Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Простой, благочестивый и ревностный к подвигам: Схимонах Венедикт (Матвеев). День памяти — 8 июля

Georgievskaya blijnyyaya kelliyaВ июльскую ночь в саду при Георгиевской келлии встретились два схимонаха Венедикт (Матвеев) и Леон (Воскресенский). Поздоровавшись по-иночески, сели на траву под маслиной, чтобы подышать чистым, ароматным воздухом Афона. Луна тихо плыла по небу и своим светом освещала сад. У обоих собеседников на душе было спокойно.

Схимонах Венедикт (в миру Василий Матвеевич Матвеев) родился в 1830 году в крестьянской семье в селе Далматовка Яжелбицкой волости Валдайского уезда Новгородской губернии. Отец Василия умер, когда ему было три года. Мать его была набожной женщиной, соответственно, и сына воспитывала в духе любви к Богу и людям. С ранних лет Василий стал мечтать посвятить свою жизнь Богу, но помещик, на которого он работал, не хотел его отпускать. Однако милостивый Господь услышал его горячие молитвы и поспособствовал осуществлению его мечты.

Однажды маленький сын барина заболел так, что доктора отказались лечить его, думая, что тот скоро умрет. Отчаявшийся барин решил пойти к знахарю и искать у него помощи. По дороге к знахарю он разговорился с молодым кучером (это был Василий), который ему сказал: «Барин, почто хотите прогневать Бога, мало вам испытаний? Знахари ведь — слуги дьявола, молиться Богу истинному надо, и если есть Его святая воля, то выздоровеет ваш сынишка».

Удивленный и смущенный барин ответил: «Не умею я молиться, да и грешен слишком, все равно Бог не услышит, вот если бы ты попросил бы Его исцелить моего сына, Он тебя бы послушал, ты ведь в монахи рвешься». Тогда Василий остановил лошадей и, став на колени посреди поля и закрыв глаза, начал горячо молиться Богу. Барин, видя, как непосредственно и просто он это делал, после некоторого колебания тоже встал на колени рядом с ним и тоже про себя начал молиться. Через некоторое время барин залился слезами и почувствовал, что что-то дрогнуло в его сердце, что-то изменилось, ему хотелось так стоять и молиться как можно дольше. Он боялся открыть глаза, чтобы это ощущение не исчезло.

«Пойдем, барин, пора нам домой», — услышал он голос Василия, который и вывел его из этого состояния. Он повиновался, и они вернулись домой, где им сообщили, что больному мальчику стало легче и он начал выздоравливать. На следующий день барин дал Василию вольную. 20-летним юношей он поступил в один из монастырей Новгородской епархии, где был пострижен в мантию с именем Венедикт. 35 лет он безвыездно жил и подвизался в этом монастыре, показывая примеры послушания и смирения.

В 1886 году ему представилась возможность осуществить свою давнюю мечту — посетить святые места Иерусалима. На обратном пути из Иерусалима 11 октября того же года он заехал на Афон. Афон привел его в восхищение, и он решил остаться здесь навсегда, а потому стал проситься в Пантелеимонов монастырь. Но старцы обители отказали ему на том основании, что он не имеет от своего игумена благословения остаться на Афоне. Отец Венедикт начал переписку со своим монастырем, но дело затянулось почти на три года. Его родной монастырь не хотел лишаться такого старца. Все это время, пока шла переписка, он жил в одной заброшенной каливе, которую сам починил.

Наконец, из России пришло известие о согласии игумена, и он был принят в Руссик 1 октября 1889 года. Отец Агафодор (Буданов) стал его духовником, и, хотя они были почти сверстниками, отец Венедикт с полным смирением начал выполнять все указания своего наставника. По его благословению он четыре года выполнял послушание огородника. 11 марта 1893 года его постригли в схиму, после чего послали на послушание на Георгиевскую (Ближнюю) келлию. Вся братия сразу полюбила смиренного, молчаливого старца. Вот как характеризирует его отец Владимир (Колесников): «Простой и благочестивый, ревностный к подвигам». Его подвижническая жизнь привлекала к нему и других подвижников, желавших поделиться с ним опытом.

Georgievskaya blijnyyaya kelliyaФотография Ближней Георгиевской келлии времен отца Венедикта. Сегодня почти полностью разрушена.

Сохранилась запись его духовных бесед с отцом Леоном (Воскресенским), который подвизался в маленькой каливе недалеко от Георгиевской келлии и который впоследствии записал эту беседу: «В июльскую ночь в саду при Георгиевской келлии встретились два схимонаха Венедикт (Матвеев) и Леон (Воскресенский). Поздоровавшись по-иночески, сели на траву под маслиной, чтобы подышать чистым, ароматным воздухом Афона. Луна тихо плыла по небу и своим светом освещала сад. У обоих собеседников на душе было спокойно. Разговаривали о милости Божией к грешным людям и о том, почему Господь к нам особенно благоволит.

Отец Венедикт рассказал один случай из своей прошлой жизни. Он говорил, что прошло от того времени лет пятьдесят. Он был еще тогда мальчиком семи лет. Жил в деревне Долматовка Валдайского уезда Новгородской губернии. Имел товарища — сироту восьми лет, имя которого уже позабыл. Мальчик этот был родом не из их деревни и ходил из дома в дом. Его все любили, потому что он на память пел стихи про Георгия Победоносца и про других угодников Божиих. Ему за это давали кто пирога, кто рубашку и т. п. Раз деревенские дети собрались на улице, а он и говорит, что вот если нынче попостимся и всю ночь будем молиться (в это время был канун праздника Преображения), то увидим Господа, апостолов, и солнце будет играть, и земля трястись. Двое мальчишек лет пятнадцати высказали недоверие к его словам, но он уверял всех в правдивости своих слов и говорил, что не раз видел подобное.

Ему поверили. И пятнадцать человек постились весь день. Вечером потихоньку от старших все собрались в назначенное место и стали молиться, кто как умел. Кто клал земные, а кто поясные поклоны. А молитву творили такими словами: «Господи, покажись нам, покажи нам видение». Молились долго. Возраста все были примерно одного — от 7 до 8 лет, лишь двое были по 15-ти лет от роду. Молились по направлению между востоком и югом. Вдруг ударил сильный гром, земля затряслась, и от испуга все попадали. Но когда, ободрившись, подняли головы, то увидели на востоке играющее солнце, двигающееся вправо и влево. Потом оно стало двигаться сверху вниз, а затем на солнце образовался громадный и светлый крест.

На западе слышен был шум. Обратившись взором на этот шум, ребята увидели, как по небу, по направлению к востоку, пролегла широкая светло-красного цвета дорога. Она постепенно как будто поднималась в гору. По ней шло много народа. Все эти люди были в светлых одеяниях. И наконец на востоке открылось непостижимое зрелище, описать которое ум не может. Ребята увидели Господа Иисуса Христа, сидящего на высоком преславном престоле. В руках Он держал скипетр и державу с крестом наверху. Кругом Его в непостижимой славе в белых и светлых одеждах сидели 12 учеников — апостолов. Это видение было схоже с тем, как пишут Тайную Вечерю. Но оно передавало картину несравненно более величественную. Когда все закончилось, то все ребятишки стали от радости обнимать друг друга.

Судя по общим для всех рассказам, было очевидно, что все они видели одно и то же. Что же касается тех двоих, которым было по пятнадцать лет и которые вначале сомневались, то именно они ничего не увидели, за исключением того, что слышали шум и ощущали трясение земли. Один из них едва очнулся после тряски, все время лежал на земле без сознания, и его лицо было немного опалено. Они не поверили рассказам товарищей о видении. Вот так милость Божия проявляется только тогда, когда вера в него искренна и по-детски чиста.

VenediktMatveevМощи схимонаха Венедикта (Матвеева).

«Да, это истинно так, — согласился отец Леон, — но как же нам тогда доказать сомневающимся, что милость Божия проявляется явно, если им этого видеть не дано?» — «Да, это самый трудный вопрос, спор между нами, верующими, и сомневающимися длится столько, сколько существует человек. Нынче тоже ученые спорят с нами, что они ничего не видят, что они никакого чуда Божия не могут видеть. А мы знаем, что это им не дано. Они же верят только в то, что видят. Поэтому, отец Леон, спор между нами бессмыслен. На словах мы друг другу ничего не сможем доказать. Единственное, что мы, верующие, можем, — это стараться жить так, чтобы собственной святостью доказывать существование Бога. На них только наша святость может подействовать, и тогда, может, милостивый Бог их как-нибудь да обратит к вере».

Преставился отец Венедикт 25 июня (8 июля) 1904 года.

 Публикуется по книге: «Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 1. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012.

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Доверять Богу: Схимонах Серафим (Ковалищенков). День памяти — 4 декабря
Симеон Петрович пришел в церковь не выпрашивать у Бога здоровья для своей жены, а искренне покаяться в грехах и узнать волю Бога. Господь открыл ему глаза, и тогда он увидел свою жизнь как бы со сторо
Наставник пустынников: Схимонах Иоанн (Кулешов)
Схимонах Иоанн (в миру Иосиф Кулешов) родился в 1862 году в крестьянской семье в Ставропольской губернии. В детстве он был задумчивым мальчиком и постоянно молился, за что соседи его прозвали архиманд
Лекарство от грехов схимонаха Иосифа (Харламова)
Схимонах Иосиф (в миру Александр Петрович Харламов) был уроженцем Донской области. Прибыл на Афон в 1874 году и с тех пор жил один в пустыннической каливе на Каруле. Рукодельем его было сапожничество,
Дело Божие надо делать, не откладывая: Иеросхимонах Арсений (Минин). День памяти — 30 ноября
Никто никогда не слышал из его уст праздного слова. Отец Арсений часто был молчалив и задумчив, присутствующие при нем чувствовали, что он в сердце своем творит молитву, и не смели его отвлекать разго
Судьба, благополучие и счастье — в руках Господа: Иеросхимонах Анастасий (Модзалевский). День памяти — 28 ноября
Представитель знаменитого дворянского рода никаким образом не выдавал своего знатного происхождения, а, наоборот, все время старался принизить себя пред другими людьми. За это его все любили и уважали
Афонский старец и духовник русских святогорцев иеросхимонах Иероним (Соломенцов)
14 (27) ноября 1885 года отошел ко Господу духовный наставник и старец всех русских святогорцев Иероним (Соломенцов). Этот могучий духовный вождь, будучи предызбранным особым благоволением Божией Мате
«Остаюсь на сибирских курортах...». Иеромонах Феофан (Сердобинцев). День памяти — 21 ноября
Для росписи храма в честь иконы «Скоропослушница» отца Феофана пригласили в Москву. С большой скорбью согласился отец Феофан оставить Афон. Он ехал с той надеждой, что вскоре вернется в родную обитель
Духовник и соборный старец: Иеросхимонах Феодорит (Константинов). День памяти — 19 ноября
Иеросхимонах Феодорит (в миру Федор Семенович Константинов) родился в 1856 году в крестьянской семье в селе Погожем Тимского уезда Курской губернии. Его мать звали Параскевой. Мальчик получил начально
Историк обители и самозабвенный молитвенник: Иеросхимонах Флегонт (Лебедев). День памяти — 14 ноября
Главным деланием отца Флегонта была молитва. Он всю жизнь старался подражать своему первому духовному наставнику отцу Никодиму (Наумову), делателю непрестанной Иисусовой молитвы, используя для молитвы
Душа, восхищенная до небес: Иеросхимонах Феотекн (Галкин). День памяти — 14 ноября
Иеросхимонах Феотекн (в миру Федор Александрович Галкин) родился в 1851 году в городе Ярославле в зажиточной купеческой семье. Его мать звали Параскевой. Дав ему приличное образование, родители готови
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх