Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Создатель библиотеки Руссика монах Азарий (Попцов). День памяти — 16 апреля

biblioteka monasturya 1Несмотря на свой высокий интеллектуальный и духовный уровень, отец Азарий отличался крайним смирением и кротостью. Ему неоднократно предлагали рукоположение в священный сан, но он всегда отказывался, считая себя недостойным такого высокого служения. При встрече с каждым человеком кланялся ему до земли и целовал ему руку, объясняя это тем, что каждый человек есть храм Божий.

Монах Азарий (в миру Александр Иванович Попцов) родился в городе Вятке. Окончив курс богословия в Вятской семинарии и получив звание учителя, он некоторое время был преподавателем греческого языка в одном из уездных духовных училищ. В Вятской семинарии он познакомился со святогорцем отцом Сергием (Весниным), который произвел на него огромное впечатление. Он зачитывался его книгой об Афоне и мечтал сам попасть в удел Божией Матери.

Наконец его мечта осуществилась, и он, приехав на Афон, 3 ноября 1851 года поступил в Руссик, где 17 декабря 1852 года был пострижен в мантию. Послушание проходил секретарем при российском консульстве в Солуни, в обители на клиросе, уставщиком и в библиотеке.

Отец Азарий обратил на себя внимание отца Иеронима своим глубоким природным умом, соединенным с проницательностью, а также неистощимым чисто русским живым юмором. Его смело можно назвать создателем библиотеки Руссика. До него библиотека насчитывала только несколько сот древних греческих рукописей и актов, а при нем началась целенаправленная реорганизация библиотеки и увеличение книжного фонда. Он начал систематизировать имевшийся в наличии архивный материал и поставил вопрос о строительстве нового здания библиотеки монастыря. Отец Азарий привел в порядок монастырскую библиотеку, приобрел огромное количество книг, как современных ему, так и древних, наладил отношения со многими издательствами того времени.

Отец Азарий, благодаря усидчивости и упорному труду, быстро освоился в своем положении, изучив жизнь монастыря, вошел во все дела и стал, можно сказать, правой рукой отца Иеронима и отца Макария. Всякое дело, так или иначе касавшееся монастыря, не прежде начиналось, как старцы посоветуются с отцом Азарием. Никакие бумаги монастырские не миновали зорких его глаз, и все советы его и замечания имели в глазах старцев весьма важное значение. Особенную услугу оказал отец Азарий монастырю во время распри русских с греками из-за прав на монастырь. Отец Азарий, можно сказать, один вынес эту борьбу на своих могучих плечах.

Посреди деловой и весьма сложной обширной официальной переписки отец Азарий находил время еще и для того, чтобы писать для газет исторические очерки о монастыре. Его перу принадлежат статьи, печатавшиеся в некоторых греческих константинопольских, афинских и российских газетах. Под псевдонимом «Любитель истины» эти статьи были изданы в 1874 году на трех языках (русском, греческом и французском) отдельной книгой под названием «По поводу вопроса об Афонском монастыре святого Пантелеимона».

Спокойное изложение фактов истории и трезвый взгляд на дело много содействовали положительному решению греко-русского спора. Ему же принадлежала мысль о публикации всех известных, имеющихся в наличии древних документов обители и об издании их в русском переводе. В 1873 году его чаяниями данная книга под названием «Акты Русского Пантелеимонова монастыря» была напечатана. До сих пор она является основным источником для изучения истории монастыря. Эту книгу высоко оценил большой знаток афонских древностей епископ Порфирий (Успенский).

AzariyPopcovМощи монаха Азария (Попцова).

В 1876 году отец Азарий издал также книжку «Тринадцать писем Патриарха Григория», в которой поместил личные переводы писем священномученика Григория V, Патриарха Константинопольского, зверски убитого турками в 1821 году. Не остались без должной оценки заслуги отца Азария и в научных кругах России. Он был принят членом-корреспондентом Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии. Перу отца Азария также принадлежат еще несколько его трудов, не утративших своего значения и ценности и в настоящее время. Это «Вышний покров над Афоном», «Афонский патерик». Сохранились также в рукописном виде его некоторые духовные и научные заметки.

Его ясное осознание того, где он подвизался, хорошо показывают слова, записанные в предисловии книги «Вышний покров над Афоном»: «Святая Гора Афонская, удостоившаяся быть жребием евангельского слова Пресвятой Госпожи Девы Богородицы, по Ее неложному обетованию, была, и есть, и должна быть даже до скончания века предметом Ее любви и нежного промысла о всех посвятивших себя в ней трудами подвижнической жизни. Бесчисленные опыты оправдали и оправдывают Ее Божественное обетование. С материнской заботой надзирая Святую Гору Афонскую, как Свое наследие, Богоматерь в некоторых случаях иногда явно и чувственно являлась и является на помощь требующим от Нее помощи. Временами же необыкновенными знамениями от Божественного Своего лика, на иконах изображенного, являла неизъяснимую Свою благость, и державное заступление, и Промысел, а всего более незримо и таинственно изливает благодатные дары Свои на Свой евангельский жребий и на удостоившихся в нем проходить путь жизненный под крестом иноческого отречения и царствует над ними как Царица неба и земли».

Духовная жизнь его неразрывно связана с его духовным отцом — отцом Иеронимом, с которым он имел тесную связь как в обычных, так и в духовных делах, чему свидетельство его многочисленные письма к отцу Иерониму из Константинополя, где он долгое время жил.

Отец Азарий был истинным сыном своей обители. Он переживал за любую мелочь, которая касалась дел обители. Вот что он пишет в одном из писем: «Не скажет ли кто мне, что я хлопочу о пустяках. О пустяках! Да ведь и горы составляются из песчинок, а не из самих гор. Так как же презирать нам и гроши! А мне кажется, так мы должны благодарить Бога и благодетелей своих за все, даже и за самую малость. Ведь крупных, миллионных доходов у нас нет. Так зачем же нам убегать от мелочей? Мне кажется так: мы должны бы все — и крупные и мелкие, — все складывать вместе в одну нашу сокровищницу». Его неустанные заботы о материальном состоянии обители хорошо видны также в письмах к эконому монастыря иеросхимонаху Павлу (Дурневу).

Несмотря на свой высокий интеллектуальный и духовный уровень, отец Азарий отличался крайним смирением и кротостью. Ему неоднократно предлагали рукоположение в священный сан, но он всегда отказывался, считая себя недостойным такого высокого служения. При встрече с каждым человеком кланялся ему до земли и целовал ему руку, объясняя это тем, что каждый человек есть храм Божий. Одной из многочисленных заслуг отца Азария было то, что он подготовил во всех отношениях достойного себе ученика и преемника в лице отца Матфея (Ольшанского), с которым интенсивно переписывался во время его пребывания в Константинополе.

Преставился монах Азарий 4 (16) апреля 1878 года от воспаления желудка.

Публикуется по книге: «Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 1. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Сподвижник прп. Силуана Афонского, миссионер и духовник схиигумен Кассиан (Корепанов). День памяти – 20 сентября
Схиигумен Кассиан (в миру Константин Тимофеевич Корепанов) был мещанином из города Бирска Уфимской губернии. Имя матери Евдокия. Родился в 1867 году. Был женат, имел дочь, которая впоследствии стала м
Афонский схимонах Ксенофонт (князь Вяземский). День памяти - 18 сентября
В статье о праздновании памяти первосвятителей Русских Петра, Алексия, Ионы, Иова, Филиппа и Ермогена рассказывалось об освящении храма в честь этих угодников Божиих в Русской на Афоне Свято-Пантелеим
Ученый схимонах и библиотекарь о. Матфей (Ольшанский). День памяти — 16 сентября
Имя схимонаха Матфея (Ольшанского) на века вошло в историю Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Будучи духовным чадом сначала оптинского старца иеросхимонаха Макария (Иванова), а затем и
Афонский иеросхимонах Вассой, бесстрашно спасавший раненых на полях сражений. День памяти – 15 сентября
Иеросхимонах Вассой (в миру Владимир Козьмич Горборуков) родился в 1866 году в крестьянской семье в селе Волотово Новобезгинской волости Новооскольского уезда Курской губернии.
Преподобный Аристоклий (Амвросиев) Афонский. День памяти — 6 сентября
Несмотря на тяжелую болезнь ног старец духовно окормлял множество людей, принимая иногда в день более тысячи человек. Преподобный Аристоклий был наделен от Бога дарами прозорливости (он предвидел рево
Духовник прп. Аристоклия Афонского старец-иеросхимонах Дамиан (Вьюков). День памяти – 31 августа
Огромное духовное влияние имел о. Досифей на преподобного Аристоклия (Амвросиева), с которым вместе подвизался на подворье с 1883 года. Он был духовником отца Аристоклия и оказал благотворное влияние
Схимонах Геннадий, просивший благословения умереть, чтобы уйти в Рай. День памяти – 28 августа
Схимонах Геннадий был родом из Вологодской губернии, из крестьян. На Святую Гору он прибыл вместе с иеросхимонахом Сергием (Весниным) после его паломничества ко Гробу Господню в Иерусалим.
Ново-Афонский старец схиархимандрит Иерон (Носов-Васильев). День памяти - 27 августа
Схиархимандрит Иерон (в миру Иван Васильевич Носов, он же Васильев) родился в 1829 году в крестьянской семье села Лоходомово Контиевской волости Буйского уезда Костромской губернии. Его мать звали Епи
Келейник свт. Феофана Затворника и афонский подвижник схииеродиакон Лазарь (Деминский). День памяти – 26 августа
Он был ближайшим учеником и келейником свт. Феофана Затворника Вышенского, лично переписывал многие его произведения и помогал святителю в подготовке к изданию его книг.
Непрестанный делатель Иисусовой молитвы старец Тимофей Афонский. День памяти – 25 августа
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх