Преподобномученик Антипа был арестован по обвинению в антисоветской агитации, ему приписывались высказывания, что советская власть — «наказание Божие», и что ее репрессии направлены против лучших людей страны. Материалами обвинения послужили показания двоих священников из соседних сел и одного из жителей села Татаринцево, заявившего, что о. Антипа имел большое влияние на жителей села, что колхозницы с его приездом стали чаще посещать церковь, а также, что он отказался от голосования на выборах, говоря, что не желает голосовать за «власть антихриста».
Преподобномученик Антипа (в миру Антоний Петрович Кириллов) родился в 1872 году в крестьянской семье села Братково Борисоглебскаго уезда Тамбовской губернии.
11 июня 1898 года Антоний Петрович приехал на Афон и поступил в Русский Пантелеимонов монастырь, где 14 марта 1901 года был пострижен в рясофор с именем Антипа, а 5 марта 1903 года в мантию. Отец Антипа проходил разнообразные послушания: работал на огороде, был моряком на большом судне обители, работал в свечной мастерской, был певчим на подворьях в Константинополе, Москве и Одессе.
Отец Антипа хоть и не был сам приверженцем имябожническаго учения, но тяжело перенес высылку своих собратьев с Афона. Огорченный и удрученный происшедшими событиями, он 12 октября 1913 года вышел из Одесского подворья и поступил в Московский Новоспасский монастырь, где жил до 1917 года. Неизвестно, на Афоне или в Новоспасском монастыре он был пострижен в мантию с именем Антипа.
После 1917 года преподобномученик Антипа вернулся в родное село Братки и служил в церкви псаломщиком. В 1929 году был рукоположен во иереи в селе Елань-Козловка Тамбовской области, где оставался до 1931 года. В 1931 году переехал в село Татаринцево Бронницкого района Московской области и около шести лет, до самого ареста, служил в церкви Воздвижения Креста Господня, заслужив уважение прихожан благочестивой жизнью и постоянной готовностью помочь делом или советом.
В 1933 году отец Антипа написал письмо отцу Мисаилу, что было почти чудом и, по всей вероятности, сыграло роковую роль в его жизни. Приведем целиком это небольшое письмо:
«Ваше высокопреподобие, досточтимый отец архимандрит, отец игумен с братией, благословите! Примите от меня, грешного, братское мое почтение и низкий мой Вам поклон. От души желаю Вам всего лучшего, спасения души и мира от Бога.
Хотя я и за дальним рубежом от Вас, но душа моя скорбит о Вас, так как давным-давно не вижу Вас. По милости Божией с отцом Макарием (схимонах Макарий (Чирков)) на Полянке вижусь очень часто, он уже стал дряхлым старичком, а я, грешный, по милости Божией служу на приходе за священника в 50 верстах от Москвы. И сколько можно в нужде помогаю отцу Макарию от своих трудов. Итак, добрейший отец игумен, если Вы не гнушаетесь мной, грешным, то не помяните моих грубостей и напишите хотя два-три слова, кто после отца Иакинфа стал наместником и сколько вас в живых.
Ваш покорный и грешный послушник иеромонах Антипа Кириллов, бывший певчий.
Адрес: Московской области Коломенского округа Бронницкого района село Татаринцево. Антипе Кириллову.
Прошу Ваших святых молитв и жду ответа как великого утешения. 3 февраля 1933 года»
16 февраля 1938 года преподобномученик Антипа был арестован по обвинению в антисоветской агитации (в частности, ему приписывались высказывания, что советская власть — «наказание Божие», и что ее репрессии направлены против лучших людей страны), содержался в тюрьме в Коломне. Материалами обвинения послужили показания двоих священников из соседних сел и одного из жителей села Татаринцево, заявившего, что о. Антипа имел большое влияние на жителей села, что колхозницы с его приездом стали чаще посещать церковь, а также, что он отказался от голосования на выборах, говоря, что не желает голосовать за «власть антихриста».
Отец Антипа отказался признать себя виновным. 27 февраля 1938 года тройка НКВД по Московской области приговорила его к смертной казни; расстрелян 7 марта 1938 года на Бутовском полигоне.
Причислен к лику новомучеников Русской Церкви постановлением Священного Синода от 26 декабря 2002 года.
Использованная литература:
1. БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века" // http://martyrs.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans
2. Православная Энциклопедия. Т.0. М., 2010.
3. Русский Афонский Отечник ХІХ-ХХ веков.Т.1. Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012. С.411-413.
4. Игумен Дамаскин (Орловский). Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Тверь, 2005. С. 85-89.
5. Афонский Русский Патерик, или жития русских святых, подвизавшихся на Афоне. М., 2015.
Смотри также