Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Схимонах Трофим (Кочин): Я не один, со мной мой Господь, и кто может утешить более, чем Он

PanteleimonStar2Чем ближе узнаю отца Трофима, тем больше проникаюсь к этому старцу уважением, — писал архимандрит Софроний (Сахаров). — Какой духовной силы человек! Как отрадно с ним беседовать, сколько разумного в его поучениях и как бесхитростен он при этом.

Схимонах Трофим (в миру Тихон Григорьевич Кочин) родился в 1870 году в мещанской семье города Старобельска Харьковской губернии. Его мать звали Матроной. Тихон был последним ребенком в многодетной семье Кочиных. Самый старший из них, Павел, был на 14 лет старше Тихона, но именно он сыграл решающую роль в судьбе младшего брата.

Павел был по природе очень добрый и любвеобильный человек, с детства был послушен родителям и вел церковный образ жизни. Еще с ранних лет он решил стать монахом, но по требованию родителей был вынужден жениться. Семейная жизнь не помешала Павлу продолжать церковную жизнь. Более того, он вскоре стал старостой местной церкви и почти каждый день бывал там по делам.

Маленький Тихон всегда сопутствовал старшему брату и наслаждался рассказами его о святых и из истории христианской Церкви. Он тоже решил стать монахом, но ему помешало то, что он был военнообязанным. И только после военной службы в 1900 году он смог осуществить свою давнюю мечту.

12 августа 1900 года Тихон приехал на Афон и поступил в Русский Пантелеимонов монастырь, где вскоре, 12 апреля 1902 года, был пострижен в рясофор с именем Трофим. Все это время он проходил послушание в муларне среди мулов. Но это тяжелое послушание только укрепляло его в вере.

В 1904-1905 годах во время Русско-японской войны Тихон отбывал воинскую повинность — воевал в Маньчжурии и чудом остался жив. Ужасы войны и потеря любимых товарищей еще более укрепили его в намерении полностью посвятить свою жизнь Богу. После окончания войны он вернулся в родную обитель и подвизался на Космодемьянской келлии и на Старом Руссике.

7 марта 1908 года Тихона постригли в мантию с именем Трофим, после чего почти до Первой мировой войны он проходил послушание на большом судне обители — ходил на нем в Россию и обратно, перевозя грузы для монастыря.

В 1910 году в его жизни произошло приятное для него событие: на Афон для принятия пострига приехал его любимый брат и друг Павел. У него недавно умерла жена, и он решил исполнить свое давнее желание стать монахом. Он вскоре стал схимонахом Прохором и, как и в детстве и юности, стал духовным другом и наставником отца Трофима.

Но главными духовными наставниками отца Трофима, конечно, были духовник Агафодор (Буданов), а после его смерти духовник Кирик (Максимов). Именно они воспитали в нем дух простоты, смирения и любви. После начала Первой мировой войны отец Трофим поселился на Ефимовской келлии, где провел свои оставшиеся 40 лет. Благодаря его неусыпным стараниям келлия не переставала жить духовной жизнью и одновременно снабжала монастырь всеми необходимыми овощами и фруктами.

TrofimKochinМощи схимонаха Трофима (Кочина)

Последние 17 лет он прожил там в полном одиночестве, но не терял духовной выдержки и достоинства. «Я не один, — говорил он всем, — со мной мой Господь, и кто может утешить более, чем Он».

В 1944 году его на келлии посетил монах Ипатий (Фредерикс), который записал в своем дневнике следующее: «Чем ближе узнаю его, тем больше проникаюсь к этому старцу уважением. Какой духовной силы человек! Как отрадно с ним беседовать, сколько разумного в его поучениях и как бесхитростен он при этом».

Именно предельная простота и бесхитростность были главными чертами отца Трофима. Он имел одно прекрасное свойство характера — умел радоваться успехам других людей, а убивающая все человеческое в человеке зависть никогда не затронула его чистое сердце.

Авторитетные люди в миру утверждают, что зависть является основой прогресса. В миру, может, это и так, но в духовной жизни зависть — абсолютный тормоз. Если, не дай Бог, в сердце подвижника возникнет хоть малая доля зависти к кому-нибудь, то его духовный рост немедленно прекратится и, хуже того, он начнет духовно деградировать. Но если подвижник, видя успехи собрата, в своем сердце ощущает неподдельную радость, то это верный знак того, что он на правильном пути.

Победить зависть можно только позитивным настроем ума. Мы всегда должны помнить, что каждый из нас — составная часть единой Церкви и каждый выполняет ту или иную Богом определенную миссию. Поэтому бессмысленно, чтобы одна часть целого завидовала другой. Наоборот, успех одного обогащает и другого, так как обогащается целое. Церковь едина молитвенно, и все члены Церкви должны поддерживать друг друга молитвой независимо от индивидуальных способностей каждого. А для молитвы не нужен талант, достаточно только любви и силы воли.

Отец Трофим обладал чистым от всякой зависти сердцем, о чем оставил прекрасное свидетельство архимандрит Софроний (Сахаров). Он писал: «Из старейших монахов монастыря схимонах Трофим весьма замечательный подвижник, жизнь которого могла бы послужить благим примером для многих. После кончины старца [Силуана] читал часть его записок, [они] произвели на него глубокое впечатление. Помню нашу встречу с ним у малого порта монастыря. Остановив меня, он сказал: «Теперь я увидел, что отец Силуан достиг в меру святых отцов. Кончина его меня убедила».

14 апреля 1937 года отца Трофима постригли в схиму, облачение в ангельский образ только подчеркнуло его ангельский характер. Братья с огромным уважением относились к почтенному старцу и старались при всяких обстоятельствах спрашивать его мнение. Простодушный и открытый ко всем отец Трофим никому не отказывал в совете и делал это с такой наивной простотой, что никто никогда не заподозрил его в самомнении или гордости. Наоборот, все знали и чувствовали, что он говорит по любви и исключительно из собственного опыта.

Дата смерти отца Трофима не установлена, но наверняка можно предположить, что преставился он между 1956 и 1958 годами, так как именно в этот период статистика о смертях и отсутствует в архиве монастыря.

Публикуется по книге: «Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 1. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info).

Смотри также:
Пустынник Новой Фиваиды: Схимонах Нил (Гарбарь). День памяти — 3 августа
Мы вошли в его хатку. Все было предельно бедно и убого. Ложе — почти голые доски. Но и у него моленная, иконки... Сам отец Нил имел вид несколько изумленный — точно казалось ему странным, почему это и
Афонский регент: Схимонах Григорий (Крупченков). День памяти — 2 августа
У берегов Святой Горы Афон, цели своего путешествия, отец Григорий с необыкновенным воодушевлением сыграл себе и своим товарищам последнюю мирскую лебединую песнь на гитаре, инструменте, которым прево
Невозмутимое спокойствие и бесконечное доверие Богу: Иеросхимонах Пинуфрий (Ерофеев). День памяти — 28 июля
Никто никогда его не видел гневающимся и раздраженным. Выполняя ответственные поручения и общаясь с людьми разных характеров, он умудрялся держать себя совершенно невозмутимо. Даже при разговоре с люд
Желал бы еще пожить, чтоб братии послужить: Схимонах Неофит (Васильев). День памяти – 26 июля
Схимонах Неофит (в миру Никита Васильевич Васильев) родился в 1807 году в крестьянской семье в Вятской губернии. На военной службе дослужился до чина унтер-офицера. Отдав 25 лет царю земному, вступил
Греческий подвижник русского монастыря: Схиархидиакон Иларион. День памяти — 13 июля
В тихом раздумье и жалобах на слабость, из-за которой не докончил своего молитвенного подвига в честь русского святителя, он задремал, легкий сон успокоил его чувства. В это мгновение Иларион увидел п
Ученик старца Силуана: Схиархимандрит Софроний (Сахаров). День памяти — 11 июля
"Милость Бога ко мне выразилась в том, что Он даровал мне мощный порыв покаянного страдания, которое увлекало меня в ненасытную молитву — такую, что душа все забыла, ни о чем не помнила, но неудержимо
Счастье быть мучеником: Схимонах Гавриил (Седлецкий). День памяти — 10 июля
Загудел страшный ветер, засверкали частые молнии, и загремел гром. Паисий не терял присутствия духа, стоял бодро и молился. Гроза усилилась еще более. Молния чрез отверстие проникла в храм и начала гу
Простой, благочестивый и ревностный к подвигам: Схимонах Венедикт (Матвеев). День памяти — 8 июля
В июльскую ночь в саду при Георгиевской келлии встретились два схимонаха Венедикт (Матвеев) и Леон (Воскресенский). Поздоровавшись по-иночески, сели на траву под маслиной, чтобы подышать чистым, арома
Терпеть напасти и не изнемогать: Иеросхимонах Иезекииль (Сливкин). День памяти — 6 июля
Отец Иезекииль ежеминутно оплакивал свои ошибки, и так как он имел дар слез, то плакал непрестанно о своей немощи и своих грехах. За искреннее покаяние Господь удостоил его многих видений и наградил б
Священномученик Иона (Санков). День памяти — 4 июля
Семья Санковых хранила традицию, по которой один из детей посвящал свою жизнь служению Богу, становясь за всех родных сугубым молитвенником, и когда Иван сообщил отцу о своем желании уйти на Афон и ст
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх