Для человека, обремененного скорбями, нет лучшего утешения, как молитва. «Злостраждет ли кто в вас, да молитву деет» (Иак. 5, 13). Если разговор с другом утоляет скорбь, то не тем ли более утоляет ее беседа с самим Создателем, истинным утешителем души. С трудом приобретается навык к внимательной, неразвлекаемой молитве, и когда он усвоится, то молитва делается источником непрестанного духовного утешения.
Светило подвижников, св. Макарий Египетский, собственным опытом изведавший духовные утешения, следовавшие за молитвой, говорит об этом так: «Иногда огнь молитвенный возгорается и воспламеняется сильнее, а иногда как бы слабее; светильник этот, всегда горя и светя, по временам делается яснее, более возжигается от упоения благодатью Божией, а в другое время сияние свое издает бережливо; в иное же время свет этот, явясь в сердце, отверзал внутреннейший, глубочайший и сокровеннейший свет, почему человек, всецело поглощенный этой сладостью и этим созерцанием, не владел уже собой».
Описание того блаженного молитвенного состояния не вполне доступно понятиям людей, мало упражнявшихся в молитве, а кто с прилежанием и смирением подвизается в этом святом занятии, у того отверзаются внутренние духовные очи и открываются ему тайные неведомые дела Божии. Но скажем, если и всегда нужны духовные руководители, то тем более в молитвенных подвигах, чтобы по склонности нашей к возношению, вместо благодати, не принять прелесть духа злобы, преобразующегося в Ангела светлого, как сказал св. Апостол Павел.
СВЯТОГОРСКИЙ ИЕРОМОНАХ АРСЕНИЙ (МИНИН). О ЧЕМ И КАК НУЖНО МОЛИТЬСЯ
ПРИГОТОВЛЕНИЕ
БЛАГОДАРЕНИЕ, ПОКАЯНИЕ И ПРОШЕНИЕ
ЛУЧШЕЕ ИЗ ДЕЛ
НЕПРЕСТАННАЯ МОЛИТВА
ДОМ БОЖИЙ
КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ
НЕОТСТУПНОСТЬ В МОЛИТВЕ
ДАР БОЖИЙ
БОЖЕСТВЕННЫЙ ОГОНЬ
Публикуется по книге: «Афонское Добротолюбие о безмолвии и молитве».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 14. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2015.
Смотри также