Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Святогорский иеромонах Арсений (Минин). О чем и как нужно молиться. Часть третья: Лучшее из дел

Иеромонах Арсений (Минин)Какое благо может быть выше этого, чем беседовать с Господом и пребывать в непрестанном соединении с Ним? Многое время пребывая в молитве и не видя плода, не говори, что будто ты ничего не приобрел и ничего не исправил: ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение и исправление.

Преподобный Иоанн Египетский, пустынник и затворник, называемый Прозорливым, между прочими советами пришедшим к нему за наставлением братьям дал следующую заповедь: «Никогда не надо высокомудрствовать во время молитвы, не почитать себя праведным, но со смирением и сердечным сокрушением непрестанно взывать к Богу о помиловании и помощи на трудном и скользком пути к спасению».

Не старайся многословить, беседуя с Богом, чтобы на изыскание слов не рассеялся твой ум. Мытарево одно слово, произнесенное из глубины сердца сокрушенного, умилостивило Бога, а велеречие фарисеево посрамило его. «На кого воззрю, — говорит Господь, — токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих» (Ис. 66, 2).

Хотя бы ты и на всю лестницу добродетелей взошел, однако и тогда о прощении согрешений молись, слыша Апостола Павла о грешниках говорящего: «От них же первый есмь аз». Многое время пребывая в молитве и не видя плода, не говори, что будто ты ничего не приобрел и ничего не исправил: ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение и исправление.

Какое благо может быть выше этого, чем беседовать с Господом и пребывать в непрестанном соединении с Ним? «Кто, занимаясь каким-либо делом, — говорит св. Лествичник, — и час молитвенный продолжает в нем упражняться, тот посмеян бывает от бесов, ибо эти воры о том и стараются, чтобы временем занятий часы молитвы у нас похищать. Оставление молитвы причиняет душе невидимую смерть.

Молитвой занимаясь, будь также всегда милостив, через эту добродетель еще здесь сторицей примешь и жизнь вечную наследуешь, а связанный страстью сребролюбия никогда не может чисто помолиться. Не оставляй молитвы до тех пор, пока огонь ее и воды слез сами от тебя стремительно не отойдут, ибо может быть другого таково времени к прощению грехов твоих во всю твою жизнь не получишь. Если ты какими словами молитвы усладился, продолжай их, ибо Ангел-хранитель твой молится тогда вместе с тобою.

Св. Никон видел однажды некоего инока, идущего и про себя читающего молитву, которая как пламень огненный исходя из уст его, достигала небес. Инок шел в сопровождении Ангела, имевшего в руках своих огненное копье, которым он отгонял бесов от него».

Св. Макарий Великий объясняет примером, каким образом упражнение в молитве низводит от Господа дар молитвы: «Хотя младенец, — говорит он, — ничего не может делать, однако же, он, ища матери, движется, плачет, и матерь сжалится над ним; она рада, что дитя с усилием и воплем ищет ее, и так как младенец не может идти к ней, то сама мать, преодолеваемая любовью к младенцу за долгое его искание, подходит к нему и с великой нежностью берет, ласкает и кормит его. То же делает и человеколюбивый Бог с душой, которая ищет Его».

Постоянно пребывающий в молитве, как учит св. Макарий Великий, как бы таинственно соединяется с Господом. Приняв Св. Духа, он воспламеняется любовью к Господу, возгорается ненасытным желанием сопребывания с Ним, по реченному: «Ядущие Мя еще взалчут, и пиющие Мя еще вжаждутся» (Сирах. 24, 23). Подобное состояние человека служит как бы предызображением того блаженства, которое уготовано любящим Бога в будущем веке.

СВЯТОГОРСКИЙ ИЕРОМОНАХ АРСЕНИЙ (МИНИН). О ЧЕМ И КАК НУЖНО МОЛИТЬСЯ
ПРИГОТОВЛЕНИЕ
БЛАГОДАРЕНИЕ, ПОКАЯНИЕ И ПРОШЕНИЕ
ЛУЧШЕЕ ИЗ ДЕЛ
НЕПРЕСТАННАЯ МОЛИТВА
ДОМ БОЖИЙ
КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ
НЕОТСТУПНОСТЬ В МОЛИТВЕ
ДАР БОЖИЙ
БОЖЕСТВЕННЫЙ ОГОНЬ

Публикуется по книге: «Афонское Добротолюбие о безмолвии и молитве».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 14. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2015.

 

 

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Пять духовных лекарств святогорских подвижников
«Искушения, скорби, огорчения, приходящие или от диавола, или от людей, или возбуждаемые миром, который мы несём в себе, — всё это лекарства, всё это посылается Божиим Промыслом для того, чтобы к нам
Советы афонских старцев о воспитании детей
Как вырастить своих детей добрыми христианами? Что поможет в деле воспитания? Как молиться о детях и чему их учить? Ответы на эти вопросы дают святогорские подвижники.
Учение преподобного Силуана Афонского о Божией Матери
«Когда я был молодым послушником, однажды молился я пред иконой Божией Матери, и молитва Иисусова вошла в сердце мое и сама стала там произноситься. А однажды в церкви я слушал чтение пророчеств Исаии
Афонский старец Иероним (Соломенцов). Бесценный бисер
Один из живущих близ нашей обители пустынников, подходя однажды к принятию Святых Христовых Тайн, нечаянно толкнул Чашу, желая взять в руки илитон, и чуть было не вытолкнул ее из рук священнослужителя
Прп. Порфирий Кавсокаливит: Когда ты любишь Христа, ты любишь всех
Какие душеполезные наставления Старца Порфирия Кавсокаливита особенно запомнились?
Прп. Паисий Святогорец о том, как принимать несправедливость
«О, если бы все люди поступали со мной несправедливо! Говорю вам со всею искренностью: самая сладкая духовная радость была испытана мной среди несправедливости».
Восемь поучений старца Силуана Афонского о духовничестве
«Господь дал в Церкви Святой пастырей, и они служат в образе Христа, и им дана власть прощать грехи Духом Святым», — писал выдающийся русский подвижник афонского Пантелеимонова монастыря преподобный С
Афонский старец Иероним (Соломенцов). Мысли на Рождество Христово
Что же мы, убогие, принесем в дар Создателю своему? Благих наших Он не требует, но мы принесем Ему сердце чистое, любовь нелицемерную, этих даров Он ждет от нас, и ими услаждается, ради них Он и с неб
Иеросхимонах Серафим Карульский. «Будьте яко дети...»
Ум внутрь входя — со-вне, вначале в более внешнюю, поверхностную область (сердечную) сходит, а там духи злобы кроются и особо яро и лукаво начинают действовать на входящего, сего ради ОСОБАЯ помощь ем
Иеросхимонах Серафим Карульский. Об освобождении сердца от земной «суеты»
Самый подвиг дела спасения, производящий движение от земли к небу, заключается в том, чтобы сердце оставляло, т. е. отвергало привычное и приятное ему земное — ради Бога, ради будущей жизни. И это про
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх