Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Парижский святогорец: схиархимандрит Алексий (Киреевский)

aleksiy kireevskiy 1 Отец Алексий выехал в Париж и стал настоятелем скита во имя Всех Святых в земле Российской просиявших, под Верденом. Старцы обители в интересах монастыря считали необходимым иметь своего представителя в одном из центров русской эмиграции, поэтому, несмотря на многочисленные просьбы отца Алексия вернуть его обратно в обитель, они настаивали на его пребывании там.

Схиархимандрит Алексий (в миру Владимир Леонидович Киреевский) был представителем знаменитого дворянского рода, племянником известных славянофилов братьев Киреевских. Родился он в 1870 году в Орловской губернии, где его отец имел обширные помещичьи угодья и поместье. Владимир Леонидович до поступления в монастырь в возрасте 26 лет успел побывать на военной службе (был прапорщиком запаса), поучиться в университете и духовной академии, овладеть несколькими европейскими языками.

22 октября 1896 года Владимир Леонидович приезжает на Афон и сразу просится в послушники Русского Пантелеимонова монастыря, куда его с радостью принимают. Через год, 17 марта, он был пострижен в мантию с именем Алексий, 17 марта 1903 года в схиму с тем же именем. 7 июня 1901 года он был рукоположен в иеродиакона, а через три дня в иеромонаха.

Послушание отец Алексий сначала проходил в библиотеке, был помощником отца Матфия (Ольшанского); с 23 сентября 1903 года он на Новой Фиваиде; с 1910 года на подворье в Константинополе — настоятель; с 1914 года на подворье в Одессе — духовник; а с августа 1917 года вновь в обители, где он окончательно поселяется в пустыне Новая Фиваида и ведет там отшельнический образ жизни.

aleksiy kireevskiyСхиархимандрит Алексий (Киреевский)

Отец Алексий был одним из активных противников имябожнического учения. Он опубликовал много статьей по этому вопросу в «Церковных Ведомостях», за что был награжден от Священного Синода наперсным золотым крестом.

По приглашению представителей Русской Церкви в эмиграции и по благословению старцев обители 25 ноября 1925 года отец Алексий выехал в Париж и стал настоятелем скита во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, под Верденом, устроенном на могилах русских воинов. Старцы обители в интересах монастыря считали необходимым иметь своего представителя в одном из центров русской эмиграции, поэтому, несмотря на многочисленные просьбы отца Алексия вернуть его обратно в обитель, они настаивали на его пребывании там.

Вот что пишет отец Алексий в ответном письме игумену Мисаилу 4 апреля 1929 года: «В прошлом году, возвратившись из храма, в Великий Пяток, получил я Ваше письмо, в котором Вы советовали мне отложить свой приезд на Святой Афон до окончания церковной смуты [Карловацкого раскола]. Это был большой удар для меня! С Божьей помощью я пережил его, и теперь идут у меня хлопоты о моей визе. По слухам, Вы, батюшка, лично желаете моего возвращения. Как отрадно было бы мне ныне к Пасхе получить от Вас отеческое письмо с вестью, что виза мне есть. Я ни о чем другом не мечтаю, как о безмолвии на Афоне на своей каливке на Фиваиде. <..> Долго ли нам осталось жить? Неужели, умирая, приближаясь к смертным вратам, мы с Вами не увидимся».

26 апреля 1937 года при освящении построенного храма в скиту во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, отец Алексий был возведен в сан архимандрита. Впоследствии, когда стало очевидно, что русская эмиграция не может оказывать достойную помощь монастырю, отец Алексий приложил немало усилий, чтобы возвратиться на Афон. Но безуспешно. Хотя руководство монастыря несколько раз просило Кинот разрешить ему вернуться в обитель, но Кинот не давал разрешения на его возвращение, ссылаясь на его возведение в сан архимандрита вне юрисдикции Вселенского Патриарха.

Но, несмотря на это, отец Алексий не переставал поддерживать духовную связь с Афоном и постоянно переписывался с игуменом Мисаилом. С 15 октября по 26 ноября 1937 года он смог посетить Афон как паломник, что было большим утешением для соскучившейся по Афону его души. Преставился отец Алексий в 1945 году.

Публикуется по книге: "Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков".
Серия "Русский Афон XIX-XX вв." Т. 1. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Гостеприимный старец: Схимонах Израиль (Мерзликин). День памяти — 11 января
Схимонах Израиль (в миру Яков Иовлевич Мерзликин) родился в крестьянской семье в 1812 году в одном из сел Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Ему было 20 лет, когда он в качестве паломника отпр
Афонский схиигумен Алексий (Осколков) и православная миссия на Дальнем Востоке
«Да будет сие мое письмо прочтено с достодолжным спокойствием и с подобающим вниманием, несмотря на то что оно писано глубоко падшим, загрязненным порочной, нечистой, греховной, многолютной жизнью, —
Писатель-святогорец: Иеросхимонах Сергий (Веснин). День памяти — 30 декабря
Вся братия дивилась неутомимости, трудолюбию и деятельности отца Сергия. Присутствуя неопустительно при всех продолжительных монастырских богослужениях, он как будто не чувствовал усталости, пренебрег
«Всегда живите с русскими в любви и единомыслии и друг друга тяготы носите»: Иеросхидиакон Бенедикт. День памяти — 24 декабря
Иеросхидиакон Венедикт, грек по происхождению, жил на Святой Горе Афон более 70-ти лет. Он был очень образованным и высокодуховным иноком. Патриарх Константинопольский трижды присылал людей, чтобы рук
Помощник неутомимого старца: Иеросхимонах Владимир (Колесников). День памяти — 23 декабря
Иеросхимонах Владимир (в миру Василий Васильевич Колесников) родился 27 июля 1851 года в селе Чудово Новгородской губернии. Его отец Василий и мать Евдокия скончались от чахотки в 1858 году с разницей
Афонский старец схиархимандрит Кирик (Максимов) – настоятель Одесского подворья, духовник русского монастыря на Афоне и православного духовенства в Белграде
Схиархимандрит Кирик — одна из центральных фигур в истории Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в первой половине ХХ века. Он поступил в монастырь в то время, когда старец-игумен Макарий (
Любезный живописец: Иеромонах Василий (Селезнев). День памяти — 10 декабря
Иеромонах Василий (в миру Владимир Дмитриевич Селезнев) был родом из города Воронежа. Поступил в Русский Пантелеимонов монастырь в 1851 году, где был пострижен в мантию в 1852 году. Он сразу привязалс
Божий человек: Схимонах Иустин. День памяти — 8 декабря
Схимонах Иустин родился в 1785 году в городе Кинешме Костромской губернии. С юности он был набожен. Хотя в молодости и был женат, имел детей, однако в его боголюбивом сердце семя благочестия с годами
Доверять Богу: Схимонах Серафим (Ковалищенков). День памяти — 4 декабря
Симеон Петрович пришел в церковь не выпрашивать у Бога здоровья для своей жены, а искренне покаяться в грехах и узнать волю Бога. Господь открыл ему глаза, и тогда он увидел свою жизнь как бы со сторо
Наставник пустынников: Схимонах Иоанн (Кулешов)
Схимонах Иоанн (в миру Иосиф Кулешов) родился в 1862 году в крестьянской семье в Ставропольской губернии. В детстве он был задумчивым мальчиком и постоянно молился, за что соседи его прозвали архиманд
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх