Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Путями апостольской миссионерской проповеди учеников Христовых. Памяти Собора 12-ти Апостолов

Собор 12-ти АпостоловВ Русском Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон хранятся мощи святых апостолов Петра, Андрея, Филиппа, Варфоломея и Фомы, которые выносятся для поклонения в дни их памяти. Каждому апостолу из числа 12 по уставу Русской обители на Афоне полагается совершаеть полиелей с соборным служением.

Глубоко чтится русскими святогорцами Собор святых славных и всехвальных 12-ти Апостолов Христовых: Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия (празднование: 30 июня / 13 июля).

Святые Апостолы по выпавшему каждому по воле Божией жребию самоотверженно несли проповедь Евангельского благовестия во всех концах тогдашнего цивилизованного мира, так или иначе связанного культурными и торгово-экономическими отношениями с Римской империей. Маршруты апостольских миссионерских путешествий простирались как на юг, так и на север от империи, как на восток, так и на запад от нее. Водимые Духом Святым, Апостолы принесли Евангельскую Истину в земли Скифии и будущей Киевской Руси, в земли Армении и Иверии, в Персию, Ассирию и Индию – на Востоке. На Западе и Севере – в земли Галлии, Испании, Британии. На Юге, в Африке, особенно плодотворной апостольская миссия оказалась в Египте и Эфиопии.

Собор 12-ти Апостолов

Книга Деяний святых Апостолов, несмотря на свое название, посвящена, главным образом, описанию деятельности апостола Павла, который не входил в число 12-ти. Значительная часть Деяний повестует об эпизодах жизни и деятельности святого апостола Петра. Эпизодически упоминаются апостолы Иаков и Иоанн Зеведеевы. История деятельности других апостолов из числа 12-ти ограничивается описанием событий, связанных с Вознесением Господним (Деян. 1, 4 – 11), Сошествием Святого Духа (Деян. 2, 1 – 4), избранием апостола Матфия (Деян. 1, 15 – 26) и Иерусалимским Апостольским Собором (Деян. 15, 6 – 29). Книга Деяний уделяет большее внимание апостолам из числа 70-ти: Варнаве, архидиакону Стефану, архидиакону Филиппу, евангелисту Марку, апостолам Силе, Тимофею, Акиле и Прискиле, Аполоссу. Большенсвто из них были сподвижниками апостола Павла. Сама Книга написана спутником Павла евангелистом Лукой, также входившем в число 70-ти. На основании данных, приводимых в Книге Деяний, создана карта апостольских путешествий Павла, сопутствующая всем современным изданиям Нового Завета.

В то же время, жизнь, деятельность и труды 12-ти апостолов остаются как бы в тени мощной фигуры святого апостола Павла, по праву названного первоверховным. Тем не менее, Церковное Предание сохранило достаточные сведения о проповеднических трудах других апостолов из числа 12-ти. Ниже приведены таблица и карта, в которых отмечены области (или уделы), в которых потрудились 12 апостолов.

Собор 12-ти Апостолов

Карта миссионерских путешествий 12-ти Апостолов

 

Андрей Первозванный – Апостол Святой Руси

Апо́стол Андре́й Первозва́нный. Апостолу Андрею довелось проделать самый длинный миссионерский путь. Он проповедовал в землях Вифинии (Италия) и Пропонтиды (Мраморное море), Фракии и Македонии (Турция, Греция, Болгария), Скифии (севернее Каспия и Черного моря, Украина, Белоруссия) и Фессалии, Эллады, Ахайи (Греция), в землях Аланов, Абасков и Зигов (Приазовье, Кавказский регион).

Андрей Первозванный

Согласно древнему церковному преданию, Апостол Андрей Первозванный во время своего миссионерского путешествия основал первые христианские общины в Боспорском царстве, Херсонесе, других городах Тавроскифии, а также в Северном Причерноморье и Скифии, основав здесь первые христианские епархии.

Карта миссионерского путешествия Андрея Первозванного

«Повесть временных лет» и другие древнерусские летописи гласят, что, проповедуя в Северном Причерноморье, среди скифских и славянских племен, Апостол Андрей из устья Днепра по реке поднялся вверх к холмам, где в последствии был основан Киев. Здесь он сошел на берег, благословил эту местность и установил крест, как символ посвящения Христу, пророчески предрекши, что на месте сем Бог воздвигнет город великий со множеством христианских церквей. Согласно данным археологических раскопок, местность эта, где впоследствии возник Киев, было непрерывно заселена людьми с древнейших времен и на момент проповеди Апостола Андрея здесь существовало поселение. Поскольку апостолы, где бы они не пребывали, везде проповедовали христианство местным жителям, то, по всей видимости, установление Креста на Киевских горах и освящение этого места могло означать основание здесь первой христианской общины.

Андрей Первозванный благословляет Киев

Поскольку Апостолы, как правило, осуществляли свои миссионерские путешествия по маршрутам известных в Римской империи торговым путям, то предание о плавании Андреея Первозванного существовавшим уже на тот момент водным торговым путем по Днепру, от Черного моря к Балтийскому (позже названному «из варяг в греки») вполне правдоподобно. Согласно преданию, побывал Апостол Андрей и на месте будущего Великого Новгорода. Пройдя через Ладожское озеро до острова Валаам, он установил здесь каменный крест и обратил местных языческих жрецов в христианство. Впоследствии на месте установки креста основали мужской Валаамский монастырь, действующий по настоящее время.

Совершив путешествие по Днепру, Апостол Андрей возвратился в пределы Римской империи, откуда пришел в город Византий (будущий Константинополь), где рукоположил епископа Стахия и основал первую церковь.

Будучи первым учеником Христовым, Апостол Андрей считается основателем как Константинопольской, так и Русской Церкви. Кроме того, он считается Апостолом Руси.

Его широкое почитание в Киевской Руси известно с 1080-х годов. В честь апостола в Киеве в 1086 году была возведена Андреевская церковь. День его памяти (30 ноября / 13 декабря) издревле является одним из важных церковных праздников в Русской Церкви.

Андрей Первозванный

Последние годы жизни Андрей провел в Патрах в Греции. Здесь он вел проповедническую деятельность и собрал вокруг себя большую христианскую общину. Апостол Андрей принял мученическую смерть на косом кресте около 70 года.

На Святой Горе Афон, в Русском Пантелеимоновом монастыре, хранится стопа святого апостола Андрея, а в Андреевском скиту – его глава.

Стопа Андрея Первозванного в Пантелеимоновом монастыре на Афоне

В 2003 году по благословению игумена Русской Обители на Афоне схиархимандрита Иеремии, стопа святого апостола Андрея была привезена из Пантелеймонова монастыря в исторические земли Русского Православия. Апостол Андрей как бы вновь повторил свой путь, проделанный 2000 лет назад, утверждая веру Христову, и совершил новое апостольское путешествие на Дальний Восток России.

Крестный ход с мощам св. ап. Андрея по улицам Москвы после Литургии в Храме Христа Спасителя

Крестный ход с мощам св. ап. Андрея по улицам Москвы
после Литургии в Храме Христа Спасителя

Ковчег, в котором находится левая стопа апостола, преодолев в общей сложности 25 тысяч километров, за время 37-дневного путешествия побывал в 12 городах России, Украины, Белоруссии: Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Минске, Новгороде, Мурманске, Североморске, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Севастополе, Владивостоке.

Стопа Андрея Первозванного из Пантелеимонова монастыря на Афоне

По распоряжению главкома Военно-морского флота России адмирала Куроедова, мощи Андрея Первозванного с помощью авиации были доставлены на главные базы ВМФ. В портах базирования военно-морских флотов были совершены молебны на военных кораблях, а моряки получили возможность поклониться честным мощам святого апостола, имя которого носит старинный российский Андреевский флаг.

 

Апостолы Филипп и Варфоломей

Апостолы Филипп и Варфоломей

Фили́пп и Варфоломе́й (Нафанаи́л). После Сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы апостолам Филиппу и Варфоломею выпал жребий проповеди Евангелие в Сирии и Малой Азии.

Малая Азия (Анатолия) и Сирия

Малая Азия (Анатолия) и Сирия

Sobor12Apostol-12

Малая Азия или Анатолия практически соответствует территории современной Турции. Через Сирию и Малую Азию проходили также апостолы Иоанн Богослов, Андрей вместе с Матфием и Леввий Матфей.

Благовествуя, они то расходились по разным городам, то сходились вновь. Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее, сопровождая проповедь чудесами. Из Галилеи он направился в Грецию и проповедовал среди переселившихся туда иудеев. Из Эллады апостол Филипп отправился в Парфы, а затем в город Азот, где исцелил больные глаза дочери местного жителя Никоклида, принявшего его в свой дом и затем крестившегося со всем семейством. Из Азота апостол Филипп отправился в Иераполь Сирийский. Апостол прошел Сирию, Малую Азию, Лидию, Мисию, всюду проповедуя Евангелие и перенося страдания. Апостол Филипп проповедовал также в Эфиопии.

Святому апостолу Филиппу сопутствовала сестра, дева Мариамна. В одном из селений они встретились с апостолом Иоанном Богословом и вместе отправились во Фригию.

Карта

Святые апостолы Варфоломей и Филипп вместе с сестрой свою проповедь подтверждали многими знамениями. В Иераполе Фригийском языческие жрецы выступили с жалобой, что чужестранцы отвращают народ от поклонения отечественным богам. Считая, что волшебная сила заключается в одежде апостолов, правитель приказал сорвать её. Дева Мариамна предстала в их глазах, как огненный факел, и никто не смел коснуться ее. Святых приговорили к распятию. Апостол Филипп был вознесен на крест вниз головой. Началось землетрясение, разверзшаяся земля поглотила правителя города, жрецов и множество народа. Прочие испугались и бросились снимать Апостолов с креста. Так как апостол Варфоломей был подвешен невысоко, то его сняли скоро. Апостол же Филипп умер. Поставив Стахия епископом Иераполя, апостол Варфоломей и блаженная Мариамна оставили этот город. Благовествуя Слово Божие, Мариамна пошла в Ликаонию, где мирно скончалась.

Апостол Варфоломей отправился в Индию, там перевел с еврейского на местный язык Евангелие от Матфея и обратил ко Христу много язычников. Он посетил также Великую Армению, где сотворил многие чудеса и исцелил одержимую бесом дочь царя Полимия. В благодарность царь послал апостолу дары, но тот отказался принять их, сказав, что ищет только спасения душ человеческих. Тогда Полимий с царицей, исцеленной царевной и многими приближенными приняли крещение. Их примеру последовали жители десяти городов Великой Армении. По проискам языческих жрецов, брат царя Астиаг схватил апостола в городе Альбане (ныне город Баку) и распял вниз головой. Но он и с креста не переставал возвещать людям благую весть о Христе Спасителе. Тогда, по приказу Астиага, содрали с Апостола кожу и отсекли главу. Верующие положили его останки в оловянную раку и погребли. Около 508 года святые мощи апостола Варфоломея перенесли в Месопотамию, в город Анастасиуполь (или Дару). Когда в 574 году городом завладели персы, христиане взяли мощи Апостола и удалились к берегам Черного моря. Но так как их настигли враги, они были вынуждены опустить раку в море. Вместе с ним были брошены в море еще 4 ковчега с мощами святых мучеников Папиана, Лукиана, Григория и Акакия. Силою Божией рака чудесно приплыла к острову Липару. О прибытии святых мощей апостола Варфоломея было откровение епископу острова Липары Агафону, который вышел с клиром к берегу моря, взял ковчег из воды и торжественно перенес в церковь. От мощей апостола Варфоломея истекло миро, подававшее исцеление от различных болезней. В IX веке, после взятия острова арабами, святые мощи были перенесены в Неаполитанский город Беневент, а в X веке часть их перенесена в Рим.

Частицы мощей свв. апостолов Филиппа и Варфоломея хранятся на Афоне в Свято-Пантелеимоновом монастыре.

 

Апостол Левий Матфей и его миссия в Эфиопии

Леви́й Матфе́й. Восприняв благодатные дары Духа Святого, сошедшего на апостолов в день Пятидесятницы, апостол Матфей вначале 8 лет проповедовал в Палестине. Перед уходом на проповедь в далекие страны, по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, святой апостол Матфей запечатлел в своем Евангелии земную жизнь Спасителя мира - Богочеловека Иисуса Христа и Его Учение.

Леви́й Матфе́й

Святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Лидию, Персию, Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Эфиопии. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь, построил храм в городе Мирмены и поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон.

Sobor12Apostol-15

Лидия

Лидия – область Малой Азии или Анатолии. Находится на территории современной Турции. Территория, расположенная к юго-востоку от Каспийского моря.

Парфия

Парфия

В период своего наибольшего расцвета Парфянское царство простиралось от Вавилонии через Иран до долины Инда. Парфянское царство прекратило свое существование ок. 227 г., когда возникло государство Сасанидов.

Персия

Персия (Фарс) на территории Ирана

Персия – латинизированный вариант исторического названия Фарс. Область в южном Иране. Иногда используется в качестве синонима наименованию Иран. В житии апостола Матфея употреблено в значении наименования области.

Эфиопия

Эфиопия на карте Африки

Христианство в Эфиопии после апостольской проповеди

Семена веры, брошенные апостолами Матфеем и Филиппом в Эфиопии, принесли обильный плод. К IV веку христианство занимало там настолько заметное место в обществе, что было принято в качестве государственной религии. Это стало поворотным моментом в истории Эфиопии. Эфиопская Церковь высоко чтит святителя Афанасия Великого, поборника Православия, мужественно вступившего в борьбу с арианством, а также отцов I Вселенского собора. Из четырнадцати литургических анафор одна посвящена Афанасию Великому, а другая 318 отцам I Вселенского собора в Никее. Арианство, таким образом, не имело успеха в Эфиопии, несмотря на неоднократные попытки насаждения ереси в этой стране.

Эфиопская икона

Эфиопская Церковь входила в юрисдикцию Александрии. При императорах Иустине I (518–527) и Юстиниане I (527–565) Эфиопия заключила особые отношения с Византией. В войне против персидского царя Йемена эфиопский царь при поддержке византийских войск вступил в Йемен, восстановив христианскую Церковь. Кебра Нагаст гласит, что оба царя, Иустин и Калеб, некогда снова встретятся в Иерусалиме и поделят между собой мир. Юстиниан также стремился к более тесным связям с эфиопами, дабы использовать их в качестве посредников в торговле Византии с Индией.

Эфиопская икона

Замечательные сведения об Эфиопии и царе Аксумском дает автор "Христианской Топографии" Косма Индикоплов, живший примерно в тот же период (VI в.). Он пишет, что царский двор и вся страна были преимущественно христианскими.

До появления ислама Аксум был обширной империей. В период своего расцвета он управлял многими районами юго-западной части Аравийского полуострова, ему подчинялись народы северной Эритреи (ныне северо-восточная часть Судана), на западе его границы достигали долины Нила. Впоследствии, потеряв господство в Красном море, Аксум углубляется на юг африканского континента.

Упадок Аксума начался с 602 г., когда персы захватили Йемен, взяв под свой контроль Красное море, и завершился в Х веке исламским господством. С момента захвата Египта арабами (640–642) христианская Африка была предоставлена сама себе, а эфиопы оказались в изоляции более тысячи лет, забыв о мире, которым были также забыты и они. В течение всего этого периода Эфиопская Церковь поддерживала тесные отношения с Египтом, а дохалкидониты и мелкиты продолжали свою миссионерскую деятельность в районе Аксума. Когда арабы стали хозяевами восточных берегов, ислам постепенно проник в восточную Африку и достиг горных районов восточного Сохага. Важнейшими центрами мусульман были Харар и Арусси. Положение же Эфиопской Церкви в Х веке стало почти трагическим. О существовании главы Церкви (абуны) почти не упоминается, а с 1250 г. Церковь остается совершенно без абуны. Это период упадка Аксумского царства.

Поставление нового абуны состоялось лишь в 1270-х годах по усердию царя из новой династии Вакино Амлака , при котором христианство начало процветать, было поставление абуны, но неудачное по причине исламского противодействия в Египте. В этот период эфиопские монахи продолжали распространение христианской веры, обращая в нее идолопоклонников.

В результате завоеваний турками всего Ближнего и Среднего Востока ислам начинает приобретать особое влияние в районе Красного моря. Мусульманское вторжение ставило под угрозу существование Церкви в Эфиопии. Ослепленные богатством храмов и монастырей, мусульмане грабили и жгли на протяжении пятнадцати лет и нанесли непоправимый ущерб многовековому наследию Эфиопской Церкви. Жители насильно обращались в ислам, другие предпочитали умереть за веру. В своем стремлении найти выход из создавшегося положения эфиопы обратились к португальцам, которые в то время искали опорные пункты для своих судов, направлявшихся в Индию. Начинается период культурных и дипломатических контактов с Европой, которая манила Эфиопию своим техническим и культурным прогрессом.

Однако европейцы преследовали свои цели, стремясь подчинить эту богатую страну римо-католическому престолу через иезуитов. Это приводило к кровопролитным столкновениям в начале семнадцатого столетия, а затем и к изгнанию императором Фессалидасом иезуитов (1632). Однако пребывание иезуитов в стране не прошло бесследно. В душе эфиопов они оставили неприятный осадок и отвращение ко всему европейскому, поколебавшему духовную устойчивость Эфиопской Церкви. После официального изгнания иезуитов наступил длительный период догматических споров, которые продолжались более двух столетий и вызвали развитие церковной литературы в царстве Гондарском. Однако Эфиопская Церковь, несмотря на это, в основном сохранила свое единство.

Sobor12Apostol-19

Несмотря на внешнее единство, внутри Эфиопской Церкви кипели догматические споры, которые разделяли ее на три богословские школы:

Первая (Tewando — "Единство") считала себя православной, исповедуя единство двух природ во Христе без смешения и разделения. Вторая группа носила название Qebat ("Помазание"), потому что подчеркивала помазание Христа, а не воплощение. Третья группа, известная под названием Теsggа Lej ("Сын Благодати"), поддерживала учение о "Трех Рождествах" — от Отца, от Девы Марии и от Духа Святаго.

Задачу восстановления внутреннего единства взял на себя император Теодор II (1855–1868), который сразу же после своей коронации приступил к восстановлению былой славы Эфиопии. Он понимал, что Церковь при этом играет важную роль. Поэтому он решил положить конец религиозным спорам, которые велись между тремя основными группировками. Отвергнув два последние, император призвал всех христиан исповедовать учение единства двух природ. Несоблюдение этого императорского постановления вело к наказаниям, и богословские споры постепенно прекратились. В этот период активно ведется миссионерская работа среди идолопоклонников и мусульман, в результате чего многие обращаются в христианство. В последние годы XIX столетия Церковь Эфиопии была занята укреплением своей миссионерской деятельности. Чтобы облегчить работу миссионеров, император Иоанн и царь Менелик из Шоа созвали Собор в Бору Меда (область Волло), и хотя на нем не было епископа, однако духовенство и ученые богословы осудили учение о "трех рождениях". Вся область Волло, в которой еще до XVI века было множество храмов и монастырей, теперь снова стала христианским центром и в то же время центром церковного просвещения, куда стекались студенты со всех концов страны. Многие районы, ранее отрезанные от христианского центра Эфиопии мусульманами, при Менелике II снова были воссоединены с братьями-христианами.

К концу XIX в. колониальный раздел Африки между Англией, Францией, Германией, Испанией и Португалией был завершен. Обиженной считала себя Италия, которой удалось к 80-м годам прошлого столетия обосноваться лишь в Эритрее и Сомали.

21

Англия, стремясь соединить коммуникациями свои владения в Африке, в частности проложить железную дорогу от Момбасы до Хартума, не только не препятствовала агрессивным действиям Италии, но даже поощряла их, заключив с ней соглашение о разграничении сфер влияния в странах, прилегающих к Красному морю. В июле 1894 г. итальянцы, оккупировав Кассалу, перешли к открытой агрессии, которая для них закончилась полным разгромом под Адува 1 марта 1896 г. Эта победа сыграла решающую роль в деле сплочения государства и повысила его международный авторитет.

Однако политические победы не могли не отразиться и на церковной жизни страны. Они понимали, что нормализовать жизнь Эфиопской Церкви при помощи коптской иерархии, которая не знакома с интересами и проблемами страны, невозможно. После смерти абуны Матфея (1926), последнего из четырех епископов, присланных в 1881 г., Эфиопская Церковь обратилась к Коптскому патриарху с просьбой предоставить новому митрополиту право посвящать епископов. В результате продолжительных переговоров эфиопского правительства с представителями Коптской Церкви в 1929 г. был избран абуна Кирилл (последний коптский епископ в Эфиопской Церкви) и принято решение о хиротонии пяти эфиопских монахов в епископский сан для пяти епархий. Это были Авраам, Исаак, Михаил, Петр и Севир.

Рим старался вовсе оторвать Эфиопскую Цековь от коптской Александрии и привлечь в свою орбиту. В период итальянской оккупации (1935 – 1941) абуна Кирилл был сослан в Рим, а престарелого и больного епископа Авраама убедили возглавить Эфиопскую Церковь и объявить ее независимой от Александрийского престола. В ответ на это Коптский патриарх обнародовал официальное отлучение от Церкви епископа Авраама с его последователями. После освобождения в 1941 г. Эфиопии абуна Кирилл возвратился в Аддис-Абебу, и переговоры между Эфиопской Церковью и Престолом апостола Марка возобновились. Эфиопы просили о предоставлении автономии и снятии отлучения с епископа Авраама. Наконец в 1948 г. Эфиопская Церковь получила право рукополагать митрополита и епископов из числа эфиопских монахов.

После 1944 г. деятельность иностранных миссионеров стала регулироваться правительственными постановлениями. Миссии могут проводить работу в области просвещения и медицинского обслуживания в так называемых "закрытых" или "эфиопских церковных областях". Преподавание основ христианства поощряется, однако прозелитизм среди эфиопских христиан не допускается, кроме, конечно, открытых областей с мусульманским и языческим населением. Между прочим, Аддис-Абеба — тоже открытая область, где проводят работу различные миссионерские организации.

Отношение к Православной Церкви Эфиопской Церкви

Появление в VII веке ислама и распространение его в Египте способствовало постепенному отчуждению Эфиопской Церкви от Православия, однако это не означает, что с Православной Церковью прекратились всякие отношения. Александрийский патриарх Мелетий Пигас (1590–1601) в 1595 г. писал эфиопскому негусу, что многие дохалкидониты хотят быть православными, и просил на это его разрешения. Эфиопский царь Иисус писал в 1750 г. Александрийскому патриарху Матфею (1746–1765) и просил у него учителя Православия, а также постановления Соборов. В 1885 г. император Иоанн просил у греческого короля Георгия I греческих священников и врача. В письме патриарху Софронию IV Александрийскому (1870–1899) император благодарит его за книгу Божественной литургии и напоминает, что греки некогда приезжали в Эфиопию и просвещали ее. В 1861 г. Порфирий Успенский, который в годы патриаршества православных первоиерархов Иерофея (1847–1858) и Каллиника (1858–1861) и Коптского патриарха Кирилла IV (1853–1861) стремился своими действиями в Египте к союзу двух престолов, обращался также и к Эфиопской Церкви. В конце XIX и начале XX веков Русская Церковь направляла неоднократные экспедиции с целью установления более тесных контактов с Эфиопской Церковью.

Эфиопские священники

Император Менелик II (†1913) просил патриарха Иоакима III (1878–1884 и 1901–1912) о дружеском посредничестве в урегулировании разногласий между коптами и эфиопами относительно права на обитель Даир ас Султан при Святом Гробе, подаренную эфиопскому царю еще святой Еленой.

Император Менелик II (†1913)

Император Менелик II (†1913)

Александрийский патриарх Фотий I (1900–1925) с целью улучшения отношений с Эфиопской Церковью в 1908 г. воссоздал Аксумскую православную митрополию, в которой до 1800 г. были греческие митрополиты. Александрийский Мелетий II (1926–1935) в 1927 году направил в Эфиопию ученого митрополита Николая (†1967), который был благожелательно принят императором Хайле Селасие. С момента провозглашения автокефалии Эфиопская Церковь начала еще активнее налаживать связи с Православными Церквами. В 1959 г. Эфиопию посетила делегация Русской Православной Церкви во главе с архимандритом Никодимом (Ротовым). В июле того же года император Эфиопии Хайле Селасие встретился во время своего визита в СССР с патриархом Алексием, а через месяц делегация Эфиопской Церкви во главе с митрополитом Харарским Феофилом была гостем Русской Православной Церкви. В диалоге с Православной Церковью Эфиопская Церковь является самой активной. На I Всеправославном совещании на о. Родос (1961) Эфиопская Церковь была представлена официальной делегацией, состоящей из эфиопского архиепископа в Иерусалиме Филиппа и архимандрита Хабте Мариам. Встречи между православными и эфиопами имели место и на последующих Всеправославных совещаниях, а также на конференциях в Орхусе (Дания) и Бристоле (Англия). Добиваясь общения с православным миром, Церковь Эфиопии стремится также к союзу и единству всех дохалкидонских Церквей. С этой целью в Аддис-Абебе было созвано совещание глав дохалкидонских Церквей (15–21 января 1965).

Эфиопские священники

Эфиопские священники

Эфиопские священники

Эфирпский Патриарх (абуна)

Эфирпский Патриарх (абуна)

Эфиопская Церковь из всех дохалкидонских Церквей ближе к Православной Церкви по учению, богослужению, устройству, нравам и обычаям. Она представляет первобытное христианство первых трех Вселенских соборов, и ее главное инославие в догмате ипостасного соединения двух природ во Христе утратило на протяжении веков свое первоначальное значение и остроту. Представители этой Церкви утверждают, что они исповедуют православную веру в вопросе соединения Божественной и человеческой природ в одной ипостаси Христа.

Эфиопская Церковь признает первые три Вселенских Собора, Никео-Цареград­ский символ, семь таинств. Ее эсхатология такая же, как и у коптов: она допускает общий и частный суд; правда, с некоторыми особенностями, объясняющимися многовековым развитием ее среди народов-идолопоклонников.

В Новом Завете богодухновенными книгами в Эфиопской Церкви считаются, помимо Четвероевангелия, книги Деяний, 14-ти Павловых посланий и семи соборных, также Апостольские постановления, Пастырь Ермы, Послания Климента Римского, постановления двух Вселенских соборов. Важнейшими книгами считаются также творения святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Марисахака, Ефрема, Арагуи, Манфасауи и др. Петр Эфиоплянин впервые в 1548 г. напечатал в Риме Новый Завет.

Эфиопская икона

Очень развито в Эфиопской Церкви монашество, которое также берет свое начало от преп. Антония и Пахомия великих. К концу XV столетия было основано множество монашеских центров от северного Хамасена до озера Зуваи на юге, от восточных окраин Эфиопского нагорья до западных берегов озера Тана. Значительное число монахов подвизается в монастырях, однако бывают и странствующие, живущие в миру, отшельники. Монахи носят хитон чуть ниже колен и кожаный пояс, на голове — куколь. Монашество распространено и среди женщин. Каждый монастырь или церковь представляют из себя самостоятельное целое. Им принадлежат земли, которые обрабатываются крестьянами окрестных поселений, в одном из которых обычно живет церковный причт, состоящий по крайней мере из 50 человек.

Sobor30

Самое замечательное достижение эфиопской культуры — обширная коллекция рукописей, составленная в различных монастырях и храмах; это — воплощение национальной традиции Эфиопской Церкви. Сохранившиеся до настоящего времени переводы с греческого, древнесирийского, коптского, позднее с арабского языков на язык геэз проникнуты духом и обстановкой христианской Абиссинии; эти произведения подверглись такому процессу преобразования, что становятся уже шедеврами национальной эфиопской литературы.

 

Апостол Иаков Зеведеев

Иаков Зеведеев. В 44 году принял мученическую кончину в Иерусалиме. Старший брат Иоанна Богослова. После сошествия Святого Духа св. апостол Иаков по преданию проповедовал в Испании. Затем возвратился в Иерусалим, где открыто учил об Иисусе Христе, что Он истинный Мессия, Спаситель мира, обличал фарисеев и книжников в жестокосердии и неверии. Иудеи убедили царя Ирода Агриппу I (40-44 гг.) схватить апостола Иакова и осудить его на смерть.

Иаков Зеведеев

Апостол Иаков - единственный апостол, чья смерть описана на страницах Нового Завета. Согласно преданию, мощи апостола были перевезены в Испанию, в город Сантьяго-де-Компостела. Вторичное обретение мощей святого произошло в 813 году. В честь апостола Иакова названа также столица Чили - Сантьяго.

Сантьяго

Сантьяго и Финистерра на карте Испании

Позднее Испанию посетил и апостол Павел. Есть исторические данные, что апостол Павел в Риме был вскоре освобожден из-под стражи и смог совершить задуманное им путешествие на запад, в Испанию. С памятью этого, последнего его благовестнического путешествия связывают селение на атлантическом побережьи Испании, расположенное на мысе, который так и называется: Финистерра – "Край Земли". Еще ранее он писал в Послании к Римлянам: "Как только предприму путь в Испанию, приду к вам", что говорит о давнем его намерении проповедовать в западных странах.

Часть мощей св. апостола Иакова хранится в Русском Пантелеймоновском монастыре на Афоне.

 

Апостол Фома и его миссия в Индии

Фома́ (греч. Θωμάς, лат. Thomas). После Вознесения Христова Фоме выпал жребий проповедовать в Индии. По пути в Индию он сумел основать христианские общины в Палестине, Месопотамии и Парфии.

Апостол Фома

По преданию святой Фома высадился на Малабарском побережье (современный штат Керала) в юго-западной части полуострова Индостан около 52 года н. э. Фома проповедовал Евангелие в различных провинциях Индии, а в 72 году принял мученическую смерть в городе Мелаппурам (Ченнаи, ранее Мадрас) — был проткнут кольями.

Sobor12Apostol-34

Город Мелаппурам (в рамке)

Sobor12Apostol-35

Малабарское побережье

Традиция говорит о постройке апостолом семи церквей в городах Кералы — Кодунгалооре, Ниранаме, Колламе, Чайале, Коттакаву, Коккамангаламе и Палайюре. В этих городах ещё до христианской эры существовали еврейские колонии и, поначалу, состав первых христианских общин в этих городах был смешанным, в них входили обращённые иудеи и местные жители. Фома явился к царю Гундофару, и был нанят к нему на службу как плотник на строительство дворца. Царь Гундофар — реальное историческое лицо. В 1834 году в Кабульской долине Афганистана были найдены монеты с его именем, и по ним можно определить, что Гундофар правил в I веке по Рождестве Христовом, примерно в 45-46 годах. Это как раз те годы, когда Фома мог оказаться в Индии.

С первых столетий нашей эры малабарские христиане тесно взаимодействовали с христианскими общинами, которые затем образовали несторианскую Ассирийскую церковь Востока. Это привело к тому, что индийские христиане использовали в литургической жизни восточно-сирийский или халдейский обряд, как и Ассирийская церковь Востока, хотя и привнесли в него некоторые свои черты. В IV веке из Персии в юго-западную Индию мигрировало большое количество христиан. По крайней мере, начиная с IV столетия епископы Малабарской церкви присылались из Персии Церковью Востока. В VIII веке община получила собственного митрополита, занимавшего десятое место в иерархическом перечне Ассирийской церкви Востока. Поскольку епископы и митрополиты, как правило, не знали местного языка, их функции ограничивались совершением литургии и рукоположением новых священников, реальная административная власть находилась в руках индийского священника, называемого архидиаконом всей Индии.

Община христиан апостола Фомы на Малабарском побережье входила в индийское общество на положении особой касты. Несмотря на то, что организационно малабарская церковь была устроена по образцу древневосточных церквей, а литургический халдейский обряд был общим с Церковью Востока, культурная жизнь христиан апостола Фомы носила чисто индийский характер. Вплоть до XV века индийские христиане не контактировали с европейскими церквами.

Чиннай

Индия, Ченнай, Собор Святого Фомы

Вопрос о том, была ли индийская церковь несторианской, остаётся дискуссионным. Сами сиро-малабарцы утверждают, что их церковь никогда не принимала несторианство, невзирая на длительные контакты с несторианской церковью Востока. Впрочем, при установлении литургического общения духовенство индийцев подтвердило португальским епископам своё исповедание христологии, утверждённой Эфесским собором. Тем не менее, латинское духовенство относилось к сиро-малабарскому клиру настороженно, подозревая его в ереси. С 1498 году, после прибытия на Малабарское побережье португальцев с экспедицией Васка да Гама, начинается постепенная насильственная латинизация Малабарской церкви. Португальцы не отнеслись уважительно к местной традиции. Латинизация в итоге привела к многочисленным расколам малабарского христианства. Ниже приведена схема, отображающая дробление первоначальной церкви апостола Фомы в результате латинизации.

Sobor12Apostol-37

У сиро-малабарцев сильны монашеские традиции, особенно среди женщин — число женщин-монахинь почти в пять раз превышает число монашествующих мужчин.

Sobor12Apostol-38

Распределение христианского населения
в различных штатах Индии

Христианство — третья по численности религия Индии. В настоящее время христианские общины имеются во всех регионах Индии, однако большинство их сконцентрировано в Южной Индии, на Конканском побережье, в Северо-Восточной Индии. Имеются также разрозненные общины в центре страны. Деятельность христианских организаций проявляется обычно в виде создания и руководства образовательными учреждениями, социальными службами и больницами.

Sobor12Apostol-39

Реликварий с частицей мощей Апостола Фомы в городе Ченнаи (Индия)

Что же касается мощей апостола Фомы, то судьба их очень интересна. Из Индии они были перенесены в Эдессу. В XI веке Эдессу разграбили турки. Мощи Фомы, наряду с другими святынями, были спрятаны христианами во избежание поругания. Местонахождение их было неизвестно, пока их не обнаружили на греческом острове Хиос. А оттуда в 1258 году мореплаватель Лион, нанятый жителями итальянской Ортоны, перевез их в этот город.

Sobor12Apostol-40

Перенесение свв. мощей апостола Фомы в Ортону с острова Хиос

Sobor12Apostol-41

Мощи святого апостола Божия хранятся в двух раках — в крипте, в раке из позолоченной меди, на которой устроен престол, и в приделе — в серебрянной раке-бюсте

Sobor12Apostol-42

Кафедральный Ортонский собор во имя святого апостола Фомы (Basilica San Tommaso Apostolo) был воздвигнут на месте языческого капища, как это часто случалось в Европе, в знак торжества христианства над язычеством

Там они и находятся по сей день. А перст Фомы был доставлен в Рим и пребывает там в церкви Святого Креста. Иными словами, апостол Фома, при жизни ушедший с Запада на Восток, после земной кончины за несколько веков совершил обратное путешествие. Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии, Италии и на Афоне, в Свято-Пантелеимоновом монастыре.

 

Апостол Симон Кананит

Апостол Симон Кананит

Си́мон Канани́т (Зелот) — Святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Ливии, Киринее и Британии.

Sobor12Apostol-44

Киринея на территории современной Ливии

Киринея (Киринаика, Барка) – историческая область в Северной Африке. Располагалась на северо-востоке по побережью от залива Большой Сирт (совр. Сидра) до границ с Мармарикой (у некоторых авторов – включая её).

Sobor12Apostol-45

Египет

Затем, в 50-х годах I века, он прибыл в Абхазию, в уединенный уголке Псырцхе, где жил в пещере на берегу горной речки. По преданию он попадал в свою каменную келью через узкое отверстие в своде, дабы не искушать простых людей, которым захотелось бы увидеть, как живет иноземный подвижник. Абхазские легенды гласят, что постепенно Симон Кананит стал известен среди местных жителей как чудотворец, который умел излечивать прикосновением рук от разных болезней, усмирять боль, брызгая на раны водой, и благоустраивать судьбы страждущих, читая молитвы на загадочном языке. Римские язычники выследили скромного проповедника и предали его мучительной казни. По одним сведениям его распяли на кресте, по другим - живьем распилили на части и показывали голову новообращенным христианам. Преданные апостолу Симону жители Псырцхи испросили разрешение похоронить его тело и сделали это неподалеку от его пещеры, в городе Никопсии. В IX веке христианские абхазские правители приняли решение выстроить на мощах святого апостола посвященный ему храм. Собор возвели в сравнительно короткие сроки, но очень скоро он был до основания разрушен мусульманскими завоевателями. Спустя менее столетия, в X веке, храм был полностью восстановлен на старом фундаменте и украшен внутри фресками. Этот собор сохранялся до наших дней. Также до XXI века сохранилась пещера, в которой подвизался святой апостол.

Новый Афон

Новый Афон

Новый Афон

Храм и грот св. ап. Симона Канонита

Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь

Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь

В XIX веке на месте мученической кончины святого апостола Афонским Свято-Пантелеимоновым монастырем был сооружен дочерний Новоафонский монастырь.

 

Апостол Иаков Алфеев

Иа́ков Алфе́ев (греч. Ιάκωβος ο Μικρός, лат. Iacobus Minor — Иаков Младший) — Брат апостола Иуды Иаковлева, возможно брат апостола и Евангелиста Матфея.

Иа́ков Алфе́ев

После сошествия Святого Духа проповедовал сначала в Иудее, затем сопутствовал св. апостолу Андрею Первозванному в Едессу. Распространял евангельское благовестие в Газе, Елевферополе и сопредельных им местах, оттуда отправился в Египет. Здесь, в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиной), был распят на кресте. Многие источники (архим. Никифор, Брокгауз) ассоциируют Иакова Алфеева с Иаковом, братом Господним, поминаемым Церковью в Соборе 70-ти апостолов. Другие (Библейский словарь Нюстрема) упоминают их раздельно. Вероятно, путаница произошла из-за того, что обоих апостолов именовали Иаковом Младшим.

 

Апостол Иуда Фаддей, Иаковлев

Иуда Фаддей, Иаковлев (+ ок. 80), апостол от 12, брат Господень. Иу́да Фадде́й (Иуда Иаковлев или Леввей), брат Иакова Алфеева, сын Алфея или Клеопы. Святой апостол Иуда имел и другие имена: евангелист Матфей называет его "Леввеем, прозванным Фаддеем" (Мф. 10, 3), святой евангелист Марк тоже называет его Фаддеем (Мк. 3, 18), а в Деяниях святых апостолов он упоминается под именем Варсавы (Деян. 15, 22). В то время это было в обычае.

Иуда Фаддей, Иаковлев

По Вознесении Господа Иисуса Христа апостол Иуда отправился с проповедью Евангелия. Он распространял веру во Христа сначала в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, а затем - в странах Аравии, Сирии и Месопотамии и, наконец, пришел в город Эдессу. Здесь он завершил то, что не было закончено его предшественником, апостолом из числа 70-ти, Фаддеем. Сохранилось известие, что святой апостол Иуда ходил с проповедью в Персию и оттуда написал на греческом языке свое соборное послание, в кратких словах которого заключено много глубоких истин. Оно содержит догматическое учение о Святой Троице, о воплощении Господа Иисуса Христа, о различии Ангелов добрых и злых, о будущем Страшном Суде. В нравственном отношении апостол убеждает верующих беречь себя от плотской нечистоты, быть исправными в своих должностях, молитве, вере и любви, заблудших обращать на путь спасения, охранять себя от учений еретиков. Апостол Иуда учит, что недостаточно только веры во Христа, необходимы еще и добрые дела, свойственные христианскому учению. Святой апостол Иуда мученически скончался около 80-го года в Армении, в городе Арате, где он был распят на кресте и пронзен стрелами. Согл. 1 Кор 9:5, он, по-видимому, был женат. Двое его внуков во время гонений на христиан были допрошены имп. Домицианом (81-96 гг. по Р.Х.) как члены иудейского царского рода, но затем были отпущены.

 

Апостол Иоанн Богослов

Иоа́нн Богосло́в, Иоа́нн Зеведе́ев автор Евангелия от Иоанна, Книги Откровения и трёх посланий, вошедших в Новый Завет. Согласно преданию, после Успения Матери Божией апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора.

Иоанн Богослов

Находясь в городе Эфесе, апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днём. Во время гонения на христиан, начатого императором Нероном, апостол Иоанн, по преданию, был отведён в узах на суд в Рим. За исповедание своей пламенной веры в Иисуса Христа апостол был приговорён к смерти. Однако, выпив предложенную ему чашу со смертельным ядом, он остался живым. Также он вышел невредимым и из котла с кипящим маслом. После этого апостол был сослан в заточение на остров Патмос, где прожил много лет. Согласно житию, когда Иоанн прибыл на остров Патмос, его проповедь, сопровождавшаяся многими чудесами, привлекла к нему всех жителей острова: он обратил в христианство большую часть его жителей, изгнал бесов из языческих храмов, исцелил многих больных. На острове Патмос апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором (известен только из церковного предания, ассоциируется с Прохором, апостолом от семидесяти) на пустынную гору, где совершил трёхдневный пост и молитву, после чего пещера, где они жили заколебалась и загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол поднял его и приказал записывать слова, которые он будет произносить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1:8) — возвещал Дух Божий через святого апостола. Два дня и шесть часов Прохор записывал сие благовестие (Евангелие). После возвращения Иоанна и Прохора в селение, Евангелие было переписано и распространено по острову. Через некоторое время Иоанн вновь удалился в безлюдное место, и провел 10 дней в пещере без еды в молитве. Когда он собирался выйти из пещеры, был к нему глас, говорящий: «Иоанн, Иоанн!» Он же сказал: «что, Господи!» И сказано: «сотвори в пещере другие десять дней и откроются тебе многие и великие тайны в месте этом». Он же сотворил другие десять дней, не ев. И был в ужасе великом, и видел силы великие, и ангела Божия, разъясняющего ему всё, что он видел и слышал. Затем позвав Прохора, сказал: «то, что услышишь из уст моих, запиши на бумагу». После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Эфес, где продолжил свою деятельность, поучая христиан остерегаться возникающих ересей. Между 85 и 95 годами апостол Иоанн написал в Эфесе Евангелие. Он заповедал всем христианам любить Господа и друг друга, и этим исполнить закон Христов. Апостол любви — так именуется святой Иоанн, так как он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу и угодить Ему. В трёх своих Посланиях апостол Иоанн проповедует любовь к Богу и ближним, сам являясь для окружающих примером любви. Годы жизни Апостола Иоанна можно вычислить приблизительно. По церковной традиции во время распятия Христа ему было 16 лет и умер он в 100-м году, оставшись единственным живым апостолом, видевшим Иисуса Христа во время Его земной жизни. То есть приблизительно: 17—100 гг. н. э. Остальные апостолы в это время все уже скончались мученической смертью. О личности Иоанна Богослова так же засвидетельствовал письменно его ученик — Игнатий Богоносец (отдан на растерзание львам 20 декабря 107 г. в Риме; третий епископ Антиохийский по апостоле Петре и Еводе; на Антиохийской кафедре предположительно с 68 года). Последним свидетелем, видевшим живого Христа считается именно Игнатий Богоносец, по церковным преданиям на 7 лет переживший Иоанна Богослова. Прозвище, по версий предания, получил от того, что Иисус брал Игнатия-ребёнка на руки, о чём повествует Евангелие от Матфея (18:2—5).

 

Апостол Петр

Апо́стол Пётр (умер около 67 года в Риме). Известно, что он проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии (где рукоположил ап. Евода). Апостол Петр проповедовал в Малой Азии иудеям и прозелитам (язычникам, обращенным в иудейство), потом — в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа Александрийской церкви. Отсюда он перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе, потом проповедовал в Риме, Испании, Карфагене и Британии.

Апостол Петр

Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие для римских христиан со слов апостола Петра. Среди новозаветных священных книг есть два Соборных (окружных) послания апостола Петра. Первое послание Петра обращено к "пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифании" — провинциях Малой Азии. Причиной написания было желание апостола Петра утвердить братьев своих при возникновении нестроений в этих общинах и гонениях, постигших их со стороны врагов Креста Христова. Появились среди христиан и внутренние враги в лице лжеучителей. Пользуясь отсутствием апостола Павла, они начали искажать его учение о свободе христианской и покровительствовать всякой нравственной распущенности. Второе послание Петра написано к тем же малоазиатским христианам. В этом втором послании апостол Петр с особой силой предостерегает верующих от развратных лжеучителей. Эти лжеучения сходны с теми, которые обличает апостол Павел в посланиях к Тимофею и Титу, а также апостол Иуда — в своем Соборном послании. Лжеучения еретиков угрожали вере и нравственности христиан. В то время стали быстро распространяться гностические ереси, впитавшие в себя элементы иудейства, христианства и различных языческих учений. Это послание написано незадолго до мученической кончины апостола Петра: "Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою (тело), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне". К концу жизни апостол Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину в 67 году через распятие вниз головой.

Частица мощей св. апостола Петра находится в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре.

 

Апостол Матфи́й

Матфи́й — по жребию занял место среди двенадцати апостолов вместо отпавшего Иуды Искариота. Является одним из самых малоизвестных апостолов, однако потрудился наравне с первыми.

Апостол Матфий

Первоначально входил в число 70 учеников, которых Господь "посылал по два пред лицем Своим" (Лк. 10, 1). По Вознесении Спасителя апостол Матфий был избран по жребию в число 12 апостолов вместо отпадшего Иуды Искариотского (Деян. 1, 15-26). После Сошествия Святого Духа апостол Матфий проповедовал Евангелие в Иерусалиме и в Иудее вместе с прочими апостолами (Деян. 6, 2; 8, 14). Из Иерусалима с апостолами Петром и Андреем ходил в Антиохию Сирийскую, был в каппадокийском городе Тиане и в Синопе. Здесь апостола Матфия заключили в темницу, из которой он был чудесно освобожден апостолом Андреем Первозванным. После этого апостол Матфий путешествовал в Амасию, город на берегу Понта. Во время 3-го путешествия апостола Андрея святой Матфий был с ним в Едессе и Севастии. По церковному преданию, он был с проповедью в Эфиопии Понтийской (нынешняя Западная Грузия), Македонии, многократно подвергаясь смертельной опасности, но Господь сохранял его живым для дальнейшей проповеди Евангелия. Однажды язычники заставили апостола выпить отравленное питье. Апостол выпил его и не только сам остался невредимым, но исцелил и других узников, ослепших от этого питья. Когда святой Матфий вышел из темницы, язычники тщетно искали его, так как он сделался для них невидимым. В другой раз, когда язычники в ярости бросились, чтобы убить апостола, земля разверзлась и поглотила их. Апостол Матфий вернулся в Иудею и не переставал просвещать своих соотечественников светом учения Христова. Он творил великие чудеса Именем Господа Иисуса и обратил очень многих к вере во Христа. Иудейский первосвященник Анан, ненавидевший Христа, давший ранее повеление сбросить с высоты храма апостола Иакова, брата Господня, приказал взять апостола Матфия и представить на суд синедриона в Иерусалиме. Нечестивый Анан произнес речь, в которой кощунственно хулил Господа. В ответ апостол Матфий показал на пророчествах Ветхого Завета, что Иисус Христос - Истинный Бог, Мессия, обещанный Богом Израилю, Сын Божий, Единосущный и Совечный Богу Отцу. После этих слов апостол Матфий был осужден синедрионом на смерть и побит камнями. Когда святой Матфий был уже мертв, иудеи, скрывая преступление, отсекли ему голову как противнику кесаря. (По некоторым источникам, апостола Матфия распяли на кресте. Некоторые указывают, что он скончался в Колхиде). Смерть за Христа и венец мученика апостол Матфий воспринял около 63 года.

***

Празднуя память каждого из 12-ти апостолов Христовых отдельно, Православная Церковь с древних времен установила также общее празднование Собора Славных и Всехвальных 12-ти апостолов (30 июня / 13 июля), на следующий день после памяти славных и первоверховных апостолов Петра и Павла.

Значение каждого из Апостолов в деле проповеди и распространения Евангельского учения трудно переоценить. Везде, где они побывали с миссионерской целью, ими были щедро посеяны семена веры среди местных народов, давшие впоследствии богатые духовные плоды в лице христианских общин.

Арсений Тарасов,
специально для портала «Русский Афон»

 

 Статьи этого же автора:

К истории почитания Креста на Востоке и Западе

 

Пост в Православии, католичестве и протестантизме в свете святоотеческого учения

 

 

Лазарева суббота

 

Пасхальные торжества на Русском Афоне. Репортаж паломника со Святой Горы (+ФОТО)

 

 

 

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Троица: день рождения Православной Церкви
Праздник Святой Троицы, называемый еще Пятидесятницей, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова. Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианс
Слово на Вознесение Господне
Вознесение Господне относится к числу «двунадесятых», то есть самых великих праздников Православной Церкви.
Синаксарь во Святую Великую Субботу
Стихи:Тщетно ты гроб стережешь спечатанный, стража,Ибо в нем нет уж Того, Кто Сам всем дарует жизнь
Синаксарь во Святую Великую Пятницу
Воспоминание святых спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Синаксарь во Святой Великий Четверг (воспоминание Тайной Вечери)
Святые отцы, всё премудро устроившие, преемственно от божественных апостолов и Священных и Божественных Евангелий заповедали нам в святой и Великий Четверг вспоминать четыре (события):
Синаксарь во Святую Великую Среду
Во святую и Великую Среду божественные отцы повелели творить воспоминание о женщине-блуднице, которая помазала Господа миром, потому что это было незадолго до спасительных страданий. Для того установл
К истории почитания Креста на Востоке и Западе
Крест — самый распространенный символ христианства, напоминающий верующим о страданиях Христа, его смерти ради спасения человечества, воскресении и ниспослании даров Духа Святого ради крестных заслуг,
«Целью введения григорианского календаря было желание окончательно порвать с византийским наследием Святых Отцов и Православным Востоком». Митрополит Иннокентий (Фигуровский) Пекинский
В связи с обострившейся в последнее время полемикой относительно целесообразности перевода православного богослужебного календаря на новый стиль и празднования Рождества Христова и других православных
Как мы, христиане, должны встречать Новый Год? Архиепископ Аверкий (Таушев)
О чем напоминает нам наступление нового года, как не о том, прежде всего, что еще на один год сократилась наша земная жизнь, что еще на один год стали мы ближе к общему для всех концу... Нас, христиан
О йоге и прочих восточных практиках
В поисках здоровья, жизненного благополучия, а то и развития в себе тайных способностей многие наши современники обращают внимание на всевозможные восточные практики, в особенности на йогу.
Последние обновления
Архив сайта
<<<Июль 2015>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
131415161819
20212223242526
2728293031  
Видеогалерея

 

 

на верх