Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Афонское благословение для Северной Руси: Преподобный Арсений Коневский. День памяти — 25 июня

prp arseniy konevskiy 1Блаженный Арсений происходил из Великого Новгорода, но неизвестно, кто были его родители и в какое время он родился. Сердце его, разгораясь Христовой любовью, побудило его оставить мир, чтобы искать безмолвной жизни. Сперва удалился он в соседнюю Великому Новгороду обитель Рождества Богородицы, на Лисьей горе.

Там прожил святой одиннадцать лет, совершив иноческий искус, постриг власы свои и сделался совершенным иноком. Вся братия смотрела на него, как на данный ей свыше образец жития иноческого.

НОВОГОРОДЕЦ НА АФОНЕ

Давно уже жило в душе преподобного Арсения желание посетить Святую Гору Афонскую, и он воспользовался пришествием в Новгород некоего афонского инока. Припав со слезами к ногам игумена, Арсений умолял отпустить его на Гору Афонскую. Долго игумен не соглашался на его прошение, чувствуя, какое будет от того лишение для обители, но наконец не мог не уступить слезному молению ревностного инока.

Радостно пошел Арсений в путь свой с благословением отеческим, и благополучно достиг Святой Горы, где был с любовью принять игуменом Иоанном. Настоятель велел пришельцу подвизаться в общих трудах с братией. Посему прошел Арсений по порядку все монастырские службы, начиная с древоделания и печения хлебов, и всякую службу исполнял с чрезвычайным смирением послушанием, считая себя за худшего из братии.

Игумен, узнав искусство русского пришельца ковать медные сосуды, занял его предпочтительно этим рукоделием, и в глубоком безмолвии ковал он сосуды для потребы монастырской, посвящал на то целый день, а ночь проводил в молитве, едва дозволяя себе мало отдыха, ибо был крепок и мужественен. Безмездно трудился он не только для своей обители, но и для других святогорских монастырей; ибо отовсюду приносили ему медь для кования сосудов, как только услышали о его искусстве. Неизвестно, в какой собственно обители подвизался преподобный Арсений, должно, однако, наверное полагать, что в Россиконе, ибо это было общее пристанище всех русских пришельцев.

Опасаясь, чтобы множество приходивших к нему не обременило братии его обители, принял он благословение от своего игумена обойти все монастыри Святой Горы, чтобы потрудиться на пользу каждого из них, не ради злата и серебра, но для душевного спасения, и в таком подвиге пробыл три года. Тогда пришло ему желание возвратиться в родную землю, чтобы там поставить обитель во славу Матери Божией, к Которой имел теплую веру. Арсений стал просить игумена об отпуске на родину, и тот, исполненный духа прозорливости, пророчески сказал ему, что Господь воздвигнет чрез него обитель в стране северной, которая спасется его молитвами от многих бесовских прелестей и суеверий.

Отечески благословил его настоятель двойной иконой Владычицы с Предвечным Младенцем с одной стороны, и Нерукотворного образа Спасова с другой, дав ему притом Устав Святой Горы. Отпуская же, молился над ним так: «Боже отец наших, призри от престола славы Твоей на раба Твоего Арсения, да почиет на нем всегда благодать Духа Твоего Святого и пребудет с ним благословение Твое».

СЕВЕРНАЯ ОБИТЕЛЬ

В 1393 году блаженный Арсений возвратился в Великий Новгород, неся с собой чудотворную икону Божией Матери со Святой Горы, названную впоследствии Коневской. Здесь предстал он архиепископу Иоанну II, которому поведал все бывшее с ним на Афоне, и просил у него благословения создать на севере обитель во имя Рождества Богородицы. С миром отпустил его владыка, и Арсений с иконой Богоматери отплыл в озеро Ладожское.

Побыв в обители Валаамской, решился он идти на безмолвие в более уединенные места и Промыслом Божиим достиг пустынного острова Коневского. Отсюда преподобный решил было отправиться дальше, но ветер пригнал лодку, в которой он плыл с учениками, обратно. Здесь около 1393/94 года и возник монастырь, а в 1398 году в обители поставили храм в честь Рождества Богородицы. Преподобный изгнал бесов из находившегося на острове Коня-камня (отсюда и название Коневский), которому язычники приносили жертвы. После того как святой Арсений вместе с монастырским священником окропил камень святой водой, рыбаки увидели стаю воронов, летевшую на север и ревевшую подобно волам.

После изгнания бесов, как сообщает монастырское предание, преподобный благословил строительство часовни на вершине Коня-камня. По устроении обители и умножении братии, преподобный Арсений опять пошел на Святую Гору Афонскую, было это при Новгородском архиепископе Симеоне (1416-1421). Случилась тогда великая скудость в его обители, так что братия, одолеваемые голодом, хотели разойтись. Но один из старцев, по имени Иоаким, украшенный благочестием и сединами, взошел на ближнюю к обители гору, где сперва подвизался преподобный, и молил Небесную питательницу Матерь Божию ниспослать им насущный хлеб.

prp arseniy konevskiy 2Преподобный Арсений Коневский.

После долгой молитвы, воздремал старец, и сквозь тонкий сон явилась ему Матерь Божия в Небесной славе. «Не скорби, старче», — сказала Она тихим голосом, — «скажи братии, чтобы не расходились от этого места, ибо вскоре прибудет к вам сам Арсений с обилием всего нужного для обители». На другой день Арсений действительно приплыл на двух больших судах и привез с собой множество припасов.

В 1421 году необыкновенный разлив Ладожского озера, смывший некоторые постройки бедной обители, заставил преподобного Арсения перенести обитель на новое место на том же острове, где мало-помалу им был сооружен каменный храм с деревянными кельями и оградой. Архиепископ Евфимий, поступивший на кафедру из Лисичьего монастыря, много содействовал преподобному в устроении новой обители. Коневец стал тогда известным для многих в Новгороде. Благочестивые новгородцы стали посещать уединившуюся на острове обитель и доставляли ей свои пособия.

В заботах и трудах на благо обители и в подвигах иночества преподобный Арсений достиг глубокой старости. Еще при жизни преподобного игуменом Коневской обители стал Иоанн. Перед преставлением святой Арсений завещал братии монастыря хранить Устав Святой Горы, «трапезу держати равну». Поручая обитель свою Матери Божией, он обещал духом не расставаться с братией и в самую минуту своего исхода, поддерживаемый учениками, приобщился Божественных Таин и мирно отошел ко Господу 12 (25) июня 1447 года, в день, когда святая Церковь отмечает память преподобных Онуфрия и Петра Афонских, по примеру коих он подвизался. Устав Святой Горы, введенный преподобным Арсением в Коневской обители, в 1865 году был принят и Веркольским Артемиевым монастырем в Пинежском уезде Архангельской губернии.

ЧУДЕСА И ПОЧИТАНИЕ ПРЕПОДОБНОГО

Преподобный Арсений почитается как покровитель моряков. Так, однажды он спас от гибели старца Моисея с рыбаками. Застигнутые бурей рыбаки молились Господу; явившийся святой осенил их мантией, и лодка благополучно пристала к берегу. Свидетельства о почитании преподобного Арсения сохранились, начиная с XVI века. Начиная с XVIII века, известны тропарь, кондак и молитва святому Арсению Коневскому, а в 1819 году по решению Святейшего Синода имя преподобного Арсения было внесено во все месяцесловы.

Пимен, архимандрит Коневский и Валаамский († 22 декабря 1910 года), автор описания монастыря, сообщает, что мощи преподобного Арсения были обретены в XVI веке, но во время Ливонской войны (1558-1583) их снова погребли близ западной стены Рождественского храма. В 1577 году, после захвата Коневского монастыря шведами, братия вместе с игуменом Леонтием перешла в Деревяницкий монастырь, взяв с собой чудотворный Коневский образ Пресвятой Богородицы. Шведы разрушили Рождественский собор Коневского монастыря.

12 июня 1809 года был освящен новый каменный собор Рождества Богородицы, построенный на месте разрушенного шведами, а 21 августа 1849 года святитель Игнатий Брянчанинов освятил в монастыре новую церковь во имя преподобного Арсения Коневского. В мае 1991 года Коневский монастырь был передан Русской Православной Церкви, и в ноябре того же года под полом нижнего Сретенского храма Рождественского собора были обретены мощи преподобного Арсения.

Публикуется по книге: «История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря с древнейших времен до 1735 года».
Серия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», том 5. – Афон: Свято-Пантелеимонов монастырь, 2015

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Афонский летописец схиигумен Парфений (Заблоцкий). День памяти - 26 мая
Отец Парфений собирал и записывал все чудесные события, которые происходили на Афоне в прошлом и настоящем времени. Поводом к этому деланию послужило чудесное видение ему в 1863 году Божией Матери во 
Возобновитель русского братства в Афонском Пантелеимоновом монастыре старец Герасим Святогорец. День памяти — 23 мая
4 (17) марта  и  10 (23) мая в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре, на протяжении вот уже более 130 лет, молитвенно почитается память игумена обители схиархимандрита Герасима. Эта традици
Смиренный полковник: Схимонах Варсонофий (Юганов). День памяти — 21 мая
Он был преисполнен духовной радости, когда присутствовал на богослужении в храме. Все видели его восторженный взор, направленный в сторону алтаря, как будто он с нетерпением ждал выхода оттуда горячо
Жить для Бога всю жизнь: Схимонах Диадох (Дружинин). День памяти — 13 мая
Мальчик пошел в свою комнату и, сев в углу, стал просить Господа, чтобы Он пришел к нему. Долго он так сидел. Вскоре, непонятно отчего, потекли у него слезы, и Дмитрий почувствовал в своем сердце что-
Афонский старец-пасечник схимонах Иоанн (Попович). День памяти — 13 мая
Отцу Иасону на вид было не более тридцати лет. Но какой серьезностью и глубоким пониманием принятого на себя сурового подвига веяло от всей его скромной фигуры, облеченной в грубый подрясник! А вместе
Духовник Андреевского скита на Афоне схиархимандрит Иларион (Левицкий). День памяти - 12 мая
Схиархимандрит Иларион (в миру Иосиф Степанович Левицкий) был уроженцем города Москвы. Его родители Степан и Екатерина были достаточно богатыми людьми и сыну дали соответствующее хорошее образование.
«Бессмертный полк» на Афоне: фронтовик-святогорец о. Иннокентий (Дудченко) (+АУДИО)
Практически у каждого русского святогорца в роду были те, кто воевал в годы Великой Отечественной войны, у кого кто-то из родных и близких не вернулся с фронта, кто-то был ранен, другие пережили ужасн
Доверять духовнику из-за любви к Богу. Жизнеописание монаха Клавдия (Мошкова). День памяти — 4 мая
Решающее в отношении духовника с учеником — доверие. Если подвижник из-за любви к Богу полностью доверился духовнику, то Бог за его доверие никогда не допустит, чтобы духовник ошибся в отношении его,
Последний русский игумен Ильинского скита архимандрит Николай. День памяти — 30 апреля
Родился архимандрит Николай в 1879 году. Мы не знаем, в каком месте в пределах Российской империи он появился на свет и как жил до поступления в монастырь. Отец Николай прибыл на Афон около 1900 года
Учитель умной молитвы: Схииеродиакон Сисой (Савченко). День памяти — 30 апреля
Правила отца Сисоя были таковы: ничего не должно отвлекать монаха от Господа, руки работают, а сердце творит молитву; устанет сердце, разум размышляет о Господе; устанет разум, глаза читают Священное
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх