Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ. Слово игумена Афонского Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии на праздник святителя Григория Паламы

Игумен Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин)Время Великого Поста – это время особого духовного напряжения, духовного внимания, когда мы должны собрать все наши силы, рассеянные сéмо и овáмо (здесь и там, всюду) и направить к тому, что есть едино на потребу (ср.: Лк. 10, 40-42). Человек, вступивший в звание христианское, обязан всю свою жизнь проводить достойно этого призвания, проводить не плотскую и греховную жизнь, но жизнь духовную во Христе. Пост существует для того, чтобы восполнить нашу неисправность в духовной жизни на протяжении всего года. По количеству дней он составляет десятую часть года – десятину нашего времени, которую мы должны посвятить на служение Господу.

Во второе воскресенье Великого Поста святые отцы установили особое празднество: воспоминание трудов и подвигов святителя Григория Паламы. И Праздник этот, как и Праздник предыдущего воскресного дня, учрежден Церковью не случайно.

Святитель Григорий Палама был не просто выдающимся архипастырем, добре управившим свое стадо и положившим душу за овцы. Церковь приравнивает его к Учителям и Отцам Церкви, таким, как святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, которые потрудились над формированием православного вероучения, хотя он жил много позднее эпохи Вселенских Соборов, почти на закате Византийской Империи.

Почему же один из воскресных дней Святой Четыредесятницы был назван в честь этого святителя?

Святитель Григорий Палама своими трудами отстоял право христианина на духовную, благодатную жизнь, право на стяжание человеком в полноте его духовно-телесной природы Божией благодати, на богопознание и обожение. Главная цель его трудов была богословски обосновать опыт духовной жизни православного монашества, который является эталоном или образцом для всех верных Церкви Христовой. Жизнь не только монаха, но каждого христианина заключается не только в посещении храма, чтение определенных молитв, участии в таинствах и обрядах, в исполнении тех или иных обязанностей христианина – все это очень важно, но если при всем этом христианин не будет стараться вести внутреннюю духовную жизнь, повседневно, ежечасно корректируя свои мысли, чувства, желания в соответствии с Евангелием, он не достигнет главной цели своей жизни, не исполнит своего предназначения, не привлечет к себе божественную благодать, не станет храмом Божиим и «богом по благодати».

Преподобный Симеон Новый Богослов ясно говорит, что кто не стяжал благодати в сей жизни – не может называться христианином. Преподобный Симеон как бы формулирует более возвышенный критерий причастности к христианству; для него недостаточно формальной принадлежности к Православию, но необходимо еще и опытное приобщение к плодам крестного подвига, воскресения и вознесения Христа. Благодать Божия – это энергия, с помощью которой непознаваемый по природе Бог открывается верным. По благодати верный христианин может не только стать боговедцем, но и стать богоносцем, стяжать Бога внутри своего сердца. Тот, Кого не вмещает ни небо, ни земля, по благодати вмещается в сердце человека. Но сердце это должно быть очищено от страстей. "Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят" (Мф. 5,8). А когда Сам Господь почиет в сердце твоем, тогда, се Царствие Божие внутрь вас есть (ср.: Лк. 17, 20-21). Тогда человек, подобно апостолам на Фаворе, созерцает Господа во свете и славе непреступной Божества.

Благодаря трудам святителя Григория Паламы практика духовной жизни была заново осмыслена в свете святоотеческого богословия и получила глубокое догматическое обоснование. Внутренняя, сокровенная жизнь в Боге, борьба со страстями, поиск и стяжание благодати – являются неотъемлемыми сторонами Православной духовности. Если бы святитель Григорий Палама не смог отстоять их в свое время, тогда духовная жизнь Православного христианства потеряла бы свою полноту и целеустремленность, превратившись в формальное, обрядовое христианствование, лишенное живого опыта богопознания, сопребывания и собеседования с Богом.

 Великий пост, март 2016 г.

Дополнительно см.:

Слово схиархимандрита Иеремии (Алехина) пред началом Святого и Великого Поста

 

Слово схиархимандрита Иеремии (Алехина) на Сретение Господне

 

НЕ ПОМНИТЬ ЗЛА. Духовная тайна 99-летнего русского старца Иеремии Афонского

 

99-летие игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря старца-схиархимандрита Иеремии

 

Русские старцы XXI века: схиархимандрит Иеремия (Алехин)

 

 

 

 

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
10 изречений старца Ефрема Филофейского о испытаниях, мужестве и трусости
Наш современник архимандрит Ефрем (Мораитис) — подвижник, пастырь и миссионер, трудами которого была возрождена монашеская жизнь в ряде афонских монастырей, а также основана целая сеть обителей в Амер
Прп. Паисий Святогорец о вреде хвататься за многое одновременно
Люди сегодня не живут просто. Поэтому они сильно отвлекаются. Они хватаются за многое и тонут во множестве попечений. А я сперва заканчиваю с каким-то одним или двумя делами – и только потом думаю о д
5 поучений преподобного Паисия Святогорца о смерти и будущей жизни
Преподобный Паисий Святогорец вслед за апостолом Павлом мог сказать: «для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп. 1:21). В 1966 году старец тяжело заболел и ему отняли большую часть легки
Афонский схимонах Иулиан (Троянский). Об Истинном Христианстве
Вы просили меня несколько строк написать к Вам, но так как я ни Вас, ни внутреннего состояния души вашей не знаю, то и откладывал письмо до сих пор. Между тем, временами не забывал я о Вас в слабых мо
Пять изречений прп. Силуана Афонского о подлинной свободе
Старец Силуан Афонский (1866 - 1936) не был философом в обычном смысле этого слова, но он был воистину мудрец, обладавший ведением того, что выходит за пределы философии. Старец часто молился: «Господ
Старец Моисей Святогорец: Чему нас учат и на что вдохновляют жены-мироносицы
Монах Моисей Святогорец подвизался на Святой Горе Афон около тридцати пяти лет. Он являлся иконописцем, поэтом, критиком и писателем. Издал 52 книги и написал более 1000 статей. Его труды переведены и
«Ибо Христос Воскресе!» Изречения афонских старцев о Пасхе Христовой
Воскресение Христово – величайшее Чудо и величайшее Событие в истории человечества. Поздравляя читателей с этим Праздником праздников и Торжеством из торжеств, редакция портала «Русский Афон» подготов
Афонский старец Ефрем Филофейский о том, что нужно сделать, чтобы ощутить пасхальное чудо
Афонский старец Ефрем (в миру — Иоаннис Мораитис) родился 24 июня 1928 года в городе Волос (Греция). 19-ти лет он навсегда переселился на Святую Гору, став послушником святого старца Иосифа Исихаста,
Как перенести искушения в праздники: Советы афонского старца Паисия
Православный мир готовится встретить Светлое Христово Воскресение. В предвкушении пасхального торжества, когда мы поглощены приятными хлопотами и приготовлениями, легко впасть в различные искушения, к
Десять  наставлений прп. Силуана Афонского о покаянии
Преподобный Силуан Афонский (1866 - 1938) – один из самых известных и почитаемых в мире современных святогорских старцев, подвизавшийся в Русском на Афоне Свято-Пантелеимонове монастыре. В своих духов
Последние обновления
Архив сайта
<<<Март 2017>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
141516171819
20212223242526
2728293031  
Видеогалерея

 

 

на верх