Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Афонский песнописец: Схимонах Аркадий (Любовиков). День памяти — 3 ноября

Русский на Афоне Пантелеимонов монастырьСтарец Аркадий, несмотря на активную деятельность, тем не менее вел самую тихую и скромную жизнь. В течение всей своей многолетней жизни в обители он остался в скромном звании простого инока, отказываясь от рукоположения в иеромонахи, не раз ему предлагаемого старцами обители.

Схимонах Аркадий (в миру Алексей Алексеевич Любовиков) родился в 1830 году в селении Святополье Глазовского уезда Вятской губернии, в семье священника Алексея Любовикова и супруги его Ирины. Мальчик получил в святом крещении имя Алексея в честь святителя Алексия, митрополита Московского. По некоему утвердившемуся святому обыкновению, широко распространенному в тогдашней России, отец его, священник, готовил и сына своего к духовному званию.

Отрок Алексей именно с этой целью, окончив Глазовское духовное училище, поступил в Вятскую духовную семинарию, где несколько лет готовился к принятию священства, предполагая стать преемником своему отцу. Но, как верно говорит нам пословица, «человек предполагает, а Бог располагает». То же мы находим и у святого царя и пророка Давида, изрекшего жившим в нем и глаголавшим через него Духом Святым, что от Господа стопы (пути жизни) человеку исправляются (направляются) (Пс. 36, 23).

Отроку Алексею свыше назначен был не тот путь жизни, на который задумал поставить его благочестивый сельский батюшка и к которому он уже и сам направлялся, а другой. В 1847 году по благословению старцев обители, игумена Герасима и духовника иеросхимонаха Иеронима, в Россию отправился с Афона известный потом всем Святогорец, тогда еще иеромонах Серафим, а впоследствии иеросхимонах Сергий (Веснин).

Ехал он для напечатания своих литературных трудов. Будучи уроженцем Орловского уезда Вятской губернии и воспитанником Вятской духовной семинарии, отец Сергий прежде всего заехал на свою родину. Там он находился то в Вятке, на даче архиерейского дома, то в Орлове, в Спасском монастыре, где до отбытия на Афон был казначеем, то в селе Пищальском, в кругу своих родственников. Проживая в Вятке, бывал он, конечно, в тамошней своей родной духовной семинарии. И вот здесь в одном из учеников-семинаристов он заронил желание последовать за ним на Святую Гору Афон.

Юного семинариста звали Алексей Любовиков. Но так как Святогорцу Серафиму еще надлежало закончить свои дела, да еще и исполнить массу других немаловажных поручений, то, следовательно, он еще не скоро мог уехать на Афон. Однако, наверное, между ними было условлено: Святогорцу ожидать окончания своих дел, а Алексею тем временем продолжать обучение в семинарии. Так продолжалось до конца 1850 года.

В январе 1851 года Алексей, получив заграничный паспорт, распрощался навсегда со своими детскими мечтами, со своей дорогой Родиной и, напутствованный родительскими молитвами, благословениями и благими пожеланиями родных и знакомых, отправился на Святую Афонскую Гору. Неизвестно, где он съехался со Святогорцем, но мы доподлинно знаем, что они вместе через Одессу и Константинополь в марте того же года прибыли на Афон, в монастырь.

Молодой семинарист Алексей был принят в число братии святой обители и определен на послушание в келейники к Святогорцу Серафиму. В следующем, 1852 году послушник Алексей был пострижен в мантию с именем Аркадий в честь преподобного Аркадия, сына преподобных Ксенофонта и Марии. Вскоре после этого ему было чудесное видение, которое на долгие годы определило весь его духовный настрой.

«Раз случилось, — вспоминал он, — что вскоре после пострижения я забыл о дне памяти прежнего моего Ангела, чему отчасти способствовало и перенесение службы ему в храме на следующее число. При слушании в тот день утрени на клиросе Покровской церкви, во время чтения 1-й кафизмы нечаянно покрыл меня тонкий сон. Вижу себя в Московском Кремле, у главной церкви Чудова монастыря. Поднявшись по лестнице на верх паперти, через растворенные церковные врата вижу, что храм полон молящегося народа, который то и дело ставит свечи перед святыми иконами, а особенно пред иконой св. Алексия.

Это удивило меня. Теперь простой день, думалось мне, отчего же здесь столько народа и ставят столько свеч? В недоумении я спросил стоящего возле меня: „А что, сегодня разве праздник какой?“ Тот покачал головой и ответил: „А еще монах! И ты забыл своего покровителя, молитвенника от святого Крещения? Знай и помни впредь, что сегодня память святителя Христова Алексия, всея России чудотворца, святые мощи которого почивают здесь!“ Услышав такое обличение, я сразу очнулся, и действительно оказалось, что это день памяти святого покровителя моего».

17 декабря 1853 года Святогорец иеросхимонах Сергий (Веснин) мирно преставился ко Господу. Болезнь его благодетеля и духовного воспитателя по монашеству, а потом вдруг и утрата его на всю жизнь, вероятно, сильно подействовали на молодого инока Аркадия. Он сильно заболел. А так как в Руссике тяжелобольных, не имевших святой схимы, срочно постригали, хоть болящий и был молод, то и отец Аркадий в том же декабре 1853 года был пострижен в великий ангельский образ под тем же именем. Но ему не суждено было отойти в иной мир, а надлежало еще прожить много лет и много потрудиться здесь, на афонской земле. Он выздоровел, и замечательно, что потом он во всю свою дальнейшую 55-летнюю жизнь не болел никакими особыми болезнями, чтобы нужно было ложиться в больницу.

Мощи схимонаха Аркадия (Любовикова)Мощи схимонаха Аркадия (Любовикова).

Вся его более чем 57-летняя жизнь в монастыре безвыездно протекала мирно, тихо и почти замкнуто. На первых порах он, как было сказано выше, помогал Святогорцу Сергию в переписывании его сочинений и писем. Потом долгое время состоял при канцелярии, записывая церковнославянскими буквами имена братии и благодетелей в церковные синодики для поминовения. Занимался также переписыванием со старых рукописей разных богослужебных чинопоследований. Впоследствии ему было поручено переводить с греческого языка на церковнославянский некоторые службы, каноны, тропари и кондаки.

Кроме этого, им самим были составлены и особые полные бденные службы Божией Матери ради Ее чудотворных икон: «Иерусалимской», «Избавительницы», «Отрады и Утешения». Также им были составлены: служба на память святого великомученика и целителя Пантелеимона, т. е. на 26 июля, вместе с полиелейной службой святому священномученику Ермолаю, как духовному отцу и наставнику святого Пантелеимона; предпразднственная служба с канонами на Покров Пресвятой Богородицы, собственно на 30 сентября; восемь канонов (по числу восьми гласов) предпразднству Покрова Божией Матери, читаемых на восьми предпразднственных молебствиях, торжественно совершаемых в Покровском соборном храме обители ежедневно после вечерни, начиная с 22 сентября и заканчивая 29 сентября.

Затем им были переведены с греческого на славянский полные бденные службы: всем святым новомученикам, пострадавшим на Востоке, общая память которых празднуется во второе воскресенье Петрова поста; всем святым бессребеникам, общая память которых в обители совершается в воскресенье, ближайшее к 1 ноября; святой праведной Еввуле, матери святого Пантелеимона, память которой в обители совершается в четвертое воскресенье Великого поста вместе с памятью преподобного Иоанна Лествичника; полиелейная служба святым преподобномученикам Иулиану и Василисе иже с ними 10-ти тысячам инокам и одной тысяче инокинь, за Христа пострадавшим в 313 году, в царствование Диоклетиана (память их 8-го января); святому Иоанну Русскому, новому исповеднику, жившему и скончавшемуся в плену в Турции около 1730 года; святому новому преподобномученику Пахомию Россиянину, сопленнику святого Иоанна, пострадавшему от турок; святому новому преподобномученику Никите, иеромонаху Пантелеимонова монастыря, пострадавшему за Христа от турок 4 апреля 1808 года; святителю Григорию Двоеслову, папе римскому; святому новому преподобномученику Павлу Пелопонесскому, подвизавшемуся в обители и пострадавшему за Христа от турок на своей родине 22 мая 1818 года; святителю Модесту, Патриарху Иерусалимскому.

Им же, надо полагать, переведена с греческого и потом в 1871 году напечатана в Санкт-Петербурге бденная служба святым новым преподобномученикам афонским: Евфимию, Игнатию и Акакию, пострадавшим за Христа от турок в начале 19 века; восемь канонов на память святого великомученика Пантелеимона, написанных преподобным Иосифом Песнописцем, торжественно читаемых в обоих соборных храмах обители после вечерни, в восемь дней предпразднственных памяти святого Пантелеимона начиная с 18 июля. Кроме этих полных служб, им самим написаны и переведены с греческого несколько требовавшихся по временам или исходя из его личного усердия тропарей и кондаков.

Старец Аркадий с самого начала был постоянным сотрудником издаваемого обителью «Душеполезного собеседника». Его перу принадлежат много статей и житий святых, переведенных им с греческого языка, а также передовые статьи в «Душеполезном собеседнике» под рубрикой «Уроки слова благодатного», состоящие из выписок на разные темы из Священного Писания. Ему поручалось иногда написание ответов на письма благодетелей по каким-либо особенным и вообще затруднительным вопросам, а также составление писем к важным особам и речей в особо важных случаях.

Он весьма интенсивно переписывался со своим духовным отцом игуменом Макарием, когда тот находился в Константинополе во время русско-греческих споров, давая ему весьма полезные советы для успешного завершения этого дела. Тесно сотрудничал с библиотекарем монастыря отцом Матфием (Ольшанским) и духовником отцом Агафодором (Будановым) по издательским вопросам и обогащению монастырской библиотеки.

Старец Аркадий, несмотря на такую активную деятельность, тем не менее вел самую тихую и скромную жизнь. В течение всей своей многолетней жизни в обители он остался в скромном звании простого инока, отказываясь от рукоположения в иеромонахи, не раз ему предлагаемого старцами обители.

Летом 1909 года он стал прихварывать, но крепился. Наконец, все более и более изнемогая, вынужден был лечь в больницу. Никакой особой болезни у него не было, а только присутствовало общее старческое расслабление и ослабление аппетита. Затем он по обыкновению несколько раз был приобщаем Святыми Тайнами. В начале всенощного бдения на 20 октября ради памяти святого великомученика Артемия над ним было совершено святое таинство елеосвящения. Во вторник, 21 октября, он был последний раз приобщен Святых Христовых Таин и после полудня мирно отошел ко Господу.

22 октября (3 ноября), в день празднования Казанской иконы Божией Матери, о прославлении которой старец много потрудился в своей жизни, торжественно, соборно было совершено отпевание усопшего. И так не стало почтенного схимонаха Аркадия, доброго, и смиренного, и простодушного инока, истинно преданного обители и весьма для нее полезного старца.

Публикуется по книге: «Русский Афонский Отечник XIX - XX веков».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 1. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012. 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Доверять Богу: Схимонах Серафим (Ковалищенков). День памяти — 4 декабря
Симеон Петрович пришел в церковь не выпрашивать у Бога здоровья для своей жены, а искренне покаяться в грехах и узнать волю Бога. Господь открыл ему глаза, и тогда он увидел свою жизнь как бы со сторо
Наставник пустынников: Схимонах Иоанн (Кулешов)
Схимонах Иоанн (в миру Иосиф Кулешов) родился в 1862 году в крестьянской семье в Ставропольской губернии. В детстве он был задумчивым мальчиком и постоянно молился, за что соседи его прозвали архиманд
Лекарство от грехов схимонаха Иосифа (Харламова)
Схимонах Иосиф (в миру Александр Петрович Харламов) был уроженцем Донской области. Прибыл на Афон в 1874 году и с тех пор жил один в пустыннической каливе на Каруле. Рукодельем его было сапожничество,
Дело Божие надо делать, не откладывая: Иеросхимонах Арсений (Минин). День памяти — 30 ноября
Никто никогда не слышал из его уст праздного слова. Отец Арсений часто был молчалив и задумчив, присутствующие при нем чувствовали, что он в сердце своем творит молитву, и не смели его отвлекать разго
Судьба, благополучие и счастье — в руках Господа: Иеросхимонах Анастасий (Модзалевский). День памяти — 28 ноября
Представитель знаменитого дворянского рода никаким образом не выдавал своего знатного происхождения, а, наоборот, все время старался принизить себя пред другими людьми. За это его все любили и уважали
Афонский старец и духовник русских святогорцев иеросхимонах Иероним (Соломенцов)
14 (27) ноября 1885 года отошел ко Господу духовный наставник и старец всех русских святогорцев Иероним (Соломенцов). Этот могучий духовный вождь, будучи предызбранным особым благоволением Божией Мате
«Остаюсь на сибирских курортах...». Иеромонах Феофан (Сердобинцев). День памяти — 21 ноября
Для росписи храма в честь иконы «Скоропослушница» отца Феофана пригласили в Москву. С большой скорбью согласился отец Феофан оставить Афон. Он ехал с той надеждой, что вскоре вернется в родную обитель
Духовник и соборный старец: Иеросхимонах Феодорит (Константинов). День памяти — 19 ноября
Иеросхимонах Феодорит (в миру Федор Семенович Константинов) родился в 1856 году в крестьянской семье в селе Погожем Тимского уезда Курской губернии. Его мать звали Параскевой. Мальчик получил начально
Историк обители и самозабвенный молитвенник: Иеросхимонах Флегонт (Лебедев). День памяти — 14 ноября
Главным деланием отца Флегонта была молитва. Он всю жизнь старался подражать своему первому духовному наставнику отцу Никодиму (Наумову), делателю непрестанной Иисусовой молитвы, используя для молитвы
Душа, восхищенная до небес: Иеросхимонах Феотекн (Галкин). День памяти — 14 ноября
Иеросхимонах Феотекн (в миру Федор Александрович Галкин) родился в 1851 году в городе Ярославле в зажиточной купеческой семье. Его мать звали Параскевой. Дав ему приличное образование, родители готови
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх