Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Афонский затворник схимонах Леон (Воскресенский)

LeonVoskresenskiy 1Высшее благо для человека Божия в этом мире есть чистая молитва, и если человек не умрет по отношению к другим людям и не останется наедине с самим собой и не будет подвизаться в безмолвии как мертвец во гробе, то он не сможет достичь этого, так как чистая молитва требует отречения от всего.

Схимонах Леон (в миру Леонид Андреевич Воскресенский) родился в 1862 году в мещанской семье в Макарьевском уезде Нижегородской губернии. Его мать звали Екатериной. По всей видимости, он получил хорошее образование и работал в уездном управлении. Здесь он даже стал личным почетным гражданином уездного города Макарьева.

Но, очевидно, Промысел Божий готовил его для другого поприща, что доказывает один случай из его мирской жизни. Вот как он сам вспоминал об этом впоследствии: «Жил я в Нижнем Новгороде. И вот ко мне из села — родины моей — приехала погостить мать. И что же? Как-то она узнала, что в городе есть старая дева по к имени Муза. Она обладала некоторым даром прозорливости. По врожденному женскому любопытству отыскала эту Музу, принесла ей яблок и спрашивала ее о будущей судьбе своего рода. Возвратившись от нее, она говорит мне, что была у Музы. Говорит, что у нее было очень много народа. Спрашивающим она отвечала. Иных ругала за порочную жизнь, а других вовсе гнала и не принимала никаких подношений.

„Я, — рассказывала дальше мать, — ее спрашивала о Маше (сестра моя, теперь умершая в первых родах). Выдать ли ее замуж? Она коротко ответила: скоро выдашь за мальчишку“. Я матери на это сказал что-то вроде того, что эта женщина — бесноватая. В молодости влюбилась в одного человека, а он ее и не взял замуж. Она же затосковала, осталась девой и от тоски сделалась бесноватой. На самом деле лично Музы я не видел и истинных обстоятельств ее жизни не знал.

Вскоре после этого, разочаровавшись в той жизни, которую проводил в мире, по милости Божией и Царицы Небесной, вздумал я оставить мир и служить Богу, почему поехал на родину, дабы проститься с родными. По приезде моем туда вдруг явился жених, молодой человек, и сестру отдали за него замуж. Я объяснил родителям, что хочу отправиться спасаться на Афон. В это время мать моя и говорит: „А помнишь ли, как я ходила к Музе? Ведь она верно сказала о Маше, что скоро та выйдет замуж за мальчишку! Да и о тебе она сказала тогда. Только я тебе не открыла этого. Она сказала, что старший сын уйдет в монахи, и вот ты едешь“. Я тогда подивился, а теперь и еще более удивляюсь и славлю Бога за все Его милости».

Слава Богу, призыв Господа Леонид услышал и в 26-летнем возрасте приехал на Афон. Было это в 1888 году. Здесь он сразу поступил в монастырь святого великомученика Пантелеимона, где ему дали послушание трапезаря (монах, несущий послушание в монастырской трапезной — Ред.). 15 марта 1890 года его постригли в мантию с именем Леон, а через пять лет, 23 марта 1895 года, — в великую схиму.

LeonVoskresenskiyСхимонах Леон (Воскресенский).

За это время его отправляли на послушание на Новый Афон и на подворье в Москву, откуда он присылал письма к своим духовным отцам: игумену Андрею и отцу Агафодору (Буданову). К последнему он особенно привязался и, вернувшись на Афон в 1897 году, до самой своей смерти имел с ним тесное духовное общение. До 1906 года отец Леон исполнял послушание писаря в канцелярии, так как у него был красивый, разборчивый, каллиграфический почерк, поэтому ему давали переписывать старые рукописи из библиотеки монастыря.

В 1906 году в жизни отца Леона происходят кардинальные изменения. Его духовник отец Агафодор благословляет ему жить в отшельнической каливе недалеко от монастыря и вести затворническую жизнь. Заодно он должен был сторожить масличный сад. Радости отца Леона не было границ. Так как все 18 лет его пребывания до этого момента в обители и дня не прошло, чтобы он не думал о затворе ради Бога, но сам не дерзал просить об этом, ждал проявления воли Божией.

Вот что он писал — в своем дневнике: «стал давненько замечать за собой, что какое-то в душе является тяготение, хочется все быть одному, ни с кем не разговаривать. Явилась особенная скука о уединении, явились мысли уединиться недели две, так, чтобы не говорить, чтобы испробовать совершенное молчание. Мысли свои сообщил духовнику отцу Агафодору, и он одобрил».

Новую жизнь с Богом отец Леон использовал для самосовершенствования. «Вряд ли придется испытать совершенную христианскую жизнь здесь, на земле, по своей худости и беспечности и греховной жизни, — пишет он. — А ведь люди ревновали и достигали, начинали подвиг с нежаления себя и трезвения. Вот этого-то и не хватает у меня. Что делать? Вопить: Господи, Господи, призри с высоты и виждь немощь и худость, помогай и имиже веси судьбами спасай грешного раба Твоего».

Отец Леон так понимал цель своего уединения: «Истинное безмолвие состоит в самоотвержении, совершающемся в средоточии человека, в духе его, в устремлении всех помышлений к служению Богу. Постоянное самопознание вводит в непрерывающийся подвиг покаяния и плача и познания своего ничтожества. Познание себя — драгоценное познание. Оно приводит к живому и обширному познанию Бога, приводит к верному и правильному управлению и распоряжению с собой. Назначение человека — быть сосудом и орудием Божества. Необходимо искать смирение, которым достигается прощение во всех грехах и исцеление от всех страстей».

Строгим постом и ежедневным бдением преодолевая свои телесные немощи, непрестанной Иисусовой молитвой и трезвением усовершенствуя свой внутренний мир, отец Леон, с Божией помощью, достиг высокого уровня христианского совершенства. В своей ежедневной подвижнической жизни он строго руководствовался учением великого Исаака Сирина, который писал: «Высшее благо для человека Божия в этом мире есть чистая молитва, и если человек не умрет по отношению к другим людям и не останется наедине с самим собой и не будет подвизаться в безмолвии как мертвец во гробе, то он не сможет достичь этого, так как чистая молитва требует отречения от всего».

LeonVoskresenskiy 2Мощи схимонаха Леона (Воскресенского).

«Чтобы наследовать молитву, — пишет отец Леон, вторя своему великому небесному покровителю, — необходимо отвергнуться всего и подняться на крест самоотвержения, предай Богу дух, душу и тело твое, а от Него прими святую молитву, которая по учению Апостола есть действие в человеке Святого Духа. Жертвенник, на котором приносится молитва Богу, — есть смирение. Жертва же внимательная — растворенная покаянием молитва. Плоды истинной молитвы: святой мир души; соединение с тихой, молчаливой радостью, чуждой мечтательности, самомнения и разгоряченных порывов и движений; любовь к ближним, не различающая добрых от злых, достойных и недостойных, из которой воссияет чистейшая любовь к Богу».

Несомненно, что отец Леон, с Божией помощью, достиг такой любви, о чем свидетельствуют его многочисленные духовные записки, которые безусловно заслуживают, чтобы их увидел свет. Приведем лишь один отрывок из многих прекрасных духовных заключений отца Леона: «Очевидно, основанием создания мира и человека служило не одно только безмерное могущество Божественной воли, но и неизменное богатство Божественной любви. Поэтому именно, если человек не может исполнить своего назначения в мире, т. е. если он не может явить собой живой образ Бога и через это сделать мир действительным причастником Божественных совершенств, то как собственная жизнь человека, так и существование всего мирового бытия, несомненно, не имеет никакого смысла. Вот задача на всю жизнь мою!»

Выполнив поставленную пред собой задачу сполна, старец Леон в возрасте 52 лет преставился ко Господу 9 (22) марта 1914 года.

Публикуется по книге: «Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 1. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info).

Смотри также:
Сподвижник прп. Силуана Афонского, миссионер и духовник схиигумен Кассиан (Корепанов). День памяти – 20 сентября
Схиигумен Кассиан (в миру Константин Тимофеевич Корепанов) был мещанином из города Бирска Уфимской губернии. Имя матери Евдокия. Родился в 1867 году. Был женат, имел дочь, которая впоследствии стала м
Афонский схимонах Ксенофонт (князь Вяземский). День памяти - 18 сентября
В статье о праздновании памяти первосвятителей Русских Петра, Алексия, Ионы, Иова, Филиппа и Ермогена рассказывалось об освящении храма в честь этих угодников Божиих в Русской на Афоне Свято-Пантелеим
Ученый схимонах и библиотекарь о. Матфей (Ольшанский). День памяти — 16 сентября
Имя схимонаха Матфея (Ольшанского) на века вошло в историю Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Будучи духовным чадом сначала оптинского старца иеросхимонаха Макария (Иванова), а затем и
Афонский иеросхимонах Вассой, бесстрашно спасавший раненых на полях сражений. День памяти – 15 сентября
Иеросхимонах Вассой (в миру Владимир Козьмич Горборуков) родился в 1866 году в крестьянской семье в селе Волотово Новобезгинской волости Новооскольского уезда Курской губернии.
Преподобный Аристоклий (Амвросиев) Афонский. День памяти — 6 сентября
Несмотря на тяжелую болезнь ног старец духовно окормлял множество людей, принимая иногда в день более тысячи человек. Преподобный Аристоклий был наделен от Бога дарами прозорливости (он предвидел рево
Духовник прп. Аристоклия Афонского старец-иеросхимонах Дамиан (Вьюков). День памяти – 31 августа
Огромное духовное влияние имел о. Досифей на преподобного Аристоклия (Амвросиева), с которым вместе подвизался на подворье с 1883 года. Он был духовником отца Аристоклия и оказал благотворное влияние
Схимонах Геннадий, просивший благословения умереть, чтобы уйти в Рай. День памяти – 28 августа
Схимонах Геннадий был родом из Вологодской губернии, из крестьян. На Святую Гору он прибыл вместе с иеросхимонахом Сергием (Весниным) после его паломничества ко Гробу Господню в Иерусалим.
Ново-Афонский старец схиархимандрит Иерон (Носов-Васильев). День памяти - 27 августа
Схиархимандрит Иерон (в миру Иван Васильевич Носов, он же Васильев) родился в 1829 году в крестьянской семье села Лоходомово Контиевской волости Буйского уезда Костромской губернии. Его мать звали Епи
Келейник свт. Феофана Затворника и афонский подвижник схииеродиакон Лазарь (Деминский). День памяти – 26 августа
Он был ближайшим учеником и келейником свт. Феофана Затворника Вышенского, лично переписывал многие его произведения и помогал святителю в подготовке к изданию его книг.
Непрестанный делатель Иисусовой молитвы старец Тимофей Афонский. День памяти – 25 августа
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх