Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Слово схиархимандрита Иеремии (Алехина) на Сретение Господне

Игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин)По слову игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 100-летнего старца-схиархимандрита Иеремии (Алехина), «Праведный старец Симеон, по преданию 300 лет ожидавший этого события, является образом души человеческой, чающей встречи с Господом. И поэтому песнь, которую из глубины сердечной воспел он своему Творцу и Богу, имеет отношение к каждому христианину».

Поздравив братию русской святогорской обители с праздником Сретения Господня, отец-игумен Иеремия сказал: «Всем вам желаю так проводить свою жизнь, чтобы каждый год, каждый день и каждый миг ее был исканием Бога, исканием посильным, с трудом и понуждением. Каждый из нас старается по возможности молиться Господу. И такое старание – богоугодно. Но не будем забывать, что истинная благодатная молитва бывает тогда, когда Сам Господь дает уразуметь душе, что внимает ее молитве и собеседует с ней. Это состояние и пережил святой Симеон в храме. Священное Писание говорит нам, что он Духом Святым был приведен во храм и узнал Господа. Неприступный херувимам и серафимам, Тот, Кого не вмещает небо, и Кому земля мала для пяди Его – пребывал во объятиях Пресвятой Девы. Поистине, познать таковое неизреченное таинство можно только Духом Святым. Человеческому же разуму это недоступно. Конечно же, благодать дается даром, по милости Божией, потому что нет таких заслуг, каковыми бы человек смог бы заслужить милость Божию. Но, тем не менее, будем помнить всегда, что дар боговедения и богопознания подается тем, кто сохранил верность до конца. "Яко Бог искуси их, и обрете достойны Себе; яко злато в горниле искуси их и яко всеплодие жертвенное прият я" (Бог испытал их, и нашел, что они достойны Его; как золото в горниле испытал их, и как всеплодие жертвенное принял их. Прем. 3, 5-6.), говорит премудрый Соломон».

Сретение Господне

Отец Иеремия просил также обратить внимание на слова праздничного богослужения. В них особое значение в деле нашего спасение и богоискания придается Матери Божией. "К Богородице притецем, – говорит песнотворец, – хотящии Сына Ея видети" (Икос по 6-й песни канона). К Ней, Заступнице рода христианского, будем усердно молиться, чтобы сводиться нам от страстей, сподобиться чистоты сердечной, без которых невозможно видеть Господа. Глубокого умиления исполнены стихи на 9-й песни канона: "Богородице Дево, упование христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих". "Богородице Дево, миру благая помощнице, покрый и соблюди от всякия нужды и печали". "О, Христе всех Царю! Подаждь ми слезы теплы, да плачу мою душу, юже зле погубих."

"О Девице Марие! Просвети мою душу, помраченную люте житейскими сластьми".

И в другом месте этого богослужения Церковь, словами песнотворца взывает: "На руках старческих во днешний день, яко на колеснице херувимстей, восклонитися благоизволивый Христе Боже, и нас поющих Тя, страстей мучительства призываемый избави, и спаси яко Человеколюбец" (Стихиры на хвалитех).

Внимательное слушание богослужение, по словам отца Иеремии, не только приобщает к молитве, но и облегчает понимание догматов церковных. «В гимнах церковных, – говорит отец Иеремия, – сокрыто истинное богословие, не от премудрости и разума человеческого, но от Духа Святаго».

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» ( www.afonit.info ) 

Дополнительно см.:

Поучения 100-летнего русского афонского старца Иеремии (Алехина)

 

Подвижник нашего времени. Жизнеописание 100-летнего игумена Афонского Пантелеимонова монастыря о. Иеремии (Алехина) (+ ФОТО)

 

На Афоне отметили именины 100-летнего старца-игумена Иеремии (Алехина)

 

 

 

 

Смотри также:
Афонский старец Иероним (Соломенцов). Мысли на Рождество Христово
Что же мы, убогие, принесем в дар Создателю своему? Благих наших Он не требует, но мы принесем Ему сердце чистое, любовь нелицемерную, этих даров Он ждет от нас, и ими услаждается, ради них Он и с неб
Иеросхимонах Серафим Карульский. «Будьте яко дети...»
Ум внутрь входя — со-вне, вначале в более внешнюю, поверхностную область (сердечную) сходит, а там духи злобы кроются и особо яро и лукаво начинают действовать на входящего, сего ради ОСОБАЯ помощь ем
Иеросхимонах Серафим Карульский. Об освобождении сердца от земной «суеты»
Самый подвиг дела спасения, производящий движение от земли к небу, заключается в том, чтобы сердце оставляло, т. е. отвергало привычное и приятное ему земное — ради Бога, ради будущей жизни. И это про
Иеросхимонах Серафим Карульский. О молитве Иисусовой
Молитва эта имеет многие степени, от начальной до нескончаемого совершенства. Нужно обратить внимание на то, что усвоение ее душой находится в связи с вхождением внутрь себя вниманием, устремляясь к с
Иеросхимонах Серафим Карульский. О совмещении внешнего делания с памятью Божьею
«С Богом Святым!» Можно человеку жить с Богом, можно — без Бога, так и живут люди. С Богом жить возможно по причине изволения Его к тому и расположенности к тому самого человека... тогда обстоятельств
Чудесное обращение грешника к покаянию. Из записок старца Иеронима (Соломенцова)
В 1870-х годах прибыл на Афон, в наш монастырь, из сибирских стран торговый человек лет около 30, довольно развитой, который решился остаться в нашем монастыре на всегдашнее жительство. Рассказ духовн
Иеросхимонах Серафим Карульский. О прелести
В духовной жизни, чтобы в «прелесть» не попасть, нужно жить «просто» — брать все как оно есть, т. е. исходя во всех поступках своих из истинного положения дел, и из своей меры. Об этом сказал преподоб
Иеросхимонах Серафим Карульский. О душеполезном одиночестве
Плакал я сегодня во сне: «Господи, дай мне одиноким, одним, уединенным быть, да в страхе Твоем спасаюсь! Ибо я увлекаюсь стадностию и до страха (из-за этого) не могу дойти, но — уста наша при нас суть
Иеросхимонах Серафим Карульский. О земном странничестве
Тяжело (скорбно) жить в суете, бессмыслии жизни этой («дурная бесконечность» — работать, чтобы жить...) — это так, когда полагать в ней все... а если по Апостольскому: «требующии мира сего, яко не тре
Иеросхимонах Серафим Карульский. О хранении внутренней чистоты
Место чистоты — отношение. Непонятно? Хочешь чистоты? Она в своем месте пребывает... Когда видна всякая нечистота и ощущается побуждение к ней, отношение ко всему такому законченно-отрицательное сохра
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх