98DE9CEFABF8-1Афон место не только преображения человека, места подвигов в посте и молитве преподобных, но и место исповедничества, где испокон веков православные отстаивали свою веру. А так как вера всегда у православных стоит на первом месте, потому что без истинной веры в Бога, - любые подвиги оказываются тщетными, то надо в первую очередь сказать о том, как Афон отстаивал православие. Тому имеем немало примеров.

Самый яркий пример – страдания мучеников во время нашествия на Святую Гору католиков. В Афонском патерике мы может прочитать повествование о страданиях мучеников зографских. На месте их страдания стоит памятник в виде часовни.

Так же в Карее у стены протатского собора находится плита, на которой были усечены мечом мученики карейские. Есть предание, что это плита всегда остается теплый и даже редкий здесь снег, попав на нее, - тут же тает.

Хорошо известны случаи мученичества во время турецкого пленения Афона. Турецкие власти использовали своеобразные «ножницы» для обращения в мусульманство, которые чаще всего применяли к молодым неопытным, но перспективным юношам. Если христианин обвинялся в каком-то преступлении, за которое должен был подвергнут смертной казни, то он мог ожидать помилования в случае, если он принимал мусульманство. Соответственно, при шаткой законности того времени, легко было подвести какого-нибудь юношу под суровой приговор. И после этого, часто, уговоры делали свое дело. Но существовал и другой закон, который запрещал мусульманам под страхом смерти переходить в христианство. Некоторые юноши, осознав весь ужас своего падения, приходили в себя и шли каяться на Афон... Были старцы, которые считали, что до конца очиститься от страшного греха отречения от веры православной можно было только кровью мученичества. И так как подвиг этот был весьма нелегок, то готовили их специально в течение долгого времени, молитвой и постом, в монашеской Афонской келье. Когда старцы таких юношей понимали, что они готовы к мученичеству, то те шли в города, называли себя православными христианами и принимали мученический венец...

Несколько лет назад в монастыре Есфигмен жил монах Антоний, исполнявший обязанности портного. Он, благодаря огненно-рыжим волосам, сразу выделялся среди темноволосых греков. Но была у него еще одна особенность: он говорил по-русски и очень хорошо относился к паломникам из России. Это и не удивительно, он ранее принадлежал к РПЦЗ, и пришел к вере благодаря особенному почитанию последнего русского императора Николая II. Родом он был из Австралии или Новой Зеландии, но весь облик выдавал в нем ирландца.

После нескольких дней проведенных в монастыре нам надо было уезжать, и на последок отец Антоний, отлучившись минут на десять, принес нам благоухающие ватки. Этими ватками он собрал миро, истекающее от мощей святого мученика Агафангела. Мощи этого святого находятся в одном из параклисов (храмов) монастыря. Благоухание это ни с чем не сравнить, настолько оно прекрасно, но, увы, оказалось, что трудно его сохранить. Даже в закрытом сосуде оно быстро прекращалось. По грехам нашим, видно не дано было постоянно наслаждаться этим дивным ароматом. Пока был отец Антоний в Эсфигмене, мы еще и еще приходили в монастырь. И каждый раз брали чудесную ватку.

Многие считают, что славные времена христианских мучеников прошли. Тогда видно тоже так считали. И был один бедняк, юноша, которому пришлось служить моряком на судне турецкого богача. И разными правдами и неправдами, туркам удалось заставить его отречься от христианства. Думал он обхитрить гонителей и прикинуться, что собирается принять мусульманство - и сбежать, но враг рода человеческого заставил его довести дело до конца. Когда он прозрел, то пришел в монастырь Есфигмен. Хотел он сразу пойти к гонителям веры православной и исповедовать себя христианином. Но опытные старцы удерживали его от поспешных поступков. Его отправили к дивному старцу из Предтеченского скита, духовнику Никифору, который подготовил Евфимия, Игнатия, Акакия и Онуфрия к принятию мученического венца.
В христианстве самый обыкновенный человек, проживши жизнь неправедно, может стать великим светильником веры, чудотворцем, подающим помощь после своей мученической смерти другим верующим. И вот тут - короткая жизнь, не столько по времени, сколько по хорошим делам. Описание, которой всего занимает несколько страниц, кончается прекраснейшим эпилогом, он превышает всю основную часть жизнеописания.

Каждая минута на пути мученичества вмещает в себе целую жизнь. Святой мученик приходит в суд и обвиняет своего бывшего хозяина, что тот его угрозами заставил отречься от христианства, а теперь же он снова исповедует себя христианином. Он достает святой Крест и говорит: «Вот необоримое оружие всех христиан, ибо на нем распят Господь наш Иисус Христос».

Когда нечестивые вырвали у него из рук крест, он вынул изображение Воскресения Христова и сказал: «На Кресте он был распят плотью, а вот таким образом он воскрес и воскресит в день всеобщаго воскресения всех верующих».

И как ни пытались его соблазнить земными благами, как не льстили ему враги Христовы, ничего им не удалось добиться от святаго мученика. Не могли поколебать его решимости искупить свое отречение от Христа кровью, даже самыми замысловатыми приемами, несвойственными для той просвещенной эпохи. Так поздним вечером вошли в его темницу несколько чародеев, которые, сняв с него одежду, стали совершать над нею всякие колдовские обряды. И повелели ему одеть заколдованную сорочку. Воин без страха взял ее, перекрестил и одел. Вот наука для нас, современных христиан, боящихся всего, неверующих в победу Христову.

Несколько часов ждали колдуны результата и не дождались – пришлось с позором удалиться. Мученик с готовностью шел на смерть, предсказал о ней своим сокамерникам, а потом, будучи отведен к месту казни, положил голову на плаху и поторопил палача: «Что медлишь и не совершаешь повеленное?»

Святой отошел ко Господу 19 апреля 1819 года. Такая смерть - всегда победа. И противники это тоже понимают. Поэтому они делали все возможное, чтобы мощи мучеников не попали в руки христиан. И христиане даже приготовили платки, чтобы собрать хотя бы кровь мученика. А безумные гонители поставили специальных людей с сосудами с водой, чтобы тут же смыть мученическую кровь. Но она все же досталась христианам. Один из нанятых был христианином и якобы случайно уронил покрывало в кровь. Покрывало тут же разделили на тысячи кусочков и разнесли по домам христиане. К мощам же приставили воинов, чтобы христиане опять же не разобрали их по частицам.

Но тут вмешался сам мученик. Воины вдруг увидели, что мощи, находившиеся после усечения в сидячем положении, вдруг встали, а затем упали, и так было три раза в течение трех часов. Воины побоялись препятствовать христианам подходить к мощам, которые стали издавать чудесное благоухание. Враги же Церкви Христовой, боясь новых чудес, бросили мощи в море. Но об этом узнали владельцы кораблей и вошли в гавань, дабы мощи не были потоплены. Безумные враги Христовы видя, что ничего не успевают сделать, решили продать им святые мощи. Христиане, одержав эту маленькую победу, положили мощи мученика Агафангела в смирнскую церковь великомученика Георгия.

В 1844 году частица мощей святого была доставлена в монастырь Есфигмен, откуда мученик начал свой путь к мученичеству и победе.
Такая смерть не вызывает печали и слез, это победное шествие ко Христу, которому враги были не в силах преградить путь. Так, преподобномученик Агафангел одержал победу над силами тьмы, и плоды этой победы даровал нам. И мы во свидетельство этой победы вдыхаем чудесный аромат, который хоть и можем вывезти с собой в Москву, но не можем сохранить...

Таким образом, Афон дал миру не только отшельников, духовных писателей, иконописцев, молитвенников, но и мучеников и исповедников, достойных по силе и стойкости первых христиан. Как говорилось чуть выше, был на Афоне особый вид мученичества: от католиков.

В конце тринадцатого века Византия была теснима и с Востока и с Запада. Чтобы спасти империю от разгрома, император Михаил Палеолог решил заключить мир с католиками, чтобы вместе обрушится на восточного врага. Для этого союза он хотел подчинить восточную церковь западной, принять папу римского, как главу церкви. И зная, что православные не пойдут на эту унию, названую в истории Лионской, он стал вводить ее силой.

Особенно восстали афонские монахи. Причем все как один, без разделения, - и греки, и грузины, и болгары, и сербы, и русские. Они написали письмо императору с объяснением католических искажений православной веры. Михаил не хотел слушать обличений монахов и сразу по объявлении унии в 1274 году, начались казни несогласных, а в 1278 году вышел указ вводить унию всеми методами, не исключая и насилия.

Император же Михаил прослыл столь двуличным, что и паписты ему не доверяли. Михаил, пытаясь доказать им свою преданность, показывал своих родственников, брошенных в темницу за исповедание веры. И даже, в угоду папистам. лишил их зрения. Кончил он плохо: заболел и умер, а родственникам пришлось похоронить его ночью без подобающего василевсу чина погребения. А вдова-царица написала специальное послание, в котором отказывала своему покойному супругу в церковном поминовении - ввиду того, что он умер отлученным от церкви.

Паписты во время этих смут посетили Афонскую Гору и сначала напали на Великую Лавру преподобного Афанасия. Тамошние монахи, убоявшись смерти, присоединились к католичеству, за то впоследствии и были наказаны Богом. До сих пор существует легенда о пещере отлученных, то есть лавриотов, принявших католичество. Они похоронены в этой пещере, и останки их, так и неистлевшие, страшны и напоминают тела чудовищ. Вспомним тут мощи святого Агафангела. Они тоже оставались нетленными, но какая между ними разница! Одни до сих пор благоуханны, другие – и много лет спустя пугают своим видом. Но пещеры никто из моих знакомых не видел, и как ее найти, никто не знает.

Паписты же пошли к Иверскому монастырю, и тамошние отцы отказались присоединиться к унии. Стариков гуманные христиане просто потопили в море, а молодых угнали в рабство в Италию, где продали в рабство иудеям.

Затем пришли они в Ватопедский монастырь и застали там одних стариков. Но и тут не дрогнула их рука, и убили даже их. Игумена же с молодой братию они поймали в лесу и повесили.

Католики же продолжили путь, и пришли в Зографский монастырь. Но болгарские монахи были предупреждены об этом нашествии Божией Матерью через одного старца. И часть братии бежала в лес, а 26 наиболее твердых мучеников заперлись в башне, где и были сожжены. Один из братьев чудом спасся, но прожил недолго и умер через 30 дней, успев поведать всем о мученической кончине 22 иноков и 4 мирян, запершившихся в пирге (башне).

Через много лет братия монастыря решила на месте страдания мучеников установить памятник. И к 1873 году он был закончен В день памяти святых во время божественной службы над храмом вдруг явился с шумом огненный поток, который скоро переместился и встал над памятником. Постоявши таким образом около 15 минут, он превратился в круг и стал возносится кверху. В храме же в это время читалось житие святых мучеников. Так святые возблагодарили монахов за почитание.

После этого разсеялись латиняне по Афону, нападали на небольшие кельи, пришли в Протат и повесили тогдашнего прота.

Когда же они пришли к монастырю Ксиропотам, то там их ждала приятная неожиданность: монахи встречали с ветвями: «да будет мир Христов с вами». Началась служба, но при поминовении римского папы случилось землетрясение и стены обители пали. Многие из латинян погибли под этими стенами, а остальные, испугавшись это знамения, удалились со Святой Горы.

Согрешившие иноки, лишившись обители, ходили по Святой Горе и плакали. Обитель эта была после восстановлена, но чудо, раньше бывшее в монастыре, - прекратилось.

А состояло оно в том, что под жертвенником святого храма вырастало особенное растение, которое обладало целебными свойствами. Народ, прослышав об этом чуде, разбирал не только плоды, но и само растение, но каждый год к обительскому празднику 40 мучеников севастийских - оно снова вырастало и приносило людям помощь и исцеления. После молитвы с католиками чудо это навсегда прекратилось.

Так Афон стал местом мученичества и исповедничества. Впоследствии мученичество на Афоне не прекращалось до наших времен. Мне удалось насчитать более 30 мучеников афонских, совершивших свои подвиги уже после пострадавших от латинян.

В двадцатом веке мы не можем назвать явных мучеников. Туркам пришлось умерить свой пыл в отношении христиан. В XVIII веке Османская империя явно стала пошатываться под напором Российской Империи и освободительного движения христиан. Она уже не могла явно и безнаказанно мучить христиан и насильно вовлекать их в мусульманство.

Но если мы не видим мученичества, то явно существует подвиг страстотерпчества.

Так, по просьбе Хиландаря отцом Моисеем на пристани Иваница была построена келья с храмом во имя Всех святых. Была устроена хорошая пристань с большим корпусом и церковью во имя святых Симеона и Саввы Сербских. На Иванице проживало 12 человек под руководством эконома, назначаемого настоятелем кельи. В этой-то келье и погиб отец Моисей 9 марта 1908 года от руки неизвестного убийцы. Он провел на Афоне 26 лет. После смерти отца Моисея, настоятелем кельи стал его сын иеромонах Антонин. На 1913 год в келье подвизалось около 50 человек, среди которых было 12 священников.

В действительности, и в более позднее время среди афонских монахов были мученики и исповедники. В описании Ильинского скита читаем: 13 сентября 1921 года, при захвате подворья скита в Таганроге, был расстрелян настоятель отец Николай.

Нелегко сложилась судьба и у некоторых других. Долгое время в Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) был очень почитаем афонский монах архимандрит Евгений (Жуков) (1887–1972 гг.):

Родился он в Ставропольской губернии, в селе Летницкое (ныне Ростовскокй области), в благочестивой крестьянской семье. Вместе с односельчанами поехал на богомолье в Иерусалим, а на обратном пути поехал на Афон, и, как это не редко случалось, - там и остался. Его приняли в обитель святого Архистратига Михаила Ставроникитского монастыря, рукоположили в иеромонахи. Он был деятельным, являлся помощником настоятеля монастыря.

Но в 1914 году отец Евгений приехал на Родину похоронить мать, а обратно уехать не смог: граница во время войны была закрыта. Пришлось отправиться на Кубань в Лебяжью Пустынь. В начале двадцатых годов всех монахов, находившихся в этом монастыре расстреляли, он остался жив, потому что в то время находился на приходе. Несмотря на жестокие репрессии занимал активную позицию, боролся с обновленцами, строго держался направления Патриарха Тихона.

В 1924 году был возведен в сан архимандрита; от архиерейского сана отказался. Брат его, полковник белой армии, эмигрировал с армией Врангеля во Францию. Такое родство ничего хорошего не судило. Архимандрита Евгения много раз арестовывали, один раз даже приговорили к расстрелу, но потом всё-таки отпустили, так как он являлся греческим подданным. Служил в разных местах в Ставрополье и на Кубани, до 1933 г. был благочинным, обслуживал церкви, которые после декларации не приняли направление митрополита Сергия Страгородского. К нему в станицу Кавказскую съезжалось множество народа. С властями держался очень независимо, требовал себе приход, вёл переписку с патриархом Иерусалимским Дамианом. И его, как подданного Греции, власти долго терпели. Даже уже тогда, когда церкви на Кубани были закрыты.

Но в 1933 году его арестовали. Попал он в Сибирь, в Кемеровские лагеря. И скорее всего он разделил бы участь тысяч своих соотечественников священников и монахов, если бы не произошло – по-другому и не скажешь – чудо. Один заключенный, юрист, объяснил ему, что из-за страшных гонений в Греции на коммунистов, советская власть старается обменять тамошних коммунистов на подданных Греции, оказавшихся в СССР.

Архимандрит Евгений из зоны отправил нелегально свои документы в Москву. В 1936 году его вызвали в Москву и отправили на Афон, не разрешив даже повидаться с родными. Представьте себе ощущения человека, бывшего в сибирских лагерях, и оказавшегося в теплой Греции, на Афоне, где спокойно и свободно можно было молиться Богу и совершать богослужения, никого не опасаясь. Иначе, как чудом - назвать это невозможно.

С 1936 по 1972 годы он жил на Афоне, вёл энергичную переписку со своими духовными чадами в России и за рубежом. Был очень популярен в Греции, на Афоне, являлся духовным сыном преподобного Силуана Афонского . К этому описанию можно добавить, что архимандрит Евгений был хорошо знаком с архиепископом Леонтием Чилийским, а в бытность свою на Юге России общался с другим известным афонцем иеросхимонахом Феодосием.

Такова судьба монаха-исповедника, вернувшегося на Афон «по обмену». Думаю, что в действительности, подданным Греции он не мог быть, так как в 1914 году был еще не решен вопрос поодданства руских святогорцев, и русские монахи оставались Российским гражданами. Скорее всего «советские органы» прохлопали этот момент или просто искали хоть кого-нибудь, чтобы поменять на преследуемых в те годы в Греции коммунистов.

Иеросхимонах Феодосий тоже был исповедником. Оказавшись в России, он организовал небольшую общинку, а в советское время, разумеется, был репрессирован. Но из лагеря вышел и прожил довольно долгую жизнь Сейчас многие на Кавказе почитают его за святого.

Исповедниками были и настоятели петербургского и одесского подворьев Свято-Андреевского афонского скита - Макарий (Реутов) и Питирим (в схиме Петр) (Ладыгин). Впоследствии они стали катакомбными епископами. Отец Макарий даже сподобился мученического венца, а отец Питирим прожил долгую жизнь.

Источник

Смотри также

Отдать жизнь за других: несколько фактов из жизни схимонаха Гликерия (Никитина). День памяти — 2 июня
У каждого человека есть хотя бы одна возможность в жизни доказать искренность своей веры к Богу, показать свою любовь к Нему и людям, но мы часто именно в этот …
Иеросхидиакон Бенедикт. День памяти — 24 декабря
Иеросхидиакон Венедикт, грек по происхождению, жил на Святой Горе Афон более 70-ти лет. Он был очень образованным и высокодуховным иноком. Патриарх Константинопольский трижды присылал …
Помощник неутомимого старца: Иеросхимонах Владимир (Колесников). День памяти — 23 декабря
Иеросхимонах Владимир (в миру Василий Васильевич Колесников) родился 27 июля 1851 года в селе Чудово Новгородской губернии. Его отец Василий и мать Евдокия скончались …
Секретарь афонского старца Макария иеросхимонах Мина (Буданов)
3 декабря 1888 года отошел ко Господу иеросхимонах Мина (Буданов) – многолетний секретарь афонского старца Макария (Сушкина), игумена Русского на …
Дело Божие надо делать, не откладывая: Иеросхимонах Арсений (Минин). День памяти — 30 ноября
Никто никогда не слышал из его уст праздного слова. Отец Арсений часто был молчалив и задумчив, присутствующие при нем чувствовали, что он в сердце своем …
Духовник и соборный старец: Иеросхимонах Феодорит (Константинов). День памяти — 19 ноября
Иеросхимонах Феодорит (в миру Федор Семенович Константинов) родился в 1856 году в крестьянской семье в селе Погожем Тимского уезда Курской губернии. Его мать звали …
Древнейший список чудотворной Казанской иконы Богоматери из Пантелеимонова монастыря на Афоне
4 ноября в Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре молитвенно почтили память Казанской чудотворной иконы Божией Матери, - сообщает корреспондент портала «Русский Афон».
Строгий подвижник и гостеприимный наместник: Иеросхимонах Герасим (Попов). День памяти — 26 октября
Иеросхимонах Герасим (в миру Глеб Петрович Попов) родился 24 июня 1859 года в крестьянской семье в селе Рожковеч Орловской губернии. Впоследствии семья его переехала …
Священномученик Иларион (Громов). День памяти — 11 октября
«Дорогой батюшка! Тяжело и горько нам живется, — писал будущий новомученик игумену Пантелеимонова монастыря. — Нет слов выразить Вам посетившей нас печали. Мы, …
Как научиться смирению: Схимонах Онисифор (Ищенко). День памяти — 11 октября
Схимонах Онисифор (в миру Онисим Карпович Ищенко) родился в 1872 году в крестьянской семье села Рубанское Брацлавскаго уезда Каменец-Подольской губернии. С детства он был молчаливым …