Нетерпеливые паломники заглянули в огород и увидели там смиренного старца в разодранной, заплатанной одежде, трудившегося в поте лица. Суемудрые пришельцы не хотели поверить, что этот старичок-нищий — тот самый великий и прозорливый старец, которого они желали видеть и беседовать с ним.
Иеросхимонах Аркадий (Панфилов) был уроженцем российской земли. Когда он прибыл на Афон и когда он преставился ко Господу, мы не знаем. Достоверно можно сказать лишь то, что он числился в конце 19 века в списке карульских отшельников и считался настоятелем этой пустыни. Но о нем оставил воспоминания один паломник, посетивший в то время Афон, по ним мы можем судить о высокой духовности отца Аркадия.
«Он [паломник] совершал паломничество со старообрядцами, которые хотели открыть свои сомнения опытным в духовной жизни скитским монахам. Естественно, обратиться за решением своих проблем они посчитали возможным только к афонским монахам, которые, как можно было предположить хоть с какой-то долей вероятности, были свободны от «никоновской порчи». Они особенно стремились к некоему старцу-подвижнику, жившему среди русских иноков Карули,которому, как они слышали, Господь дал особенную благодать.
При входе в Карульскую пустынь старообрядцы сразу стали спрашивать братию, где бы им найти их старца-настоятеля. А старец в это время трудился на огороде, копая заступом землю под овощи. «Подождите немного, пока он выйдет», — отвечали иноки. Нетерпеливые паломники заглянули в огород и увидели там смиренного старца в разодранной, заплатанной одежде, трудившегося в поте лица. Суемудрые пришельцы не хотели поверить, что этот старичок-нищий — тот самый великий и прозорливый старец, которого они желали видеть и беседовать с ним.
Они снова стали спрашивать иноков, требуя, чтобы показали им старца: «Мы из России нарочно приехали и пришли сюда, чтобы видеть его, у нас есть до него важное дело». — «Мы уже указали вам нашего старца, — сказали им иноки, — если не верите, что это он, то потрудитесь спросить его самого». Те стали поджидать, когда старец закончит работу.
Современный вид Карули.
Преподобный (так не без основания называет его рассказчик) вышел, и иноки указали на него: «Вот тот, кто вам нужен». Но честолюбивые старообрядцы отвернулись от него в сторону и сказали: «Мы издалека прибыли посмотреть на пророка, а вы нам показываете какого-то оборванца! Но мы еще не дожили до такого безумия, чтобы принять этого старичка-нищего за того знаменитого старца Карули (так называли паломники старца), о котором так много слышали».
Старец, этот преподобный Сергий нашего времени, взглянул на них с удивлением и проговорил: «...вы духовные исправляйте таковаго духом кротости» (Гал. 6, 1). И, не дожидаясь себе поклона от пришельцев, труженик Божий сам подошел к ним и с великим смирением поклонился до земли. Так-то смиренномудрый радуется своему бесчестию и уничижению столько же, сколько богатый и тщеславный приходит в восторг от почестей и похвал людских!
Тогда старообрядцы, видя такое радушие убогого старичка, поведали ему печаль свою, что им доселе не удается повидать их старца — настоятеля пустыни. «Не скорбите, братья, — утешил их преподобный отец. — Бог так милостив к месту сему. Никто отсюда не отходит печальным. И вам Он скоро покажет, кого вы ищете».
Тут ударило било, и все пошли в храм на вечерню. По афонскому обычаю ночью наших путников разбудили на полунощницу и утреню. На Каруле служба начинается очень рано — в 12 часов. После Божественной Литургии, которая закончилась лишь в 11 часов дня, все молившиеся в храме стали подходить к старцу под благословение. Смущенные старообрядцы ходили около монахов и богомольцев, окруживших старца, стараясь сквозь толпу разглядеть настоятеля.
Один из них, Ляпихин, опять спросил одного из сиромахов: «Кто же этот чернец, что благословляет выходящих из храма?» Сиромах взглянул на него то ли с удивлением, то ли с презрением и сказал: «Разве вам не говорили, что это настоятель пустыни, тот, кого вы спрашивали вчера?»
Никак не соответствовал внешний вид старца ожиданиям старообрядцев. Они слышали о его громкой славе и ожидали увидеть человека, сразу поражающего величием и блеском. Вместо этого перед ними стоял человек в простом рубище, малого роста, худого и болезненного вида. Его истощенное подвигами лицо, которое, по-видимому, так часто орошалось слезами, носило отпечаток обычной грусти. Его бедное одеяние более походило на одежду нищего, нежели на одежду иеросхимонаха и притом настоятеля более или менее многолюдной пустынной обители.
И тем не менее старец скоро заставил паломников забыть обо всех их первых невыгодных для него впечатлениях, выполнив все и даже более того, что от него ожидали. Он отдал свою чистую душу всецело на служение Богу, и святость его кроткой, смиренной жизни, как солнечный луч, пригрела всходы на засохшей почве, которые посеяны были в сердцах раскольников.
Когда старец стал выходить из храма, Ляпихин спросил его: «Ведь при такой вашей утомительной и суровой жизни можно скоро, пожалуй, умереть». «Мы, раб Божий, каждый день умираем, но живем для Господа», — смиренно ответил ему старец. Тогда старообрядец еще спросил его: «Каким же вы делом занимаетесь здесь, кроме молитвы?» Старец ответил ему: «У нас идет непрестанная брань не с плотью и кровью, но со страстьми и похотьми, с духами злобы поднебесными».
Старообрядец, как бы исправляя свои первые вопросы, опять спросил: «Какое же вы употребляете против них оружие?» — «Строгий пост, непрестанную молитву в сердце и Слово Божие на устах. Мы, — сказал старец, — как повелел апостол, препоясали чресла наши истиною, облеклись в броню правды (Ефес. 6, 14), в устах наших меч духовный — еже есть глагол Божий. Мы покрылись крепким щитом веры, о который все раскаленные стрелы лукавого притупляются, а крестом мы поражаем его на каждом шагу и во всякое время. Через эту победу мы надеемся получить от Христа Бога награду, ибо Дух Святый сказал: „побеждающему дам сести со мною на престоле Моем“ (Апок. 3, 21), на престоле славы — на небесах. А вашему пугливому воображению, возлюбившему тьму, что же, стало быть, тяжек свет святыни? Жалко, что вы вышли от нас, а нашими не были!»
Этим последним кратким словом старец как бы овладел их душой. Они поняли свое невежество и, слыша его прозорливые слова, стали более откровенны. Ляпихин тогда прямо сказал: «Вот уж справедливо зовут нас, невежд, раскольниками, как будто я ослеп и не вижу, с кем говорю!» Так горевал окутанный заблуждениями старообрядец, умоляя старца простить ему его лукавство и недоверие, и начал раскрывать пред ним свою раскольническую душу».
Публикуется по книге: "Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков".
Серия "Русский Афон XIX-XX вв." Т. 1. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012
Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info).
Смотри также