Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Преображение купца: Схимонах Трифилий (Мальков). День памяти — 5 октября

Пантелеимонов монастырьСхимонах Трифилий (в миру Трофим Наумович Мальков) родился в 1830 году в крестьянской семье села Старицы Черноярского уезда Астраханской губернии. Когда Трофиму исполнилось 18 лет, он оставил свою семью и переселился в город Острог, где постепенно смог собрать приличное состояние для того, чтобы стать купцом.

Через 20 лет стараний и трудов у него уже была своя торговля и артель по переработке рыбы. Трофим Наумович был женат и имел детей.

Однажды у себя в Остроге он познакомился с афонским монахом, отцом Тимоном (Щербатовым), который по поручению своей обители приехал для сбора пожертвований. Беседа с ним произвела на Трофима Наумовича огромное впечатление. Но он так был захвачен водоворотом своих мирских дел, что не имел времени глубоко поразмыслить о тех вопросах, о которых говорил с ним чудный старец.

«Раз, после очередной ссоры с женой, — вспоминал потом впоследствии отец Трифилий, — я, чтобы немного успокоиться, решил пройтись до артели пешком. Ужасные мысли будоражили мою голову, душа была в полном смятении и отчаянии. И вдруг, не знаю как, я оказался рядом с храмом, прямо у его стены. Мне стало как-то неловко и стыдно. Я хоть и был верующим, но особой набожностью не отличался. Однако я точно знал, что где-где, а здесь мне сейчас совершенно не место. Но, не знаю почему, я перекрестился, поцеловал стену храма и пошел дальше на работу.

День, как и все мои рабочие дни, был переполнен заботами: распоряжения, споры, договоры, уговоры, ругань, крики, — и так без конца. И все это ради денег, ради прибыли. Только поздно вечером, когда я наконец смог остаться один и стал размышлять о происшедших за день событиях, вдруг появилось в моем сердце какое-то очень малозаметное, но невероятно приятное ощущение. Я не мог понять причину этого. Прожитый мной ужасный день не давал для этого никаких оснований. Хотя вспомнил, что у храма со мной произошло что-то необычное. И как только я это вспомнил, мое сердце наполнилось неописуемой радостью. Я никогда не испытывал такого чувства. У меня появилось непреодолимое желание упасть на колени и плакать, что я и сделал».

Трофим Наумович стал благотворителем Руссика и много потрудился по сбору пожертвований с отцом Тимоном (Щербатовым). После того как все его дети были устроены: сыновья женились, дочери вышли замуж, — он начал подумывать оставить бренный мир и посвятить свою жизнь Богу. В 1886 году в компании со студентом Авксентием Стадницким, будущим епископом Арсением, Трофим Наумович в качестве паломника прибыл на Афон. Здесь в монастыре святого великомученика Пантелеимона с ним произошла окончательная перемена.

Вот как описывает это епископ Арсений: «Сегодня во время обеда я увиделся со своим старым знакомым Наумычем. Я сразу не узнал его. На нем была монашеская полуряска, поверх нее — поварской фартук, на голове — монашеский куколь. Он подавал нам кушанье.
— Здравствуй, Егорыч! — приветствовал он меня.
— Что это с вами, Трофим Наумович? Не поступаете ли в монахи?
— Теперь на монашеском послушании. Хочу испытать, что это за жизнь такая, монашеская. А то, что так жить, — нужно все испытать. Вот вчера я пошел к батюшке отцу Макарию и говорю ему: „Батюшка, благословите меня на какое-нибудь монашеское послушание. Хочу испытать все. На всех послушаниях буду, а потом и поеду домой, и буду уже знать, что это за жизнь монашеская“. Батюшка Макарий засмеялся, да и благословил сперва на это поварское послушание. Нужно, Егорыч, все испытать.

Я заметил, что он как будто стыдится меня и других обедающих, а потому когда говорит, то как будто защищается, хотя никто не нападает на него. И действительно, чувствовалось, что ему неловко: недавно был барином, ему прислуживали, а теперь он другим прислуживает».

Следующий день владыка описывает так: «Сегодня за обедом не было Трофима Наумыча. Мне сказали, что он уже бросил это послушание. Скоро, думаю, испытал он на себе монашеские послушания. После обеда я прилег немного отдохнуть. Только задремал, слышу, кто-то стучит в двери. Отворяю, и предо мной предстает Наумыч. Он уже без ряски, без фартука, без куколя, одним словом, прежний Наумыч, но только какой-то разбитый, расслабленный.

— Что это вы не в монашеском одеянии? — спрашиваю его.
— Что же делать? Вот руки попухли, как колоды. Только ведь день поработал. А что если бы месяц или год? Ведь оно как будто и хорошо на этом поварском послушании. Не счесть кушаний и пития. Но работы страх сколько! Всякому, кто ни придет, подавай. Он-то все это загадит, а ты после и мой. Кажется, она — легкая работа: подай, вымой, да и только. Так я сначала и думал. Поужинали мы вчера прекрасно. Пошел я спать. Чувствую, что-то начинает покалывать в пальцах, да каждый раз все сильнее да сильнее. Да так, что целую ночь и не спал. Гляжу утром, вся рука распухла. Бегу я к монастырскому доктору. Он чем-то помазал, и вот теперь стало несколько лучше. Ну его совсем, с монашеским послушанием! Что за нужда! Я ведь никогда не работал. У меня дома артель человек в 50, а тут работай.

Иду я сегодня после Литургии к батюшке отцу Макарию да и говорю ему: «Батюшка, плюну я теперь в глаза тому, кто скажет, что монахам живется легко. Всякому, кто захочет идти на Афон посвящаться в монахи, скажу: «Заворачивай и иди в Сибирь. Там гораздо лучше, чем монахам на Афоне». Батюшка засмеялся да и говорит: «Зачем тебе, брат Наумыч, монашеское послушание? Жил бы себе, как живут другие благородные».

Мощи схимонаха Трифилия (Малькова)Мощи схимонаха Трифилия (Малькова).

Через четыре года послушания на кухне, а именно 26 марта 1890 года, Трофим Наумыч был пострижен в рясофор с именем Трофим, через год, 3 апреля 1891 года, — в мантию с именем Трифилий, а еще через два года, 5 марта 1893 года, — в схиму, после чего до своей кончины имел послушание чтеца неусыпаемой Псалтыри.

Вот что пишет о нем отец Владимир (Колесников): «Жизни очень благочестивой, внимал своему спасению, почти каждую службу плакал, особенно при чтении житий святых». Вот как благодать Божия призвала его на монашеское служение, и как благодать Божия преобразила его из обычного смертного в ангелоподобного.

Преставился отец Трифилий 22 сентября (5 октября) 1901 года.

Публикуется по книге: «Русский Афонский Отечник XIX - XX веков».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 1. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012.
 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Управитель заводами и афонский старец-отшельник
Среди огромного сонма отечественных святогорских подвижников и отшельников, тайно от мира несших свой молитвенный подвиг в горах и пещерах Афона, особого внимания заслуживает схимонах Илия (Аминский).
Схииеродиакон Тихон (фон Рамбах), помощник афонского старца Макария (Сушкина)
15 (28) января 1898 года преставился подвижник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схииеродиакон Тихон (фон Рамбах).
Иеросхимонах Адриан (Сафонов), подвижник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря
12 (25) января 1933 года преставился подвижник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, сподвижник преподобного Силуана Афонского, исполнявшие одно время послушание настоятеля подворья обител
Гостеприимный старец: Схимонах Израиль (Мерзликин). День памяти — 11 января
Схимонах Израиль (в миру Яков Иовлевич Мерзликин) родился в крестьянской семье в 1812 году в одном из сел Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Ему было 20 лет, когда он в качестве паломника отпр
Афонский схиигумен Алексий (Осколков) и православная миссия на Дальнем Востоке
«Да будет сие мое письмо прочтено с достодолжным спокойствием и с подобающим вниманием, несмотря на то что оно писано глубоко падшим, загрязненным порочной, нечистой, греховной, многолютной жизнью, —
Писатель-святогорец: Иеросхимонах Сергий (Веснин). День памяти — 30 декабря
Вся братия дивилась неутомимости, трудолюбию и деятельности отца Сергия. Присутствуя неопустительно при всех продолжительных монастырских богослужениях, он как будто не чувствовал усталости, пренебрег
«Всегда живите с русскими в любви и единомыслии и друг друга тяготы носите»: Иеросхидиакон Бенедикт. День памяти — 24 декабря
Иеросхидиакон Венедикт, грек по происхождению, жил на Святой Горе Афон более 70-ти лет. Он был очень образованным и высокодуховным иноком. Патриарх Константинопольский трижды присылал людей, чтобы рук
Помощник неутомимого старца: Иеросхимонах Владимир (Колесников). День памяти — 23 декабря
Иеросхимонах Владимир (в миру Василий Васильевич Колесников) родился 27 июля 1851 года в селе Чудово Новгородской губернии. Его отец Василий и мать Евдокия скончались от чахотки в 1858 году с разницей
Афонский старец схиархимандрит Кирик (Максимов) – настоятель Одесского подворья, духовник русского монастыря на Афоне и православного духовенства в Белграде
Схиархимандрит Кирик — одна из центральных фигур в истории Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в первой половине ХХ века. Он поступил в монастырь в то время, когда старец-игумен Макарий (
Любезный живописец: Иеромонах Василий (Селезнев). День памяти — 10 декабря
Иеромонах Василий (в миру Владимир Дмитриевич Селезнев) был родом из города Воронежа. Поступил в Русский Пантелеимонов монастырь в 1851 году, где был пострижен в мантию в 1852 году. Он сразу привязалс
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх