Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Русский эмигрантский писатель и афонский подвижник схимонах Амвросий (Болотов)

Афонский схимонах Амвросий (Болотов)13 февраля 1938 года преставился русский эмигрантский писатель и насельник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схимонах Амвросий (Болотов). Разделив после трагических лихолетий богоборческой революции и гражданской войны судьбу сотен тысяч русских белоэмигрантов, он в своих скитаниях нашел свое пристанище в Уделе Божией Матери, в русском святогорском монастыре.

Схимонах Амвросий (в миру Александр Владимирович Болотов) был потомственным дворянином Тульской губернии. Родился в 1866 году в Санкт-Петербурге, где его отец был мировым судьей. Его мать звали Софией. Александр рос в имении своего отца в полной роскоши и богатстве. Вот как он вспоминает об этом времени: «Помню, как избалованный бабушкиными сливочками и печеньями, я с жадностью глотал густые, розоватые сливки, поедал пушистый, теперь уже невероятной белизны домашний хлеб, как за обедом я упитывался грибными пирогами, где корочка хрустела, пирожками с укропцем, набитыми печенками или щучиной, потрошками да воздушными пирогами, а весной карасиками в сметане. И все это запивалось домашними сухарными или лимонными квасами, сливянками и всякими запеканками.

Яства сменялись яствами, изысканность барской кухни доходила до апогея, и тогда, когда уже мысли мешались, глаза невольно закрывались от сладкой истомы после вкусного, тонкого и сытного домашнего обеда, на балкон выносился поднос, уставленный произведениями собственной оранжереи, подавался в обворожительных чашечках ароматный кофе и пузатенькие бутылки старинной наливки или долго сохранявшегося десертного французского вина, или запыленная бутылка старого арманьяка дополняли оконченный обед».

После такого детства Александр Владимирович окончил факультет правоведения, служил в Санкт-Петербурге в Министерстве юстиции мировым судьей, секретарем прокурора в Харькове, с 1894 года в государственной канцелярии Санкт-Петербурга. В том же году женился на Стефаниде Сергеевне Толстой.

С 1897 года служил в Новгороде членом Новгородской земской управы, затем земским начальником в Любани и Новгородским уездным предводителем дворянства. С ноября 1905 года был назначен Пермским губернатором. Дослужился до действительного статского советника.

Но отгремела революция, и Александр Владимирович, не приняв новый безбожный советский строй, был вынужден эмигрировать в Европу вместе с другими белоэмигрантами. Вот как он описывал свое новое положение: «Я беженец, потерявший все: и семью, кроме жены, и родных, и имущество, и родовой угол, — потерявший Родину и даже надежду ее вновь увидеть. Я жалкий обломок русской государственности, русского богатства и былой русской мощи». Вскоре еще одно горе постигло его: в Бухаресте в изгнании в 1929 году скончалась любимая жена. Детей у них не было, и остался Александр Владимирович совсем один. Но, к его чести, он не стал отчаиваться и озлобляться на внешний мир, а, наоборот, стал искать причины своего несчастья в себе самом. Он пришел к заключению, что все потерял по собственной вине, потому что никогда не боролся за свое счастье. Мир — дар Божий, и, вместо того чтобы трепетно и с заботой к нему относиться, мы его безжалостно эксплуатируем, только потеряв его или замарав грязью нашего греха, мы осознаем его цену, а потом уже бывает поздно. Наученный горьким опытом жизни, Александр Владимирович все свои внутренние силы направил для обретения истинного счастья в Боге.

Есть мнение, что некоторые люди, потерпев в мирской жизни неудачу и крушение своих планов, решаются идти в монастырь, чтобы там спокойно дожить свою неудавшуюся жизнь. Да, есть и такие. Двери Матери-Церкви открыты для всех.

И если такие люди смогут смириться, откажутся от своей воли и не поддадутся уловкам беса зависти, они смогут спастись. Но ясно и то, что для достижения успеха в духовной жизни необходимы именно те качества, которые обязательны для достижения успеха в мирской жизни. Господь нас предупредил, что Царствие Небесное силою берется, а те усилия, которые мы делаем, чтобы приобрести его, суть: мощная сила воли, принципиальность, рассудительность, самообладание, наблюдательность, концентрация на поставленной цели и т. д. Поэтому не проявляющие таких качеств в духовной жизни так же обречены на провал, как и в мирской жизни. Александр Владимирович, имевший такие качества, принял единственно верное решение: отречься от своей воли и в покаянии и самосовершенствовании завершить свой жизненный путь. Это было самым тяжелым решением в его жизни, так как, привыкший всю жизнь командовать и принимать решения за других, теперь он должен был сам стать послушным исполнителем указаний других людей, но он смог пересилить свое тщеславие и ради Бога склонил голову пред судьбой. Высокое нравственное достоинство этого поступка станет очевидным, если мы вспомним, что сотни тысяч русских эмигрантов не смогли поступить подобным образом и отказаться от мнимой свободы и предпочли стать наемными музыкантами или гарсонами в кабачках Европы.

