При заботливости о сей добродетели надо еще иметь благоговейный страх Божий... и не удалиться от Благодати Св. Духа, в нас живущего. А если мы удалим от себя Духа Святого, то по необходимости
впадем в руки врага нашего спасения, который влечет нас туда же, где и сам живет, то есть в ад преисподний.
Священное Писание указывает нам на одну из первоначальных добродетелей, она именуется: благоразумное молчание. Если она полезна для всех вообще, то для монашествующих в особенности. А посему св. Отцы сказали: всякую добродетель надо начинать от языка; если кто не удерживает язык свой, то у сего не ищи добродетели, ибо душа его опустошена, весь дух благочестия испарился. Лучше упасть с высоты, нежели от языка... Недаром же Св. Церковь заставляет нас ежедневно повторять в течение всего года, а в Великий Пост даже поет среди храма: «Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих». Почему? Потому, во-первых, что ничем так часто и так много не согрешаем мы, как языком; потому, во-вторых, что крайняя умеренность и осторожность в словах есть не только высокая добродетель христианская, но и лучшее средство к мудрой и счастливой мирной жизни, как в обществе, так наипаче в монастырской жизни.
«Аще кто в слове не согрешает, говорит св. Апостол Иаков, тот совершен муж, силен обуздать все тело». Язык — это огнь, как называет его тот же св. Апостол, — мгновенно возгорается, и прежде чем успеешь опомниться, опаляет кого-либо, либо укоризною, либо клеветою или осуждением и оскорблением. Язык — неудержимое зло: тем благословляем Бога Отца, и тем же клянем человека. От тех же уст исходит благословение и клятва. Но слово Божие гремит на таковых: «За всякое слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в День Судный. Небо и земля прейдут, словеса же Моя не прейдут», — говорит Господь.
Удерживай язык свой в то время, когда сильное огорчение взволновало тебя, — и ты предотвратишь ссору, быть может, жестокую и опасную, угасишь вражду, быть может, долговременную и нескончаемую.
Привыкшему к празднословию придет ли охота молиться? Откуда придет к нему благое слово молитвы, когда язык его привык переливать одни пустые и праздные слова? Удерживай язык твой тогда, когда ни время, ни место не позволяет суесловия, например, в храме Божием, и не обнаружишь, по крайней мере, пред другими, своего крайнего легкомыслия и неразумия, предохранишь себя от тяжкого греха — оскорбления Святыни и величия Божия, и не подашь пагубного соблазна душе брата или сестры.
Итак, есть ли человек хотяй видети дни благи в жизни своей? — Удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголати льсти. А прежде и паче всего возводи ум твой к Богу и воздыхай к Нему сердцем своим: да оградит Он слух твой от пустых и душевредных бесед, да охранит душу твою от мечтаний и помышлений лукавых, да соблюдет сердце твое в страхе Божием, да даст тебе зреть своя согрешения и не осуждать брата или сестру твою, да удержит язык твой от всякого слова праздного, о нем же воздадят человецы слово в День Судный.
— Положи Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих!
Итак, при заботливости о сей добродетели надо еще иметь благоговейный страх Божий, то есть иметь постоянное крайнее опасение, чтобы не оскорбить величия Божия ни мысленно, ни словом, и делом не прогневать Его благость, присно с нами сущую, и не удалиться от Благодати Св. Духа, в нас живущего. А если мы удалим от себя Духа Святого, то по необходимости впадем в руки врага нашего спасения, который влечет нас туда же, где и сам живет, то есть в ад преисподний.
Но да избавит всех нас Господь Бог от такового несчастья, о чем и должны мы к Нему прибегать за помощью в деле спасения, памятуя Его слова: «Яко без Мене не можете творити ничесоже доброго и спасительного».
Аминь.
3/16 июня 1935 г.
Схиархимандрит Кирик (Максимов)
Печатается по книге: "Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков". Серия "Русский Афон XIX - XXвеков". Т. 16. - Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2016.
Смотри также