Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Душа, восхищенная до небес: Иеросхимонах Феотекн (Галкин). День памяти — 14 ноября

Иеросхимонах Феотекн (Галкин)Иеросхимонах Феотекн (в миру Федор Александрович Галкин) родился в 1851 году в городе Ярославле в зажиточной купеческой семье. Его мать звали Параскевой. Дав ему приличное образование, родители готовили его для торгового дела, но душа Федора тянулась к Богу. Он не мог представить свою жизнь вне Церкви, но противостоять воле родителей тоже не мог.

Федор согласился вести дела отца с условием, что его не будут принуждать вступить в брак. Несмотря на данное слово, он смог выдержать суету торговой жизни только до 30-летнего возраста. Больше терпеть не было сил, и он решительно заявил своим родителям, что уезжает на Афон, чтобы посвятить свою жизнь Богу.

Федор прибыл на Афон и в 1881 году поступил в Русский Пантелеимонов монастырь. 11 марта 1883 года он был пострижен в мантию с именем Феотекн. Первое его послушание — помощник писаря в канцелярии. 6 октября 1885 года его рукоположили в иеродиакона, а 12 июня 1886 года — в иеромонаха.

Вскоре после этого отцу Феотекну пришлось на долгое время расстаться с Афоном. Его отправили исполнять послушание на Московское подворье, где он и пробыл целых шесть лет. Все это время, безупречно исполняя послушание, он не оставлял надежды навсегда вернуться на Афон. Его очень угнетала шумная городская жизнь, от которой он когда-то уже бежал.

Криком его утомленной городской суетой души являются следующие слова: «Благословите ехать на Афон, — писал он отцу игумену Андрею, — жду ответа с благословением с нетерпением. Сколько возможно пожил, а больше не могу, все мы немощны, хочется в обители немножко пожить. А вы все как отгоняете от обители меня. Чего я вам худого сделал? Простите, пожалуйста, меня!»

Иеросхимонах Феотекн (Галкин)Иеросхимонах Феотекн (Галкин).

Несмотря на стеснения души, отец Феотекн прекрасно понимал, что послушание есть основа духовной жизни, что без него невозможен никакой духовный рост, что приобрести благодать невозможно вне исполнения послушания, что наши устремления и желания не всегда совпадают с волей Божией. Поэтому он с достоинством и покорностью воспринял неожиданное для него известие с Афона о новых назначениях для него вне родной обители.

В 1896 году отца Феотекна перевели на подворье в Одессе, где вскоре он стал настоятелем и исполнял это важное послушание вплоть до 1910 года. Все это время он несколько раз посещал Афон и даже был на короткое время главным ризничим. Но в основном его общение с Афоном ограничивалось перепиской со старцами монастыря. Из этой огромной переписки можно хорошо проследить, с какой любовью и преданностью к обители исполнял он свои обязанности.

А обязанностей было хоть отбавляй. Через Одессу шли почти все материальные ресурсы для удовлетворения нужд обители, поэтому ему приходилось быть и настоятелем, и экономом, и духовником одновременно. Он знал, как жизненно необходимо для монастыря его послушание и, не жалея себя, своих сил, отдавался точному исполнению своего дела. Не забывал отец Феотекн и о духовных нуждах своих подопечных. Он всегда был с ними по-отцовски заботлив и по-братски дружен. Но прежде всего он был монахом и никогда не забывал о своих монашеских обязанностях.

Настоящая жизнь у него начиналась после вечерни, когда все затихало. Несмотря на усталость, он вставал в своей келье с постели для того, чтобы благоговейно повторять в сердце Иисусову молитву, а после каждой молитвы класть земные поклоны. И так продолжалось целых три часа. При этом его душа восхищалась до небес, он чувствовал, что от небесного мира его отделяет всего лишь тончайшая грань. Он явно ощущал дыхание этого другого мира, при этом он полностью забывал о заботах и суете земного мира. В эти часы он жил только для Бога и только Богом. Следующий день был лишь ожиданием этого переживания вновь.