Афонский схимонах Амвросий (Болотов)

Уехав на Святую Гору Афон, 7 ноября 1931 года Александр Владимирович поступил послушником в Русский Пантелеимонов монастырь, где 8 ноября 1931 года был пострижен в рясофор с именем Амвросий, 27 марта 1937 года в мантию, а 2 февраля 1938 года в схиму. В монастыре он прожил всего семь лет, но именно эти семь лет были самыми счастливыми годами его жизни, потому что он здесь приобрел мир души, надежду на спасение и, что самое главное, приобрел самого себя.

Отец Амвросий еще в миру написал книгу своих воспоминаний, которая под названием «Святые и грешные. Воспоминания бывшего человека» была издана в Париже в 1924 году.

Он написал также книгу «Страстные и Светлые дни на Афоне», которая была издана в Варшаве в 1929 году, в которой описывается его первое посещение Афона.

После его смерти в архиве монастыря остались его дневники, письма от разных корреспондентов и некоторые незавершенные литературные произведения. До поступления в монастырь в 1929-1930 годах он писал письма архимандриту Мисаилу (Сапегину), которые тоже хранятся в архиве монастыря. Преставился отец Амвросий 13 февраля 1938 года.

Использованы материалы из книги: "Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков". - Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Любезный живописец: Иеромонах Василий (Селезнев). День памяти — 10 декабря
Иеромонах Василий (в миру Владимир Дмитриевич Селезнев) был родом из города Воронежа. Поступил в Русский Пантелеимонов монастырь в 1851 году, где был пострижен в мантию в 1852 году. Он сразу привязалс
Божий человек: Схимонах Иустин. День памяти — 8 декабря
Схимонах Иустин родился в 1785 году в городе Кинешме Костромской губернии. С юности он был набожен. Хотя в молодости и был женат, имел детей, однако в его боголюбивом сердце семя благочестия с годами
Доверять Богу: Схимонах Серафим (Ковалищенков). День памяти — 4 декабря
Симеон Петрович пришел в церковь не выпрашивать у Бога здоровья для своей жены, а искренне покаяться в грехах и узнать волю Бога. Господь открыл ему глаза, и тогда он увидел свою жизнь как бы со сторо
Наставник пустынников: Схимонах Иоанн (Кулешов)
Схимонах Иоанн (в миру Иосиф Кулешов) родился в 1862 году в крестьянской семье в Ставропольской губернии. В детстве он был задумчивым мальчиком и постоянно молился, за что соседи его прозвали архиманд
Лекарство от грехов схимонаха Иосифа (Харламова)
Схимонах Иосиф (в миру Александр Петрович Харламов) был уроженцем Донской области. Прибыл на Афон в 1874 году и с тех пор жил один в пустыннической каливе на Каруле. Рукодельем его было сапожничество,
Дело Божие надо делать, не откладывая: Иеросхимонах Арсений (Минин). День памяти — 30 ноября
Никто никогда не слышал из его уст праздного слова. Отец Арсений часто был молчалив и задумчив, присутствующие при нем чувствовали, что он в сердце своем творит молитву, и не смели его отвлекать разго
Судьба, благополучие и счастье — в руках Господа: Иеросхимонах Анастасий (Модзалевский). День памяти — 28 ноября
Представитель знаменитого дворянского рода никаким образом не выдавал своего знатного происхождения, а, наоборот, все время старался принизить себя пред другими людьми. За это его все любили и уважали
Афонский старец и духовник русских святогорцев иеросхимонах Иероним (Соломенцов)
14 (27) ноября 1885 года отошел ко Господу духовный наставник и старец всех русских святогорцев Иероним (Соломенцов). Этот могучий духовный вождь, будучи предызбранным особым благоволением Божией Мате
«Остаюсь на сибирских курортах...». Иеромонах Феофан (Сердобинцев). День памяти — 21 ноября
Для росписи храма в честь иконы «Скоропослушница» отца Феофана пригласили в Москву. С большой скорбью согласился отец Феофан оставить Афон. Он ехал с той надеждой, что вскоре вернется в родную обитель
Духовник и соборный старец: Иеросхимонах Феодорит (Константинов). День памяти — 19 ноября
Иеросхимонах Феодорит (в миру Федор Семенович Константинов) родился в 1856 году в крестьянской семье в селе Погожем Тимского уезда Курской губернии. Его мать звали Параскевой. Мальчик получил начально
Последние обновления
Архив сайта
<<<Февраль 2015>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
91011121315
16171819202122
232425262728 
Видеогалерея

 

 

на верх