Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

К 30-летию со дня кончины православного богослова и афонского подвижника Архиепископа Василия (Кривошеина)

Архиепископ Василий (Кривошеин)22 сентября 2015 г. исполнилось 30 лет со дня кончины известного православного богослова и патролога, более 20 лет подвизавшегося в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре, — Архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина, 1900-1985 гг.).

В память о выдающемся архипастыре и подвижнике в год 30-летия его кончины Афонским Свято-Пантелеимоновым монастырем был издан грандиозный труд под названием «Афонский период жизни архиепископа Василия (Кривошеина) в документах», куда вошли доселе неизвестные документы и письма из личного фонда архиепископа Василия, хранящиеся в архиве Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Также с согласия Архива русской эмиграции (Брюссель-Бельгия) в книгу были включены письма архиепископа Василия, хранящиеся в фондах этого архива. Подготовлена книга была при тесном сотрудничестве с прямыми потомками архиепископа Василия.

Архиепископ Василий (Кривошеин)

Владыка Василий (в миру Всеволод Александрович Кривошеин) родился 17 июня (30 июня) 1900 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Его отец Александр Васильевич Кривошеин (1858–1921) был ближайшим соратником Столыпина и в 1908-1915 годах занимал пост министра сельского хозяйства. В 1920 году, вступив в Белое Движение, А. В. Кривошеин был назначен градоначальником правительства генерала Врангеля в Крыму.

Будущий архиерей, окончив в 1916 году гимназию, поступил на историко-филологический факультет Петроградского университета, с 1917 года продолжил учебу на том же факультете в Московском университете.

После октябрьского переворота 1917 г. и начала гражданской войны участвовал в военных событиях на стороне Белой армии. После сильного обморожения во время боев выехал заграницу и присоединился к своей семье в Париже, где продолжил обучение, окончив университет в Сорбонне.

В октябре 1925 года вместе со своим другом Сергеем Семеновичем Сахаровым (будущим архимандритом Софронием) посетил Святую Гору Афон. А уже через месяц, 27 ноября 1925 года, поступил в братство Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне.

Архиепископ Василий (Кривошеин)

Монах Василий (Кривошеин) и иеродьякон Софроний (Сахаров), 1933 г., Афон

В марте 1926 года он был пострижен в рясофор с именем Валентин, а через год - в мантию с именем Василий.

С февраля 1942 года от русской святогорской обители он был антипросопом при Священном Киноте Афона, а с 1946 года казначеем обители.

Вот как характеризирует его бывший барон, монах Ипатий (Фредерике): «Отец Василий один из немногих образованных монахов. За ним Парижское Ceile de le Hres и солидное духовное практическое самообразование, которым он занимался все девятнадцать лет пребывания на Афоне. С ним можно говорить о чем угодно. Он все поймет и ничего не осудит. Верный сын Православной церкви, без мудрствования, лукавства и без религиозного жонглерства».

Архиепископ Василий (Кривошеин)

За 22 года своего пребывания в обители отец Василий сделал очень многое для монастыря: он переводил все указы и постановления Вселенской Патриархии и священного Кинота; отвечал на письма греческих и французских адресатов; составлял исторические очерки для обоснования тех или иных исторических событий и фактов, связанных с монастырем; вел переговоры со всеми сторонами, обращающимися к монастырю, такими как греческое правительство или немецкие оккупационные войска.

22 сентября 1947 года произошла парадоксальная, нелепая ошибка правосудия, которая за основу своего решения взяла голые, формальные факты и не учла мотивацию и реальную обстановку, породившую эти факты. Отец Василий вместе со схимонахом Протогеном и монахом Вениамином был арестован по обвинению якобы в сотрудничестве с немцами. Действительно, он сотрудничал с немцами и болгарами, но это сотрудничество ограничивалось исключительно обеспечением элементарных условий жизнедеятельности монастыря, и не только Русского монастыря, но и всех монастырей Афона. Если бы не это «сотрудничество», далекое от всякой политики, то монахам Афона грозила бы голодная смерть. Но все это вершители правосудия не учли, и отца Василия на два года сослали на остров Макронис и вдобавок лишили гражданства. После окончания срока наказания отец Василий, несмотря на многие усилия со стороны руководителей Афонского Пантелеимонова монастыря, не смог вернуться на Афон.

Архиепископ Василий (Кривошеин)

Греческий паспорт владыки

В феврале 1951 года отец Василий уехал в Англию, где принял приглашение быть одним из редакторов «Греческого патристического лексикона», издававшегося в Оксфордском Университете. Поселившись в Оксфорде, он 8 мая 1951 года был рукоположен в иеродиакона, а на следующий день – в иеромонаха. Свое пастырское служение он совмещал с активной церковно–научной деятельностью.

В Оксфорде иеромонах Василий продолжил свои исследования, публикуя статьи в британских, французских, немецких, итальянских или греческих научных журналах, участвуя в международных конгрессах по патрологии, византинистике и догматическому богословию. Важнейшим творением во время его пребывания в Великобритании стало критическое издание писаний преподобного Симеона Нового Богослова, византийского мистика XI века. Эта работа, на которую у него ушло несколько лет, была издана в 1963-65 гг. в знаменитой патристической серии «Sources Chrétiennes».

В марте 1959 года о. Василия назначили настоятелем Благовещенского храма в Оксфорде, а 14 июня 1959 года в Лондоне состоялась его хиротония во епископа Волоколамского. В ноябре владыка Василий переехал в Париж, где был назначен викарием Экзарха Западной Европы. А в апреле 1960 года назначен епископом Брюссельским и Бельгийским.

Владыка участвовал в четырех Всеправославных консультациях (на Родосе в 1961, 1963 и 1964 гг., в Шамбези в 1968 г.); а также в богословском диалоге с англиканами (в Бeлгpaдe, 1966 г.) и старокатоликами (в Вене, 1965 г.), в работе Всемирного Совета Церквей (на ассамблеях в Монреале в 1963-м, и в Упсале в 1968 г.). Он являлся участником ежегодных богословских коллоквиумов католического монастыря Шеветонь, а также «литургических недель» Свято-Сергиевского православного богословского института в Пapиже.

В 1977 г. владыка Василий (участвовавший в 1963 г. в празднествах в Венеции, посвященных тысячелетию Горы Афон) после 30 лет вынужденной разлуки смог вновь приехать на Святую Гору Афон и вновь посетить свой родной русский Свято-Пантелеимонов монастырь, который он вынужден был оставить в 1947 г.

Уже в качестве иерарха Русской Православной Церкви владыка Василий вновь оказал услугу своему монастырю на Афоне, принимая деятельное участие в его жизни и нуждах, и в частности ведя активные переговоры от лица Московской патриархии о пополнении числа братства русской святогорской обители из России как с Вселенской Патриархией, так и с греческим правительством.

Афон и Русский Пантелеимонов монастырь на Святой Горе оказали определяющую роль в духовном становлении, наследии и служении архиепископа Василия.

Архиепископ Василий (Кривошеин)

В 85-летнем возрасте, уже будучи больным, архиепископ Василий совершил в сентябре 1985 г. свою традиционную ежегодную поездку в Россию. Он вылетел в Москву 7 сентября в сопровождении своего секретаря диакона Михаила Городецкого. Следом за участием в различных богослужениях в столице, владыка Василий отправился 10 сентября в свой родной город. Там он совершил несколько служб, встретился с преподавателями и студентами Ленинградской духовной академии, а затем посетил г. Новгород.

15 сентября, в последний день, предусмотренный для его визита в родной город на Неве, архиепископ Василий отслужил Божественную литургию в Преображенском соборе г. Ленинграда, где он был крещен и состоял прихожанином в детские и юношеские годы. Прихожанами именно этого храма всегда была семья Кривошеиных, жившая когда-то неподалеку.

Это было его последнее богослужение в его жизни: в тот же день он почувствовал сильное недомогание и был отвезен в больницу, где и отошел ко Господу к утру 22 сентября. Погребение владыки состоялось 24 сентября 1985 года в городе, где он и родился. Согласно воле его близких, он был похоронен на Серафимовском кладбище своего родного города.

 

 

Дополнительно см.:

Пантелеимоновым монастырем издан том, посвященный архиепископу Василию (Кривошеину)

 

Сотни расшифрованных страниц: «Афонский период жизни архиепископа Василия (Кривошеина) в документах»

 

Корреспонденты Святой Горы архиепископа Василия (Кривошеина)

 

Электронная версия книги «Афонский Архив ХХ века»

 

 

 

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Афонский летописец схиигумен Парфений (Заблоцкий). День памяти - 26 мая
Отец Парфений собирал и записывал все чудесные события, которые происходили на Афоне в прошлом и настоящем времени. Поводом к этому деланию послужило чудесное видение ему в 1863 году Божией Матери во 
Возобновитель русского братства в Афонском Пантелеимоновом монастыре старец Герасим Святогорец. День памяти — 23 мая
4 (17) марта  и  10 (23) мая в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре, на протяжении вот уже более 130 лет, молитвенно почитается память игумена обители схиархимандрита Герасима. Эта традици
Смиренный полковник: Схимонах Варсонофий (Юганов). День памяти — 21 мая
Он был преисполнен духовной радости, когда присутствовал на богослужении в храме. Все видели его восторженный взор, направленный в сторону алтаря, как будто он с нетерпением ждал выхода оттуда горячо
Жить для Бога всю жизнь: Схимонах Диадох (Дружинин). День памяти — 13 мая
Мальчик пошел в свою комнату и, сев в углу, стал просить Господа, чтобы Он пришел к нему. Долго он так сидел. Вскоре, непонятно отчего, потекли у него слезы, и Дмитрий почувствовал в своем сердце что-
Афонский старец-пасечник схимонах Иоанн (Попович). День памяти — 13 мая
Отцу Иасону на вид было не более тридцати лет. Но какой серьезностью и глубоким пониманием принятого на себя сурового подвига веяло от всей его скромной фигуры, облеченной в грубый подрясник! А вместе
Духовник Андреевского скита на Афоне схиархимандрит Иларион (Левицкий). День памяти - 12 мая
Схиархимандрит Иларион (в миру Иосиф Степанович Левицкий) был уроженцем города Москвы. Его родители Степан и Екатерина были достаточно богатыми людьми и сыну дали соответствующее хорошее образование.
«Бессмертный полк» на Афоне: фронтовик-святогорец о. Иннокентий (Дудченко) (+АУДИО)
Практически у каждого русского святогорца в роду были те, кто воевал в годы Великой Отечественной войны, у кого кто-то из родных и близких не вернулся с фронта, кто-то был ранен, другие пережили ужасн
Доверять духовнику из-за любви к Богу. Жизнеописание монаха Клавдия (Мошкова). День памяти — 4 мая
Решающее в отношении духовника с учеником — доверие. Если подвижник из-за любви к Богу полностью доверился духовнику, то Бог за его доверие никогда не допустит, чтобы духовник ошибся в отношении его,
Последний русский игумен Ильинского скита архимандрит Николай. День памяти — 30 апреля
Родился архимандрит Николай в 1879 году. Мы не знаем, в каком месте в пределах Российской империи он появился на свет и как жил до поступления в монастырь. Отец Николай прибыл на Афон около 1900 года
Учитель умной молитвы: Схииеродиакон Сисой (Савченко). День памяти — 30 апреля
Правила отца Сисоя были таковы: ничего не должно отвлекать монаха от Господа, руки работают, а сердце творит молитву; устанет сердце, разум размышляет о Господе; устанет разум, глаза читают Священное
Последние обновления
Архив сайта
<<<Сентябрь 2015>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
212223242527
282930    
Видеогалерея

 

 

на верх