Именно его заслугой является то, что прибывшие в 1925–1927 годах из Карпатской Руси молодые люди, желающие остаться в Руссике, не были выдворены с Афона. Он смог доказать, что они истинно православные, в чем сомневался Священный Синод. В своем выступлении на эту тему на заседании Синода отец Сергий говорил: «Вся Европа знает, что угроруссы полтора столетия боролись за свое Православие и только насилием были вынуждены поминать имя папы при богослужении, и как только они освободились от австрийской власти, сейчас же возвратились в Православие. Они сто лет боролись за Православие, и такие люди не могут не знать догматов. Патриархия [Вселенская] должна радоваться, что полтора-два миллиона униатов обратились в Православие». Настойчивость отца Сергия в этом вопросе возымела успех, и Синод отказался от выдворения карпатороссов с Афона.
Иеросхимонах Сергий (в миру Сергей Николаевич Тютин) родился в 1869 году в селе Старо-Костичевском Сызранского уезда Симбирской губернии. Его мать звали Евдокией. Сергей окончил учительскую семинарию и стал преподавателем Старо-Костичевского двухклассного училища. Он проработал в этой должности почти 20 лет. Был очень любим и уважаем односельчанами за отзывчивость и любовь к детям. За свои заслуги в деле образования получил звание личного почетного гражданина.
Но, несмотря на все внешние успехи Сергея Николаевича, его душа была как бы заточена в клетке, ей хотелось чего-то большего, возвышенного, прекрасного, и она все время стремилась вырваться из рамок серой мирской жизни. Поэтому Сергей Николаевич все время подумывал о поступлении в монастырь. Но осуществить свой замысел он смог, только когда от чахотки умерла его жена.
12 августа 1910 года он поступил в Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне, где 29 февраля 1912 года был пострижен в рясофор с именем Сергий, 21 марта 1914 года в мантию с именем Смарагд, а 9 марта 1927 года в схиму с именем Сергий. 28 июля 1922 года отец Сергий был рукоположен в иеродиакона, а 30 апреля 1930 года в иеромонаха.
С первых дней своего пребывания в обители отец Сергий проходил послушание в канцелярии. С 25 ноября 1928 года по 1 января 1937 года он исполнял обязанности антипросопа в Карее, а с 1937 года до смерти был казначеем обители.
Писатель Вл. Маевский так вспоминает встречу с ним в Карее: «Отец Иллиодор доставил меня в карейский кунак Свято-Пантелеимонова монастыря, прямо к их антипросопу иеросхимонаху отцу Сергию. Гостеприимный старик встретил меня с большим радушием и сразу же окружил истинно-отеческой заботой, снабдив нужной информацией.
Здесь я умылся, переоделся и отдохнул. А затем, за чашкой чая, долго наслаждался интересной беседой с отцом Сергием, который являлся во всех отношениях на редкость культурным человеком и замечательным монахом.
Его жизненно-мудрые суждения, его отечески-поучительные наставления и сердечные утешения на всю жизнь врезались в мою память и душу, наполнив ее благодарностью к этому прекрасному человеку и примерному монаху».
Отец Сергий представлял монастырь в Киноте в то время, когда происходили серьезные изменения уклада жизни монахов Афона: принимался новый устав Афона, менялись отношения с новым греческим правительством. Все это требовало постоянной напряженной работы и от отца Сергия. Именно его заслугой является то, что прибывшие в 1925–1927 годах из Карпатской Руси молодые люди, желающие остаться в Руссике, не были выдворены с Афона. Он смог доказать, что они истинно православные, в чем сомневался Священный Синод. В своем выступлении на эту тему на заседании Синода отец Сергий говорил: «Вся Европа знает, что угроруссы полтора столетия боролись за свое Православие и только насилием были вынуждены поминать имя папы при богослужении, и как только они освободились от австрийской власти, сейчас же возвратились в Православие. Они сто лет боролись за Православие, и такие люди не могут не знать догматов. Патриархия [Вселенская] должна радоваться, что полтора-два миллиона униатов обратились в Православие». Настойчивость отца Сергия в этом вопросе возымела успех, и Синод отказался от выдворения карпатороссов с Афона.
Отец Сергий был в первую очередь настоящий монах-подвижник. Невероятная нестяжательность была его отличающим свойством. В его келье не было ни одного предмета в количестве двух экземпляров. Имелся в наличии всего один подрясник, он пользовался одним стулом, одним одеялом и т. д. Как только кто-то ему дарил какую-то вещь, которая у него уже была, он ее или подкидывал другим братиям, или вешал на двери рухольной*.
Отец Сергий был большим любителем Иисусовой молитвы. Творить молитву было его основным занятием и утешением. Перед смертью, когда он серьезно заболел и не мог ходить в храм, он, сидя в келье, творил Иисусову молитву беспрерывно, и, как говорил его келейник, его последними словами были «Иисусе Христе...»
Преставился отец Сергий 13 октября 1942 года.
Публикуется по книге: «Русский Афонский Отечник XIX - XX веков».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 1. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012.
Смотри также