Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Мир и согласие дороже справедливости. Жизнеописание иеросхимонаха Андрея (Полтавского)

IllinskiSkit5Чудесное явление слез Божией Матери на иконе отец Андрей принял как призыв к покаянию. Он все время сожалел, что не удалось ему окончательно примириться с противостоящим ему братом, и поэтому решил провести оставшуюся жизнь в безмолвии, молитве и уединении. После избрания нового настоятеля отца Товии 8 сентября 1878 года он удалился на безмолвие в пустынническую келлию.

Иеросхимонах Андрей (в миру Аврамий Захарович Полтавский) был уроженцем города Измаила Бессарабской губернии (ныне районный центр Одесской области). Он прибыл на Афон в 1847 году и поступил в Ильинский скит, где был пострижен в схиму в 1857 году с именем Андрей, в 1858 году был рукоположен в иеродиакона, а в 1863 году — в иеромонаха.

В 1873 году после ухода на безмолвие отца Гавриила игуменом скита братьями был избран отец Андрей. Он на первых порах своего настоятельства встретил большое сопротивление от некоторых считавших себя достойными настоятельства монахов, но, опираясь на большинство братий, быстро смог упрочить в скиту свое положение.

Поддержали отца Андрея и старцы Руссика, отец Иероним и отец Макарий, которые решили дать обстоятельное разъяснение всем противникам нового игумена: «Желание ваше, — писали они им, — относительно перемены, вещь неосуществимая, с какой бы стороны мы не стали рассматривать этот предмет». А отцу Андрею отец Иероним посоветовал возвести на почетное положение в скиту главного своего противника — бывшего эконома отца Иннокентия.

Отец Андрей с любовью принял совет мудрого старца и поспешил его же самого поставить судьей тех недоразумений, какие произошли в скиту между ним и отцом Иннокентием. «Отеческая Ваша и любвеобильная попечительность, — писал отец Андрей к отцу Иерониму, — благоволит оказать в нашей неопытности предосторожность, а тем более ограничить в обители мир и согласие, с тем чтобы поставить в первобытную должность отца Иннокентия. И тем нам сохранить единение духа в союзе мира, но мы с покорностью просим Вашего благоволения принять Ваши меры на рассмотрение [происшедшее в скиту] и оценить их верность».

На этот призыв отца Андрея отец Иероним дал обстоятельный ответ, где вновь призвал к примирению на общее благо скита. Отец Андрей смиренно подчинился совету великого старца и протянул руку сотрудничества отцу Иннокентию, но окончательное примирение все-таки не состоялось. Отец Иннокентий добивался большего, чем простое примирение, поэтому выехал из скита и отправился на родину, где скончался в Киеве в 1878 году.

Отец Андрей же за свое смирение и готовность к примирению Господом был утешен видением чуда, которое было засвидетельствовано собственноручными подписями всех старцев скита: «1877 года февраля, 17 дня, в четверг второй седмицы Святой Четыредесятницы, после отправленных часов в соборной церкви во имя св. пророка Илии, в третьем часу дня, увидели мы, нижеподписавшиеся семь человек, на иконе Божией Матери Тихвинской, находящейся в кивоте за престолом в алтаре этой соборной церкви, ясный мокрый след слез, пролитых из правого глаза Божией Матери через всю икону вниз, которые все остановились на плече иконы. А на левом глазу стояла одна большая капля слезы, которая минут через 10 при нас скатилась на 1/2 вершка вниз. И мы в это время эти слезы вытерли ватою начисто и саму икону вынимали из кивота для осмотрения ее с обеих сторон, и она оказалась совершенно сухою, и после поставили ее на свое место, и, все вышедши, заперли церковь с тем, чтобы туда никто не входил.

После этого через три часа, в половине седьмого, как только позвонили к вечерне, мы вошли в церковь и вновь увидели на этой иконе не совсем ясные засохшие от времени следы слез, пролитых из обеих глаз Божией Матери, из правого глаза через всю икону вниз, которые остановились в значительно заметной мокроте, на правой щечке, и груди, и внизу на плече, а из левого глаза по иконе вниз, которые все остановились на правой благословляющей ручке Предвечного Младенца Спасителя. А ниже ручки не пошло по иконе ни одной капли, тогда как вся ручка была замочена слезами, подобно как бы в ту минуту значительно облита водою, и на этой ручке слезы стояли, как мы смотрели более часа, что было достойно удивления, и в это же время мы увидели на левом глазу одну большую каплю слезы, которая через четверть часа при нас скатилась по иконе вниз вершка на три, и во все это время на обеих глазах была от слез очень заметная мокрота. По видении этом мы опять все эти слезы вытерли. И после того слезы от иконы не видели.

В истинном показании всего этого свидетельствуем собственноручною подписью и подтверждаем нашей Ильинской обители печатью 21 февраля 1877 года. Подпись: Русского общежительного скита св. пророка Илии настоятель иеросхимонах Андрей; иеромонах Паисий; иеросхимонах Каллист; иеромонах Ливерий; иеродиакон Феоктист; монах Мануил; монах Герасим».

Описанное чудесное явление отец Андрей принял как призыв к покаянию. Он все время сожалел, что не удалось ему окончательно примириться с противостоящим ему братом, и поэтому в 1878 году решил оставить тот пост, который был предметом спора, и провести оставшуюся жизнь в безмолвии, молитве и уединении. После избрания нового настоятеля отца Товии 8 сентября 1878 года он удалился на безмолвие в пустынническую келлию святителя Тихона Задонского на Капсале, на территории Пантократорского монастыря, где прожил в полном затворе до конца своей жизни.

Дата его кончины неизвестна. По всей видимости, он умер в конце 19 века.

 Публикуется по книге: «Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 1. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
«Остаюсь на сибирских курортах...». Иеромонах Феофан (Сердобинцев). День памяти — 21 ноября
Для росписи храма в честь иконы «Скоропослушница» отца Феофана пригласили в Москву. С большой скорбью согласился отец Феофан оставить Афон. Он ехал с той надеждой, что вскоре вернется в родную обитель
Историк обители и самозабвенный молитвенник: Иеросхимонах Флегонт (Лебедев). День памяти — 14 ноября
Главным деланием отца Флегонта была молитва. Он всю жизнь старался подражать своему первому духовному наставнику отцу Никодиму (Наумову), делателю непрестанной Иисусовой молитвы, используя для молитвы
Душа, восхищенная до небес: Иеросхимонах Феотекн (Галкин). День памяти — 14 ноября
Иеросхимонах Феотекн (в миру Федор Александрович Галкин) родился в 1851 году в городе Ярославле в зажиточной купеческой семье. Его мать звали Параскевой. Дав ему приличное образование, родители готови
Опыт достижения святости: Схиархимандрит Трифон (Упорников). День памяти — 12 ноября
Отец Трифон по субботам и воскресеньям приходил в монастырь, где у него была своя келья. Многие братья стремились получить хоть частицу от того огромного опыта, который он приобрел за свою 47-летнюю м
Старец-схиархимандрит Андрей (Веревкин) – игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. День памяти - 12 ноября
12 ноября в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре почтили память игумена обители, схиархимандрита Андрея (Веревкина, 1834-1903), преставившегося в этот день 113 лет тому назад, – сообщает к
Строгий подвиг ради Господа: Схииеродиакон Феодосий (Никольский). День памяти — 10 ноября
Лукавый искушал его тем, что где-то есть еще более строгий устав и есть еще более высокая духовность. Он решил перейти в монастырь Есфигмен, который действительно славился своим строгим уставом. И вот
Схиархимандрит Нифонт (Четвериков) – игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. День памяти - 6 ноября
6 ноября в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре почтили память игумена обители, схиархимандрита Нифонта (Четверикова, 1842-1905), преставившегося в этот день 111 лет тому назад, – сообщает
Строитель дома Божией Матери: Схимонах Серафим (Калмыков). День памяти — 4 ноября
Схимонах Серафим (в миру Сергей Павлович Калмыков) родился в 1809 году в Лебедянском уезде Тамбовской губернии. О деталях его жизни до поступления в монастырь ничего не известно, но по его письмам мож
Затвор ради любви: Схимонах Иларион. День памяти — 3 ноября
Схимонах Иларион происходил из мещан одного из российских городов. Родился он приблизительно в 1911 году. Место рождения его не известно. Живя на Афоне, он старательно скрывал свое прошлое, считая, чт
Афонский песнописец: Схимонах Аркадий (Любовиков). День памяти — 3 ноября
Старец Аркадий, несмотря на активную деятельность, тем не менее вел самую тихую и скромную жизнь. В течение всей своей многолетней жизни в обители он остался в скромном звании простого инока, отказыва
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх