоего». По уставу монастыря этот акафист совершается соборно, то есть несколькими священниками, во главе с предстоятелем. На каждый день седмицы составлены особые молитвы ко Пресвятой Троице по окончании акафиста.

По словам игумена русской святогорской обители схиархимандрита Иеремии (Алехина), Пятидесятница подобна первому дню творения, когда Господь сказал: «Да будет свет» (Быт. 1,3). Так и в этот день возсиявает несотверенный, благодатный свет Духа Истины, в котором открывается свет Триипостасного и Нераздельного Божества. Это-то и значат слова великого славословия: «Во свете Твоем узрим свет...»

Игумен Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне схиархимандрит Иеремия (Алехин)

«Видехом Свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную», – поет Церковь в день Святой Пятидесятницы. Дух Святой, сошедший на учеников Христовых, отверз их ум к богопознанию, к принятию божественных таин. Благодаря сошествию Святого Духа апостолы познали тайну единого в трех лицах Божества. Полнота ведения, которая соделала рыбарей и мытарей богословами и евангелистами, открывает духу христианина такие глубины богопознания, о которых он не имеет представления, пока не осенит его благодать.

«Полнота богопознания, – говорит схиархимандрит Иеремия, – побуждает нас поклоняться Познанному, – именно об этом поется в стихирах праздника Пятидесятницы; этот же смысл заложен и в коленопреклоненных молитвах на вечерне праздника Святой Троицы. В этот особый и знаменательный день поклоны являются символом не столько нашей греховности и повинности, сколько символом чести нашего сыновства, нашего присвоения Господу, символом того, что мы покланяемся Богу, Которого познали». Поэтому в день Пятидесятницы возвращение поклонов воспринимается всеми православными с радостью: «Нераздельной Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть!»

Игумен Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне схиархимандрит Иеремия (Алехин)

«Богопознание безгранично, – отмечает о. Иеремия, – и каждый простирается в него настолько, насколько удаляется от мира, от утех земных, от суеты, тления, тщеты и праздности. Но и с другой стороны, никто не может отвергнуть мир и прелесть его, если не привлечет его прежде любовь Божия. Господь повелел апостолам пребывать в Иерусалиме до времени принятия Святого Духа. Это уединение символизирует уклонение от мира, и не только от внешнего, но и от внутреннего – то есть от совокупности страстей. По мере того, как умолкают страсти в человеке, открывается в нем действие благодати Святого Духа. Об этом говорит псалом: "Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог" (Пс. 45, 10). Град Иерусалим – это ум человека, а сердце – престол, на который должен снизойти огонь Святого Духа. Христианин должен упраздниться от всех страстей, водвориться, уединиться во внутренней своей клети, и там ожидать Утешителя, Который принесет ему просвещение Истины, победу и свободу. Только в благодати Духа Святого мы познаем своего Творца, встречаемся с Ним, собеседуем с Ним, как с Отцом Небесным, получаем истинную победу над страстями и истинную духовную свободу – свободу жить не по побуждению и насилию страстей, привычек и инстинктов, но по воле Божией. И в этом – счастье человека».

 

Дополнительно см.:

Пасхальное поздравление наместника Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина)

 

СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ. Слово игумена Афонского Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии на праздник святителя Григория Паламы

 

 

 

 

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Советы афонских старцев о воспитании детей
Как вырастить своих детей добрыми христианами? Что поможет в деле воспитания? Как молиться о детях и чему их учить? Ответы на эти вопросы дают святогорские подвижники.
Учение преподобного Силуана Афонского о Божией Матери
«Когда я был молодым послушником, однажды молился я пред иконой Божией Матери, и молитва Иисусова вошла в сердце мое и сама стала там произноситься. А однажды в церкви я слушал чтение пророчеств Исаии
Афонский старец Иероним (Соломенцов). Бесценный бисер
Один из живущих близ нашей обители пустынников, подходя однажды к принятию Святых Христовых Тайн, нечаянно толкнул Чашу, желая взять в руки илитон, и чуть было не вытолкнул ее из рук священнослужителя
Прп. Порфирий Кавсокаливит: Когда ты любишь Христа, ты любишь всех
Какие душеполезные наставления Старца Порфирия Кавсокаливита особенно запомнились?
Прп. Паисий Святогорец о том, как принимать несправедливость
«О, если бы все люди поступали со мной несправедливо! Говорю вам со всею искренностью: самая сладкая духовная радость была испытана мной среди несправедливости».
Восемь поучений старца Силуана Афонского о духовничестве
«Господь дал в Церкви Святой пастырей, и они служат в образе Христа, и им дана власть прощать грехи Духом Святым», — писал выдающийся русский подвижник афонского Пантелеимонова монастыря преподобный С
Афонский старец Иероним (Соломенцов). Мысли на Рождество Христово
Что же мы, убогие, принесем в дар Создателю своему? Благих наших Он не требует, но мы принесем Ему сердце чистое, любовь нелицемерную, этих даров Он ждет от нас, и ими услаждается, ради них Он и с неб
Иеросхимонах Серафим Карульский. «Будьте яко дети...»
Ум внутрь входя — со-вне, вначале в более внешнюю, поверхностную область (сердечную) сходит, а там духи злобы кроются и особо яро и лукаво начинают действовать на входящего, сего ради ОСОБАЯ помощь ем
Иеросхимонах Серафим Карульский. Об освобождении сердца от земной «суеты»
Самый подвиг дела спасения, производящий движение от земли к небу, заключается в том, чтобы сердце оставляло, т. е. отвергало привычное и приятное ему земное — ради Бога, ради будущей жизни. И это про
Иеросхимонах Серафим Карульский. О молитве Иисусовой
Молитва эта имеет многие степени, от начальной до нескончаемого совершенства. Нужно обратить внимание на то, что усвоение ее душой находится в связи с вхождением внутрь себя вниманием, устремляясь к с
Последние обновления
Архив сайта
<<<Июнь 2015>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
123456
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Видеогалерея

 

 

на верх