Небольшую отдельную группу икон преподобного Силуана составляют его изображения «в молении», с воздетыми молитвенно руками. Характерный пример — настенное иконописное изображение из Нямецкого монастыря в Румынии.
Лик преподобного Силуана обращен влево (здесь и далее — по отношению к зрителю). Он облачен в коричневую мантию. Седая окладистая борода преподобного Силуана разделена на несколько кудрявых прядей, волосы седые и вьющиеся по плечам. На иконах этого типа свиток обычно отсутствует. Обе руки преподобного подняты и обращены ладонями вверх. Нимб преподобного обведен темно-коричневой и белой линиями.
Преподобный изображен на фоне трех концентрических кругов различных оттенков — от синего до небесно-голубого, что, на наш взгляд, может символизировать исполненнность преподобного Святым Духом в молитве. Надпись на иконе (в данном случае на румынском языке) гласит: A[gios] SILUAN DE LA ATHOS.
Преподобный Силуан Афонский все чаще становится небесным покровителем монастырей и церквей, освященных во имя его. В связи с этим появляются иконы, на которых преподобный Силуан изображается держащим монастырь или церковь. В качестве иллюстрации можно привести икону, написанную иеромонахом Антонием из монастыря преподобного Силуана Афонского во Франции.
На иконе дается поясное изображение преподобного Силуана. Он обращен в молении к Господу Иисусу Христу, изображенному в темно-синей небесной сфере украшенной звездами в правом верхнем углу иконы и благословляющему преподобного, касаясь его нимба, как на иконах письма Л. Успенского. Преподобный Силуан держит в руках вышеуказанный монастырь во имя преподобного Силуана Афонского.
Изображение монастыря на этой иконе хотя и дано в несколько упрощенном схематизированном виде, но остается при этом весьма реалистичным (ясно виден монастырский храм со своеобразной звонницей, братский корпус и гостинница с иконной лавкой). Фон иконы — золотой, золотой нимб обведен тонкой красной линией, как и вся икона по периметру. Образность иконы включает живописное изображение на заднем плане Святой Горы Афон и Свято-Пантелеимонова монастыря.
Еще один тип иконописных изображений — изображения на столпах, поддерживающих церковный свод. В качестве примера можно привести иконописное изображение на столбе размером 50×160 см. в греческом монастыре Преображения Господня в г. Капионг (Южная Корея), написанное в 1997 г. кипрским иконописцем Созосом Яннудисом.
Это фронтальное полнофигурное изображение преподобного Силуана с раздвоенной снизу седой бородой средней длины. Лик преподобного более строгий, чем на большинстве иных изображений. Он облачен в коричневую мантию и белую рясу. Обеими руками преподобный Силуан держит свиток. Над нимбом преподобного Силуана прочитывается надпись на греческом языке: ОСIОS СIЛОУАНОС О АФОНIТИС (Преподобный Силуан Афонский).
Необходимо сказать также о типах икон преподобного Силуана со святыми. Остановимся на двух таких иконописных изображениях, которые представляются наиболее показательными.
Первая из них — Афонская икона Божией Матери с предстоящими в молении святым Пантелеимоном (небесным покровителем Афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря) и преподобным Силуаном Афонским (конец 1990-х гг.). Икона написана на Афоне по просьбе Московского подворья Свято-Пантелеимонова монастыря и находится в настоящее время на этом подворье.
Пресвятая Богородица стоит в полный рост на условно-схематично изображенном полуострове Святой Горы Афон посреди моря. Слева (по правую руку от Пресвятой Богородицы) изображен святой Пентелеимон, стоящий на облаке, справа (по левую руку от Пресвятой Богородицы) — также на облаке — преподобный Силуан Афонский. В нижней части иконы имеется надпись: СИЕ МЕСТО ДА БУДЕТ МНЕ В ЖРЕБИЙ, ДАННЫЙ МНЕ ОТ СЫНА И БОГА ЛЮБВИ.
И, наконец, интересное иконописное изображение — фреска в пастельных тонах из монастыря святителя Николая в Черногории (конец 1990-х — начало 2000-х гг.).
На фреске изображены в полный рост преподобный Силуан Афонский (слева) и архимандрит Софроний (Сахаров) (справа). У преподобного Силуана — темная с проседью борода своеобразной формы. На голове — сербский монашеский головной убор (закругленный сверху куколь, напоминающий по форме большую камилавку). Он облачен в черную мантию с коричневой епитрахилью. В левой руке преподобный Силуан держит развернутый свиток со словами (на сербском языке): БРАТЬЯ, СМИРИМСЯ И ПОКАЯНИЕМ СТЯЖЕМ СЕБЕ МИЛУЮЩЕЕ СЕРДЦЕ, И ТОГДА УВИДИМ СЛАВУ ГОСПОДНЮ, КОТОРАЯ ПОЗНАЕТСЯ ДУШОЮ И УМОМ ОТ БЛАГОДАТИ СВЯТОГО ДУХА.
Архимандрит Софроний изображен в светло-коричневой мантии и изумрудной рясе со светло-коричневой епитрахилью без головного убора. Обе руки архимандрита Софрония сложены на уровне груди в молитвенном жесте. Высокий лоб ахимандрита Софрония открыт, небольшая борода седая и раздвоена на конце, что соответствует его портретному изображению. Над головой о. Софрония с левой стороны видна надпись на сербском языке: СТАРЕЦ СОФРОНIЕ.
Особый интерес представляет то, что главу архимандрита Софрония, как и преподобного Силуана обрамляет нимб святости. Такое иконописное изображение архимандрита Софрония демонстрирует его народное почитание (в настоящее время известно уже несколько иконописных изображений о. Софрония, и число их постоянно растет).
В заключение настоящего краткого обзора иконографии преподобного Силуана Афонского необходимо подчеркнуть, что нам удалось описать основные типы икон преподобного и остановиться вкратце лишь на некоторых его иконописных изображениях. В настоящей работе мы попытались отразить основные особенности иконографии этого святого и наметить некоторые направления дальнейшей работы. Мы полагаем, что специалисты по современной иконописи в будущем смогут исследовать эту тему более подробно, смогут уточнить имена авторов икон и датировки и подготовить подробный каталог икон и иконописных изображений замечательного русского старца и подвижника преподобного Силуана Афонского.
Александр Гуревич
По материалам сайта silouan.narod.ru.
ИКОНОГРАФИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ: СВИТОК СТАРЦА
ИКОНОГРАФИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО. ВТОРАЯ ЧАСТЬ: ДВА ОБРАЗА
ИКОНОГРАФИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО. ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ: ЖИТИЕ
ИКОНОГРАФИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО. ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ: НЕБЕСНЫЙ ПОКРОВИТЕЛЬ
Смотри также