Внешняя активность на благо обители не мешала внутреннему духовному развитию отца Исидора. Совсем наоборот, чем больше он посвящал себя бескорыстной заботе о благе монастыря, тем более он чувствовал невероятный прилив благодати Божией, который еще более окрылял его труды.
Иеросхимонах Исидор (в миру Иван Дмитриевич Молчанов) родился в 1847 году в крестьянской семье в слободе Великая Михайловка Новооскольского уезда Курской губернии. Мы ничего не знаем о его жизни до поступления на Афон. Не знаем: как он пришел к мысли о монашестве? Как решился осуществить этот замысел? Можно лишь предположить, что долгий стук Господа в двери его сердца был наконец им услышан, и вот 34-летний Иван в 1872 году, полный решимости посвятить всю свою жизнь делу постижения Божественной любви, приезжает на Афон.
Ивана сразу определили на послушание на Крумицу, где среди виноградников и масличных садов до 1881 года проходила его жизнь. Там же, на Крумице, его определили затем в сапожную мастерскую, где он в совершенстве освоил сапожное дело. В это же время в 1875 году с именем Исидор его постригли в рясофор, а 24 марта 1876 года в мантию. У отца Исидора был хороший голос — бас, и он поэтому, ко всему прочему, исполнял еще послушание певчего на клиросе.
14 сентября 1882 года отца Исидора рукоположили в иеродиакона и благословили ехать на Новый Афон, где он выполнял также послушание сапожника. Отец Исидор очень скучал по Афону и писал об этом старцам обители: «Очень мне хочется поехать на Святой Афон, убежал бы к Вам, но как будет Ваша отеческая милость». Отец Исидор тогда не мог и подозревать, что он уже никогда не увидит Афона, а Промыслом Божиим ему предстоит потрудиться во славу Божию в России.
В сентябре 1889 года отца Исидора постригли в схиму и дали ему новое послушание в рухольной Новоафонского монастыря. Он всеми силами старался помочь игумену Иерону в расширении возможностей материального обеспечения Симоно-Кананитского монастыря, активно участвовал во всех экономических начинаниях обители. 25 мая 1892 года отца Исидора рукоположили в иеромонаха.
Внешняя активность на благо обители не мешала внутреннему духовному развитию отца Исидора. Совсем наоборот, чем больше он посвящал себя бескорыстной заботе о благе монастыря, тем более он чувствовал невероятный прилив благодати Божией, который еще более окрылял его труды. Отец Исидор очень любил богослужение и имел чудный дар от Бога полностью отстраняться от жизни озабоченного делами труженика и превращаться во вдохновенного молитвенника.
Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. XIX век.
В 1895 году на отца Исидора наложили великую ответственность — быть духовником братии. Со страхом и благоговением приступил он к исполнению этого послушания и в течение семи лет был утешителем и отцом для своих собратьев. За его преданность обители и благоговейность все его очень любили. Он привлек к себе внимание и священноначалия. 1 июля 1902 года по требованию Священного Синода и благословению старцев обители он был назначен игуменом Саратовского Преображенского монастыря.
30 лет отец Исидор с сыновней преданностью служил Русскому Пантелеимонову монастырю и его отрасли — Симоно-Кананитскому монастырю, и теперь ему предстояло оставить любимую обитель и послужить Матери-Церкви на другой ниве. Он с болью в сердце смирился перед волей Божией и отправился на свое новое поприще.
Саратовский Преображенский монастырь был к тому времени не очень большим, его населяло всего 26 иноков. Отец Исидор со свойственной ему энергией приступил к укреплению обители как материально, так и духовно и многого бы добился, если бы не его болезни.
Преставился отец Исидор 6 (19) апреля 1914 года в первый день Пасхи. Смерть его была истинно кончиной праведника. Последнее время он болел и не мог ходить в церковь, поэтому в Светлый Понедельник его причастили Святых Даров в келье, после чего он громко пел пасхальные молитвы. Предвидя свою кончину, послал келейника на кладбище, говоря, чтобы тот через 40 минут вернулся. Но келейник на несколько минут задержался и, вернувшись, увидел старца стоящим на коленях со скрещенными руками. Не получив ответа на свой вопрос, послушник тронул его и увидел, что отец Исидор уже умер.
Публикуется по книге: «Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 1. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012
Смотри также