Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Духовник Русика старец Виссарион (Хлыстов). К 60-летию со дня преставления

святогорский старец иеросхимонах Виссарион (Хлыстов) 29 декабря исполняется 60 лет, как в этот день в 1954 г. отошел ко Господу духовник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря иеросхимонах Виссарион (Хлыстов). На Святой Горе он подвизался ровно 50 лет. Был автором Летописи русского святогорского монастыря, одно время исполнял послушание библиотекаря обители, а затем и духовника братии. Последнее, самое ответственное и сложное послушание, он пронес ровно 25 лет. В самый трудный для Свято-Пантелеимонова монастыря период старец Виссарион личным примером и наставлениями сумел сохранить высокий подвижнический дух в обители. Был утешителем не только братьев монастыря, но и многих мирян — русских белоэмигрантов, с которыми вел постоянную переписку. Он непоколебимо верил, что после определенного упадка непременно настанет период нового возрождения Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе, в чем убеждал и многих отчаивавшихся братий. И эта уверенность старца оказалась пророческой...

...................................................

Иеросхимонах Виссарион (в миру Вячеслав Иванович Хлыстов) родился в 1878 году в мещанской семье города Москвы. По окончании философского факультета Московского императорского университета ему сулили на светском научном поприще большое будущее, но одна встреча изменила всю его жизнь. Однажды он сопровождал своего друга в Кронштадт, дабы тот, давно планируя поступить в монастырь, получил на это благословение от отца Иоанна Кронштадтского.

Встреча с великим святым так поразила Вячеслава Ивановича, что он тоже решил посвятить свою жизнь Богу и не философскими размышлениями занимать ее, а фактической реализацией христианской любви.

Иоанн Кронштадтский

Позже в дневнике он так обоснует свое решение: «В наш век опыта, когда тысячи философских рассуждений затемняют разум читателя, явление Богочеловека есть камень, на котором зиждется богопознание. Само Евангелие опытно утверждает человека в действительности общения человека с Божеством. Но оно действительно только тогда, когда приводится в жизнь на самом деле, а не мысленно».

21 ноября 1904 года Вячеслав Иванович прибыл Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь и попросился в послушники. Его приняли и определили на послушание в канцелярию. 24 марта 1906 года он был пострижен в рясофор с именем Вячеслав, а 5 марта 1908 года в мантию с именем Виссарион. После чего он активно сотрудничал с редакцией «Душеполезного Собеседника», в 1911-1914 годах писал статьи в рубрике «Афонская летопись». Отдельно в своем дневнике он написал летопись Свято-Пантелеимонова монастыря монастыря.

После смерти отца Матфея (Ольшанского) о. Виссарион одно время был библиотекарем, а с 1920 года был назначен казначеем обители.

12 марта 1931 года отец Виссарион был пострижен в схиму с тем же именем и после отъезда духовника монастыря отца Кирика (Максимова) в Сербию в конце того же года Собором Старцев был избран духовником всего братства. Это сложнейшее послушание в труднейший для монастыря период он нес на протяжении 25 лет, и нес достойно с истинно с христианской любовью к людям.

святогорский старец иеросхимонах Виссарион (Хлыстов)

Происшедшие страшные исторические события той эпохи и последовавший за ними упадок монастыря породили среди братии пессимистические настроения. Отцу Виссариону как духовнику обители пришлось проводить много разъяснительной работы, чтобы поднять дух подвижничества среди братии.

Если задачей одних старцев было материальное обеспечение обители, то на плечи отца Виссариона легла задача укрепления пошатнувшейся надежды на Божью милость.

«Многими скорбями, — пишет он, — подобает нам войти в Царствие Божие. Это необходимо. Таков духовный закон. При самом поступлении в монастырь надо во что бы то ни стало строго соблюдать устав обители. Ни (дурные) примеры других, ни скорби не должны отторгнуть нас от этого. Это постройка здания на камне, когда придут реки-искушения — здание устоит; в противном случае может случиться выход из монастыря под влиянием скорбей и напастей. А скорби придут непременно — тогда-то понадобится нам особенно чистая совесть, а через нее дерзновение к Богу. Одним словом — ни на йоту нельзя отступать от общего правила или давать себе потачки в чем-нибудь. После очень трудно будет исправлять дурные навыки. Лучше предупреждать их.

Главное дело монаха - молитва. О ней надо думать, ее вырабатывать. Не следует молитву менять на другое какое-нибудь дело, хотя и благовидное (например, чтение духовных книг). Все хорошо в свое время. Нельзя пристращиваться к чему-либо. Послушаний не бегать, какие бы они ни были. Господь знает, что каждому послать. Надо переносить их с терпением.

Раз мы предались всецело воле Божией, то должны принять посылаемое на нас с благодарностью. Больше должны мы молчать да внимать себе. Господь не оставит того, кто вверился ему с любовью совершенно.

Чем страшнее, суровее жизнь — тем производительнее покаяние. Ни в успокоении и всевозможном утешении себя, а в лишениях, трудах и скорбях сможем обрести благодать. Господь сказал: призови меня в скорбях и скоро услышу тебя. Лично от себя мы не можем принести Богу никаких благих дел, в нашей воле только покаяние.

Не поменяем Христа на утешение плоти, на славу и почести от людей. Не для этого мы пришли в монастырь, не для этого бросили матерей и все дорогое сердцу, отказались от личного мирского счастья. Христос все — Он Альфа и Омега, будем Его искать, к Нему стремиться. Только Он один может исцелить нас от душевных глубоких болезней. Только Он один воскресит умерший наш дух. Счастье человека в сознании, что он живет, любит и любим. Спаситель дает это счастье в неизмеримом количестве. Он дает вечную жизнь, которая для верующих начинается здесь, на земле, и продолжается в вечности. Он дает и любовь вечную, которую явил на деле, пострадав за людей.
Очень полезно во время длинных ночных богослужений (бдений) останавливаться мысленно на величайшей милости Божией к падшему человечеству — воплощении Сына Божия и Его земной жизни. Совершилось чудо всемирной истории — Бог явился на землю в образе простого человека! С нами Бог! Пади гордый человек в прах пред таким смирением Создателя».

Отец Виссарион смог поддержать высокий подвижнический дух в монастыре, и главным оружием его в этом деле был его личный пример. Он был абсолютно невозмутим даже в самых трудных ситуациях, и его лицо постоянно сияло спокойствием, любовью и уверенностью в будущем возрождении обители.

За заслуги в деле укрепления братского единства 26 марта 1939 года отец Виссарион был награжден отцом игуменом набедренником и наперсным золотым крестом.

Он был утешителем не только братьев монастыря, но и многих мирян — эмигрантов из России, с которыми вел постоянную переписку. В архиве Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря сохранились адресованные ему письма 390 разных лиц, от князей до простых людей, которые искали у него духовного совета и заступнической молитвы.

Ровно 50 лет подвизался старец Виссарион в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре. Преставился он 29 декабря 1954 года.

 

Печатается по книге: "Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков". - Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012

 

 

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Афонский летописец схиигумен Парфений (Заблоцкий). День памяти - 26 мая
Отец Парфений собирал и записывал все чудесные события, которые происходили на Афоне в прошлом и настоящем времени. Поводом к этому деланию послужило чудесное видение ему в 1863 году Божией Матери во 
Возобновитель русского братства в Афонском Пантелеимоновом монастыре старец Герасим Святогорец. День памяти — 23 мая
4 (17) марта  и  10 (23) мая в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре, на протяжении вот уже более 130 лет, молитвенно почитается память игумена обители схиархимандрита Герасима. Эта традици
Смиренный полковник: Схимонах Варсонофий (Юганов). День памяти — 21 мая
Он был преисполнен духовной радости, когда присутствовал на богослужении в храме. Все видели его восторженный взор, направленный в сторону алтаря, как будто он с нетерпением ждал выхода оттуда горячо
Жить для Бога всю жизнь: Схимонах Диадох (Дружинин). День памяти — 13 мая
Мальчик пошел в свою комнату и, сев в углу, стал просить Господа, чтобы Он пришел к нему. Долго он так сидел. Вскоре, непонятно отчего, потекли у него слезы, и Дмитрий почувствовал в своем сердце что-
Афонский старец-пасечник схимонах Иоанн (Попович). День памяти — 13 мая
Отцу Иасону на вид было не более тридцати лет. Но какой серьезностью и глубоким пониманием принятого на себя сурового подвига веяло от всей его скромной фигуры, облеченной в грубый подрясник! А вместе
Духовник Андреевского скита на Афоне схиархимандрит Иларион (Левицкий). День памяти - 12 мая
Схиархимандрит Иларион (в миру Иосиф Степанович Левицкий) был уроженцем города Москвы. Его родители Степан и Екатерина были достаточно богатыми людьми и сыну дали соответствующее хорошее образование.
«Бессмертный полк» на Афоне: фронтовик-святогорец о. Иннокентий (Дудченко) (+АУДИО)
Практически у каждого русского святогорца в роду были те, кто воевал в годы Великой Отечественной войны, у кого кто-то из родных и близких не вернулся с фронта, кто-то был ранен, другие пережили ужасн
Доверять духовнику из-за любви к Богу. Жизнеописание монаха Клавдия (Мошкова). День памяти — 4 мая
Решающее в отношении духовника с учеником — доверие. Если подвижник из-за любви к Богу полностью доверился духовнику, то Бог за его доверие никогда не допустит, чтобы духовник ошибся в отношении его,
Последний русский игумен Ильинского скита архимандрит Николай. День памяти — 30 апреля
Родился архимандрит Николай в 1879 году. Мы не знаем, в каком месте в пределах Российской империи он появился на свет и как жил до поступления в монастырь. Отец Николай прибыл на Афон около 1900 года
Учитель умной молитвы: Схииеродиакон Сисой (Савченко). День памяти — 30 апреля
Правила отца Сисоя были таковы: ничего не должно отвлекать монаха от Господа, руки работают, а сердце творит молитву; устанет сердце, разум размышляет о Господе; устанет разум, глаза читают Священное
Последние обновления
Архив сайта
<<<Декабрь 2014>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
222324252728
293031    
Видеогалерея

 

 

на верх