Поэтому ежедневная суета ничуть не трогала и не касалась его внутреннего устроения. Он старался творить молитву и при оживленных разговорах с портовыми работниками, и при эмоциональных исповедях мирян, и при духовных беседах с братьями. Всюду и везде с ним был его Утешитель — Господь Иисус Христос. Делая любой шаг, он думал только о Нем и старался угодить Богу и людям.

Мощи иеросхимонаха Феотекна (Галкина)Мощи иеросхимонаха Феотекна (Галкина).

В 1910 году по решению Собора Старцев обители отца Феотекна наконец-то возвратили на Афон. От этого известия он как будто заново родился и, преисполненный чувством благодарности милостивому Богу, не медля вернулся в родную обитель. В ней отец Феотекн принял послушание главного ризничего. Еще четыре года пришлось наслаждаться ему афонской подвижнической жизнью.

Преставился отец Феотекн 1 (14) ноября 1914 года. Кончина его была мирной и по-настоящему христианской.

Публикуется по книге: «Русский Афонский Отечник XIX - XX веков».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 1. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012. 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Сподвижник прп. Силуана Афонского, миссионер и духовник схиигумен Кассиан (Корепанов). День памяти – 20 сентября
Схиигумен Кассиан (в миру Константин Тимофеевич Корепанов) был мещанином из города Бирска Уфимской губернии. Имя матери Евдокия. Родился в 1867 году. Был женат, имел дочь, которая впоследствии стала м
Афонский схимонах Ксенофонт (князь Вяземский). День памяти - 18 сентября
В статье о праздновании памяти первосвятителей Русских Петра, Алексия, Ионы, Иова, Филиппа и Ермогена рассказывалось об освящении храма в честь этих угодников Божиих в Русской на Афоне Свято-Пантелеим
Ученый схимонах и библиотекарь о. Матфей (Ольшанский). День памяти — 16 сентября
Имя схимонаха Матфея (Ольшанского) на века вошло в историю Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Будучи духовным чадом сначала оптинского старца иеросхимонаха Макария (Иванова), а затем и
Афонский иеросхимонах Вассой, бесстрашно спасавший раненых на полях сражений. День памяти – 15 сентября
Иеросхимонах Вассой (в миру Владимир Козьмич Горборуков) родился в 1866 году в крестьянской семье в селе Волотово Новобезгинской волости Новооскольского уезда Курской губернии.
Преподобный Аристоклий (Амвросиев) Афонский. День памяти — 6 сентября
Несмотря на тяжелую болезнь ног старец духовно окормлял множество людей, принимая иногда в день более тысячи человек. Преподобный Аристоклий был наделен от Бога дарами прозорливости (он предвидел рево
Духовник прп. Аристоклия Афонского старец-иеросхимонах Дамиан (Вьюков). День памяти – 31 августа
Огромное духовное влияние имел о. Досифей на преподобного Аристоклия (Амвросиева), с которым вместе подвизался на подворье с 1883 года. Он был духовником отца Аристоклия и оказал благотворное влияние
Схимонах Геннадий, просивший благословения умереть, чтобы уйти в Рай. День памяти – 28 августа
Схимонах Геннадий был родом из Вологодской губернии, из крестьян. На Святую Гору он прибыл вместе с иеросхимонахом Сергием (Весниным) после его паломничества ко Гробу Господню в Иерусалим.
Ново-Афонский старец схиархимандрит Иерон (Носов-Васильев). День памяти - 27 августа
Схиархимандрит Иерон (в миру Иван Васильевич Носов, он же Васильев) родился в 1829 году в крестьянской семье села Лоходомово Контиевской волости Буйского уезда Костромской губернии. Его мать звали Епи
Келейник свт. Феофана Затворника и афонский подвижник схииеродиакон Лазарь (Деминский). День памяти – 26 августа
Он был ближайшим учеником и келейником свт. Феофана Затворника Вышенского, лично переписывал многие его произведения и помогал святителю в подготовке к изданию его книг.
Непрестанный делатель Иисусовой молитвы старец Тимофей Афонский. День памяти – 25 августа
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх