15 (28) января 1898 года преставился подвижник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схииеродиакон Тихон (фон Рамбах).
Схииеродиакон Тихон (в миру Константин Константинович фон Рамбах) родился 13 апреля 1853 года в Москве. Нам ничего не известно о его жизни до поступления в монастырь, кроме того, что он был высокообразованным и начитанным человеком, одно время работал домашним учителем-гувернером, а его брат Владимир Константинович фон Рамбах (1832-1908) был действительным статским советником, главным доктором Морского госпиталя в Петербурге и медицинским инспектором петербургского порта, служил при императорском дворе. Впоследствии именно он сопутствовал наследнику престола и будущему императору Николаю II во время его путешествия по свету.
В 1882 году в 29-летнем возрасте Константин прибыл на Афон и поступил в русский монастырь святого великомученика Пантелеимона, где 12 августа того же года был пострижен в рясофор, через год, 8 сентября 1883 года, — в мантию, а еще через три года, 5 марта 1886 года, — в схиму. В этом же году, 14 июня, он был рукоположен во иеродиакона.
Отец Тихон с самого начала заслужил доверие и любовь старцев русской святогорской обители. Он стал личным секретарем игумена Макария (Сушкина), долгое время руководил канцелярией обители, где все дела вел с предельной аккуратностью. Но любили его не только за его деловые качества, а в первую очередь за его высокую духовную жизнь.
Очень скупой в оценках своих собратьев отец Флегонт (Лебедев) характеризует его следующими словами: «Был великим подвижником». И отец Владимир (Колесников), подтверждая его слова, говорил о нем так: «Подвижник замечательный и хороший, секретарь покойного игумена отца Макария, подвизался необыкновенно, несомненно, что он получит милость у Бога».
Отец Тихон в своем письме духовному отцу игумену Макарию писал: «Как желательно, как дорого, какой источник всякой отрады, всякого полезного вразумления и мира душевного то, чтобы в Господе ум и сердце хранить. Краткое время — и то как оживляет. А если бы неотступно помнить и это единение хранить, это воистину жизни вечной предвкушение и мир, которого никто и нарушить, кажется, не мог бы. И вот сего никак не приобрету, никак не сохраню. Вот горе-то, батюшка!»
Но очевидно, что по молитвам своего старца он впоследствии получил от Господа дар непрестанной молитвы: «Все делание мое, — писал он впоследствии в своем дневнике, — все внимание и тщание, и долг, и звание сие есть: неотступно взывать, непрестанно обращать и память, и чувство ко Господу и Его благодати».
Человеческий ум сам по себе не может остановиться на одном предмете, только любящее сердце может заставить его обратить внимание на объект любви. Поэтому если мы хотим с Божией помощью приобрести навык постоянной памяти о Боге, то в первую очередь должны учиться любить. Наша цель — Бог, любовь, и средство наше тоже любовь. «Аз есмь алфа и омега...» (Апок. 1, 8), - сказал нам Господь, чем дал нам ясно понять, что мы без Него не можем ничего. Он Средство, и Он Цель. «Принадлежать Господу, искать Его, жить в Нем, ходить перед Ним, — пишет отец Тихон, — против сего есть попущение рассеяния и суетного скитания и пребывания вне Господа, вне научения в Нем и взыскания Его. Против этого единственное усилие — постоянное рассуждение о Господе. Это рассуждение заключает в себе молитву Господу, чтение о Господе, работу с именем Господа, творение добра от имени Господа. Такое рассуждение вместе с искренним покаянием есть вернейший залог единения с Господом». Дай Бог нам силу творить любовь, чтобы непрестанно быть с Богом!
За духовное руководство отец Тихон был безгранично благодарен своему духовному отцу — игумену Макарию. Он писал: «Как мне отрадны, как оживили меня духовно и малые, и короткие с Вами, батюшка, беседы лицом к лицу. Как желал бы подольше с Вами беседой насладиться, как сердце мое от этого оживляется. Долго я вслед вам смотрел, как бы хотел уцепиться за вашу рясу, да нечего делать, пришлось смириться. Превеликое благодеяние Ваше и великую духовную милость Вашу не знаю как мне и ценить». Нет сомнения, что именно тесное духовное сотрудничество духовника и ученика стало основой для возрождения ищущей единения с Богом души.
Преставился отец Тихон 15 (28) января 1898 года.
Использованы материалы из книги: "Русский Афонский Отечник XIX – XX веков". Серия "Русский Афон XIX – XX веков". Т. 1. Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012
Смотри также