Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

«Бессмертный полк» на Афоне. Воспоминания 100-летнего старца Иеремии (Алехина) о пережитом в годы II-й мировой войны

Схиархимандрит Иеремия (Алехин)Портал «Русский Афон» продолжает серию публикаций на тему «Бессмертный полк на Афоне», посвященных русским святогорцам, участвовавшим во II-й мировой войне. Сегодня с нами своими воспоминаниями поделился 100-летний игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин). Старец-игумен рассказал о пережитом в годы этой страшной войны, об участии членов его семьи в героической борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, о том, как христианин должен переносить ниспосланные испытания и страдания, не ожесточившись в сердце.

Старшие братья Иакова Алехина (так звали о. Иеремию в миру), Иван, Василий и Тихон, в первые дни войны добровольцами ушли на фронт.

К началу 1940-х годов старший брат Иван проживал и трудился в Луганске (тогда он назывался Ворошиловградом). Он единственный из всей семьи избежал высылки в лагеря Прикамья. Еще при первой попытке привлечь Филиппа Алехина – отца семейства, к ответственности, как "кулака", Иван предложил себя вместо больного отца и отправился отбывать срок в сталинской тюрьме.

Однако спустя шесть лет, когда Иван еще находился в заключении, большевики "раскулачили" Алехиных и всю семью отправили за Урал. Отец и мать умерли в ссылке, а все братья Василий, Тихон и Иаков бежали из лагеря, и разными путями добирались в родные края. Иаков нашел их в Мариуполе. Василий и Тихон работали на Мариупольском металлургическом заводе имени Ильича. Туда же устроился крановщиком и Иаков. На работе его ценили за трудолюбие, точность и аккуратность – качества, выработанные воспитанием в русской православной патриархальной семье. Со временем он был назначен бригадиром крановщиков.

На металургическом заводе в Мариуполе

Мариупольский металлургический завод имени Ильича

Мариупольский металлургический завод имени Ильича

Когда началась Великая Отечественная война, мариупольцы вместе со всем народом встали на защиту Родины. Ильичевские металлурги выпускали броневую сталь для танков Т-34, торпедных катеров и самолетов-штурмовиков ИЛ-2. Тысячи жителей города ушли на фронт. Несмотря на то, что рабочих Ильичевского завода не призывали в армию, так как завод имел оборонное значение, старшие братья ушли добровольцами на войну. Ушел добровольцем также и самый старший брат Иван, проживавший в Луганске.

Иван Алехин

Старший брат о. Иеремии - Иван Филиппович Алехин

«Он участвовал в боях, но был взят в плен и угнан в Германию, – вспоминает родной племянник о. Иеремии, сын одного из его братьев Василия, Николай Васильевич Алехин, – После войны Иван не вернулся на Родину, поскольку был уверен, что его вновь арестуют и отправят в лагеря, как сына "кулака", уже отбывшего один срок в советской тюрьме. Он переехал в Канаду. Незадолго до смерти в 90-х годах он приезжал на Афон посетить младшего брата – о. Иеремию».

Другой брат, Василий, пал смертью храбрых при форсировании Днестра в 1944 году.

Василий Алехин с сыном Николаем

Василий Филиппович Алехин с сыном Николаем

О. Иеремия с родным племянником Николаем Васильевичем Алехиным

О. Иеремия с родным племянником Николаем Васильевичем Алехиным

Еще один брат, Тихон Филиппович Алехин, служил в боевой авиации. На его счету несколько подбитых немецких самолетов. Он был изрешечен осколками; из-за полученных ран прожил не долго и скончался в 1954 году.

Уйти добровольцем намеривался и Иаков (будущий о. Иеремия), но начальник завода упросил его повременить с решением, хотя бы до конца эвакуации завода за Урал: "сынок, ты нужен сейчас Родине здесь", – сказал ему тогда начальник. В это время линия фронта приблизилась к Мариуполю. Будучи бригадиром крановщиков, Иаков Алехин принимал самое непосредственное участие в переносе и погрузке демонтированного оборудования. Эвакуация осуществлялась железнодорожным и морским путем. Иаков ни сколько не думал о себе, он прекрасно понимал, что оставить город сможет лишь после окончания эвакуации. Груженые суда отходили из порта до самого взятия города. Один из последних кораблей был подбит залпом внезапно выкатившегося на пристань немецкого танка. На нем, кстати, пытался спастись один из представителей высшего партийного руководства города, однако снаряд попал в то самое место, где он находился. Иаков, как и многие другие, покинуть город не успел.

8 октября 1941 года Мариуполь был взят немецко-фашистскими захватчиками. 395-я стрелковая дивизия, несмотря на героизм красноармейцев, проявленный в боях, не смогла стабилизировать фронт и остановить врага на подступах к городу. Мариуполь был занят частями 3-го танкового корпуса 1-й танковой группы вермахта (группа армий "Юг").

Взятие Мариуполя немцами в 1941 г.

В середине дня 8 октября 1941 года передовой отряд моторизованной бригады "Лейбштандарт СС Адольф Гитлер" ворвался в город. «Это произошло внезапно, никто ничего не знал, – вспоминает о. Иеремия, – вдруг, видят люди, мотоциклы немецкие по проспекту идут; потом броневики пошли и начали стрелять...»

Взятие Мариуполя немцами в 1941 г.

Влетевшие вслед за ним эсэсовцы стреляли из штурмовых орудий по улицам, переполненным людьми. Сразу же начались казни партийного, военного и административного руководства.

Взятие Мариуполя немцами в 1941 г.

За 16 месяцев оккупации гитлеровцами было расстреляно в городе около 10 тысяч человек, в концлагерях на территории города от голода и болезней погибло около 36 тысяч советских военнопленных. В Мариуполе, как и по всей оккупированной территории СССР, вводилась в действие программа поставки бесплатной (фактически рабской) рабочей силы.

О. Иеремия рассказывал, что немцы устроили облаву на молодых людей в районе, где он проживал. Собрали человек 100, поселили в лагерь и потом вывезли в Германию в вагонах для скота. Среди них был и Иаков Алехин. В Германии их привезли в маленький городок Зинген округа Констанц в земле Баден-Вюртемберг, где они работали на фабрике 3 года. За пределы завода их не выпускали. Держали в казармах. Каждый день из цехов они маршировали в казармы, из казарм – снова в цеха...

городок Зинген округа Констанц

О. Иеремия рассказывал о бомбежках союзников. Англо-американские военно-воздушные силы бомбили не столько немецкие стратегические объекты гитлеровского режима (военные базы, заводы ВПК), сколько мирные кварталы немецких городов. В результате этих бомбовых ударов погибли сотни тысяч мирных жителей. По словам о. Иеремии, в этом не было никакого смысла и необходимости: «Немцы, простой народ, сами ждали своих освободителей, ждали, когда их спасут от фашистов. Но вместо этого англичане и американцы начали их уничтожать. Простых, ни в чем неповинных людей.

Ковровые бомбардировки союзников в Германии

Ковровые бомбардировки союзников в Германии

Ковровые бомбардировки союзников

Столько бомб кидали на города, что начиналась огненная буря, которая все живое уничтожала. Страшное дело... Так они хотели запугать русских, остановить их, чтобы русские дальше на запад не пошли; показывали, что они здесь хозяева. К немецкому народу они относились, как поработители и победители, а не освободители, в отличие от русских солдат».

Когда в Зинген пришли англичане, то они относились к русским, работавшим на немецких предприятиях, с презрением: «Очень плохо к нам относились англичане, с презрением, как фашисты; держали в бараках, практически не кормили, как будто они взяли нас в плен, а не освободили. Так что мы даже и не заметили, кончилась ли война, пришла ли долгожданная победа: практически ничего в нашей жизни тогда не изменилось. Да мы толком и не знали тогда, что происходит, кто победил. Когда потом пришли американцы, нам стало лучше; нас начали кормить, дали почувствовать свободу». Когда началась репатриация, о. Иеремия, как и многие другие, решил вернуться на Родину.

Схиархимандрит Иеремия (Алехин)

Вспоминая о войне, о. Иеремия говорит, что не нужно путать немцев, как народ, и нацистов. Нацисты могут быть в любой нации. Люди, заразившиеся этой болезнью, теряют человеческий лик и уподобляются диким зверям.

Несмотря на все пережитое, о. Иеремия сложил в сокровищнице своего сердца только добрые и светлые воспоминания. Из пережитого в Германии он вспоминает, прежде всего, доброту простого народа. Немецкие женщины каждый день приносили им хлеб, который бросали через колючую проволоку. «Их хлеб был таким вкусным!» - вспоминает о. Иеремия. Рассказывает он о тех трудных в его жизни временах с улыбкой, как о чем-то приятном, потому что в терпении злостраданий познал милость Божию, которая подвигает душу к благодарению.

Схиархимандрит Иеремия (Алехин)

По словам о. Иеремии, умение быть благодарным воспитывает в человеке покорность воле Божией, облегчает путь к стяжанию смирения, обучает молитве, помогает постичь таинство любви. Благодарная душа никогда не будет роптать на судьбу, никогда не обидит ближнего и даже не превознесется над ним, она будет прилежна к молитве и богослужению, отнюдь не тяготясь их продолжительностью. Благодарная душа не может не быть милостивой, не может ненавидеть и замышлять зло, потому что помнит оказанную ей милость и стремится сторицей воздать тем же. Не случайно и самое главное таинство нашей Церкви называется "евхаристия", что означает – благодарение.

 

Дополнительно см.:

«Бессмертный полк» на Афоне: фронтовик-святогорец о. Иннокентий (Дудченко) (+АУДИО)

 

Подвижник нашего времени. Жизнеописание 100-летнего игумена Афонского Пантелеимонова монастыря о. Иеремии (Алехина) (+ ФОТО)

 

НЕ ПОМНИТЬ ЗЛА. Духовная тайна 100-летнего русского старца Иеремии Афонского

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Управитель заводами и афонский старец-отшельник
Среди огромного сонма отечественных святогорских подвижников и отшельников, тайно от мира несших свой молитвенный подвиг в горах и пещерах Афона, особого внимания заслуживает схимонах Илия (Аминский).
Схииеродиакон Тихон (фон Рамбах), помощник афонского старца Макария (Сушкина)
15 (28) января 1898 года преставился подвижник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схииеродиакон Тихон (фон Рамбах).
Иеросхимонах Адриан (Сафонов), подвижник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря
12 (25) января 1933 года преставился подвижник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, сподвижник преподобного Силуана Афонского, исполнявшие одно время послушание настоятеля подворья обител
Гостеприимный старец: Схимонах Израиль (Мерзликин). День памяти — 11 января
Схимонах Израиль (в миру Яков Иовлевич Мерзликин) родился в крестьянской семье в 1812 году в одном из сел Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Ему было 20 лет, когда он в качестве паломника отпр
Афонский схиигумен Алексий (Осколков) и православная миссия на Дальнем Востоке
«Да будет сие мое письмо прочтено с достодолжным спокойствием и с подобающим вниманием, несмотря на то что оно писано глубоко падшим, загрязненным порочной, нечистой, греховной, многолютной жизнью, —
Писатель-святогорец: Иеросхимонах Сергий (Веснин). День памяти — 30 декабря
Вся братия дивилась неутомимости, трудолюбию и деятельности отца Сергия. Присутствуя неопустительно при всех продолжительных монастырских богослужениях, он как будто не чувствовал усталости, пренебрег
«Всегда живите с русскими в любви и единомыслии и друг друга тяготы носите»: Иеросхидиакон Бенедикт. День памяти — 24 декабря
Иеросхидиакон Венедикт, грек по происхождению, жил на Святой Горе Афон более 70-ти лет. Он был очень образованным и высокодуховным иноком. Патриарх Константинопольский трижды присылал людей, чтобы рук
Помощник неутомимого старца: Иеросхимонах Владимир (Колесников). День памяти — 23 декабря
Иеросхимонах Владимир (в миру Василий Васильевич Колесников) родился 27 июля 1851 года в селе Чудово Новгородской губернии. Его отец Василий и мать Евдокия скончались от чахотки в 1858 году с разницей
Афонский старец схиархимандрит Кирик (Максимов) – настоятель Одесского подворья, духовник русского монастыря на Афоне и православного духовенства в Белграде
Схиархимандрит Кирик — одна из центральных фигур в истории Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в первой половине ХХ века. Он поступил в монастырь в то время, когда старец-игумен Макарий (
Любезный живописец: Иеромонах Василий (Селезнев). День памяти — 10 декабря
Иеромонах Василий (в миру Владимир Дмитриевич Селезнев) был родом из города Воронежа. Поступил в Русский Пантелеимонов монастырь в 1851 году, где был пострижен в мантию в 1852 году. Он сразу привязалс
Последние обновления
Архив сайта
<<<Май 2016>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
91011121415
16171819202122
23242526272829
3031     
Видеогалерея

 

 

на верх