Чудным Промыслом Божьим два игумена Руссика, отец Андрей (Веревкин) и отец Иеремия (Алехин), нынешний игумен, были духовно породнены именно через отца Мелхиседека и отца Кукшу. Иеросхимонах Мелхиседек (в миру Максим Дамианович Дмитриенко) родился в 1862 году в одном сел Грайворонского уезда Курской губернии в крестьянской семье.
В 1884 году Максим прибыл на Афон и поступил в монастырь святого великомученика Пантелеимона, где 17 марта 1887 года был пострижен в рясофор с именем Мелетий.
Послушание проходил на Крумице, на монастырских виноградниках. В 1888 году по благословению своего духовника иеромонаха Андрея (Веревкина) — будущего игумена — отец Мелетий взял на себя подвиг безмолвия и поселился вместе с монахом Антонием (Пшеничным) на келлии святых Архангелов, которая находилась в гористой местности на Капсале. Здесь он прожил почти полвека в полном безмолвии, не отлучаясь никуда. Здесь же он был пострижен в схиму и рукоположен в иеромонаха.
Отец Мелхиседек был одарен Богом многочисленными добродетелями, которые засвидетельствованы многими насельниками Афона. Всеобще были известны его прозорливость, дар предсказания и чудотворения.
Отец Владимир (Колесников) в своем дневнике приводит некоторые свидетельства об отце Мелхиседеке: «Отец Феоктист утверждает, что он высокой духовной жизни и прозорливец. Отец Никострат говорит, будто он прославился замечательной духовной жизнью. и ему открыт духовный мир, по ночам всегда бодрствует, ибо в это время демоны очень восстают на христиан. 3 июля 1904 года отец Феоктист, который опять был у отца Мелхиседека, все говорит о его духовности и предвидении, например о войне (Русско-японской), что после японской начнется здесь [на Балканах], а потом и другая, всемирная война. Говорит, как он исправил многих находившихся в прелести и под влиянием бесов».
Позже, как бы желая самому удостовериться в рассказанном ему, отец Владимир сам отправляется на встречу с отцом Мелхиседеком: «Утром 5 мая (1906 года), в пятницу, захотелось мне посетить иеромонаха отца Мелхиседека, известного по духовной жизни. Он принял меня радушно, и незаметно в разговорах мы провели четыре часа. Много назидательного и интересного он говорил из опыта. Видно, что раб Божий».
О высокой духовности отца Мелхиседека свидетельствовал и преподобный Кукша, который до поступления в Руссик был у него на послушании. В его житии говорится: «Духовным отцом отца Ксенофонта [преподобного Кукши Одесского] был духоносный старец, подвижник отец Мелхиседек, который подвизался отшельником в горах. Отец Мелхиседек был монахом высокой духовной жизни.
Преподобный Кукша Одесский.
Однажды, стоя на молитве, старец и его духовный сын услышали в ночной тишине приближение свадебного кортежа: топот конских копыт, игру на гармошке, веселое пение, хохот, свист. — Отче, откуда здесь свадьба? — Это гости едут, надо их встретить. Старец взял крест, святую воду, четки и, выйдя из кельи, окропил вокруг нее святой водой. Читая крещенский тропарь, он на все стороны осенил Крестом — сразу сделалось тихо, как будто не было никакого шума.
Видимо, старцу эти явления были обычны и нисколько не смущали его.
Под его мудрым окормлением и монах Ксенофонт в недолгое время сподобился стяжать все иноческие добродетели и преуспел в духовном делании, но [скоро отцу Ксенофонту из-за имябожнических споров пришлось уехать с Афона]. Накануне отъезда отец Ксенофонт побежал в пустыньку к своему духовному отцу и сказал:
— Отче, я никуда не поеду! Вот лягу под лодку или под камнем и умру здесь, на Афоне!
— Нет, чадо, — возразил старец, — так Богу угодно, чтобы ты жил в России, там надо спасать людей.
Затем вывел его из кельи и спросил:
— Хочешь увидеть, как стихии покоряются человеку?
— Хочу, отче.
— Тогда смотри, — старец перекрестил темное ночное небо, и оно стало светлым, перекрестил еще раз — оно как береста свернулось, и отец Ксенофонт увидел Господа во всей славе и в окружении сонма ангелов и всех святых.
Что они видели, слышали и что им было возвещено, батюшка Кукша, рассказывая об этом впоследствии, не поведал. А тогда он закрыл лицо руками, упал на землю и закричал:
— Отче, мне страшно!
Через некоторое мгновение старец произнес:
— Вставай, не бойся.
Отец Кукша поднялся с земли — небо было обычным, на нем по-прежнему мерцали звезды. Так батюшка [преподобный Кукша], уезжая с Афона, был утешен и удостоен Божественных откровений».
Чудным Промыслом Божьим два игумена Руссика, отец Андрей (Веревкин) и отец Иеремия (Алехин), нынешний игумен, именно через отца Мелхиседека и отца Кукшу были духовно породнены. Дело в том, что отец Андрей до самой своей смерти оставался духовным отцом отца Мелхиседека: он его благословил на пустынножительство, и он его впоследствии поддерживал как духовно, так и материально. И отца Кукшу он принял в обитель именно по рекомендации отца Мелхиседека.
Преподобный Кукша же до конца жизни оставался преданным учению и опыту своего афонского духовника отца Мелхиседека. Он всегда с трепетом вспоминал детали общения с этим великим подвижником. Отец Иеремия же, еще живший в России в Одесском монастыре, был келейником преподобного Кукши и непосредственно от него перенял все [тонкости] особенности афонского подвижничества и явился непосредственным духовным наследником великих старцев Руссика.
Мощи иеромонаха Мелхиседека.
Дата смерти отца Мелхиседека не установлена, но, по всей видимости, он умер в больнице Руссика в конце 30-х годов.
При подготовке использованы материалы из книги: "Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков". Серия "Русский Афон XIX - XXвеков". Т. 1. - Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012.
Смотри также