Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь14/27 апреля 1821 года, в четверток на Святую Пасху, на 103 году жизни отошел ко Господу возобновитель Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря старец и игумен Савва Святогорец.

Схиархимандрит Савва Святогорец по праву считается ктитором и строителем Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, так как именно при нем началось обустройство его на том месте, где он находится сейчас, — у самого берега моря. До 70-х годов XVIII века русский монастырь располагался в нагорной местности, в нынешнем Старом или Нагорном Русике. Из-за петровских реформ и бесконечных русско-турецких войн в течение всего XVIII века приток русских людей на Афон значительно уменьшился, соответственно, сократилось и число братии Пантелеимонова монастыря.

Ко второй половине XVIII века в Русике подвизались почти одни только греки. Монастырь, не имея связей с Русью, пришел и в экономический упадок.

В этих условиях греческая братия монастыря решила оставить нагорную обитель и переселиться ближе к морю, к пристани обители, где было намного легче организовать проживание. Однако, несмотря на это, упадок монастыря продолжался. Тогда в 1803 году Вселенскому Патриарху Каллинику от святогорского Протата поступил доклад о плачевном положении дел в русском монастыре, где высказывалась просьба к Патриарху совершенно упразднить монастырь.

Однако Святейший Вселенский Патриарх Каллиник, по своей пастырской мудрости понимая, какое благодетельное значение имеет православная Русь для всего Востока, категорически отверг предложение Протата и даже предписал ему своей особой грамотой (1803 г.) непременно позаботиться о восстановлении Русской общежительной обители, обещая и со своей стороны помощь по сбору средств. Святейший Патриарх особо настаивал на восстановлении общежительного устава, впервые за 600 лет существования обители упраздненного в ней греческими иноками, поселившимися там с 1740 года.

Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь, XIX век

Исполнителем своей воли Патриарх по выпавшему жребию назначил уже 70-летнего старца иеросхимонаха Савву из нынешнего Ксенофского скита, ранее принадлежавшего Русской обители. Троекратно старец отказывался от Игуменской должности, извиняясь своим старческим возрастом, однако Святейший пригрозил ему судом Божиим за противление Божией воле.

Старец Савва троекратно отказывался от возлагаемого на него послушания. Он оправдывался тем, что преклонные лета вправе уволить его от таких непосильных для него хлопот и забот. А главное — не было никакой возможности без посторонней помощи взяться за столь важное дело. С четвертого только раза, выслушав распоряжение Патриарха, грозившего уже судом Божиим за непослушание, старец Савва, смутившись, оставил свое стойкое намерение отказаться от предлагаемого ему дела и молча повиновался воле Патриарха и правительства Афона.

Сам великомученик Пантелеимон явил слабому здоровьем старцу-строителю Савве свою помощь.

Игумен Савва Святогорец

По воле Божьей на этот раз была обещана старцу и возможная помощь в возобновлении русской киновии. Вследствие этого старец Савва тогда же переселился из скита на пепелище Русика и, составив предположительный план новой киновии, послал его в Константинополь на утверждение, напоминая об обещанной помощи. Но вместо денег получил в ответ повеление явиться к Патриарху для личных объяснений с Его Святейшеством.

Такой поворот событий сильно смутил сердце смиренного старца. Не трудов и хлопот ему было жаль, но больно было подумать, что смерть может настигнуть его вне Афона. Слабость сил и почтенный возраст старца Саввы давали пищу для таких мыслей и опасений. Но делать было нечего. Он повиновался.

Быстро пронеслась молва между верующими в Константинополе о прибытии к ним знаменитого отшельника и старца со Святой Горы, который, впрочем, два дня никому не показывался, отдыхая после тяжелого пути, и только на третий в сопровождении ученика своего, опираясь на скромный иноческий костыль, явился к Патриарху.

Окруженный членами Синодом Патриарх, едва только увидев Савву, встал со своего места и прежде, нежели тот успел подойти под благословение, потребовал себе святительский омофор и мантию. Начался молебен ко Господу. В умилительных прошениях Патриарх призывал Свыше благословение на благое начинание иеромонаха Саввы. Молил, чтобы непостижимыми путями Своего Промысла Сам Господь был благосклонен к основанию киновии в Русском монастыре святого великомученика Пантелеимона. И весь Синод молился со своим владыкой.

После молебна старец Савва устремился было поцеловать руку вселенского владыки, но тот был настолько смиренномудр, а вместе с тем и уверен в духовности и святости старца, что сам поцеловал его иссохшую в постнических подвигах руку. Весь Синод Вселенского Патриархата последовал примеру Патриарха. Это чрезвычайно смутило старца, он умилился духом, залился слезами и плакал как дитя.

Патриарх позволил отцу Савве остаться в Константинополе для сбора пожертвований, и сам, между прочим, дал слово оказать ему при отъезде на Святую Гору помощь из собственных средств. Таким образом, старец Савва целых четыре года провел в Константинополе и успел за это время собрать до 9000 рублей. Это было около 1806 года.

Высокая духовность и святость старца привлекали к нему много знатных и именитых жителей Константинополя. Среди многих чудес, совершенных им там, известен следующий случай.

Игумен Савва проживал в Константинополе у одного благочестивого человека, который просил его повлиять на своего родственника (купца), ходившего в султанский дворец, в гарем к женам султана, продавать материю. Вместе с продажей материи купец дерзал и утолять там свою плотскую страсть. Игумен Савва начал с того, что усердно просил его не ходить в гарем один только день, дабы на следующий день он смог бы причастить его Святых Христовых Таин. После долгого увещевания купец согласился, и игумен Савва причастил его.

После первого причастия старец Савва просил его еще один день не ходить в гарем. Тот согласился и на этот раз, хотя упорно сопротивлялся. Причастив его Святых Таин во второй раз, отец просил его не ходить во дворец еще один день... Так продолжалось 40 дней. 40 дней игумен Савва причащал его, с большим трудом удерживая от греха.

После 40 дней отец Савва сказал ему: «Ну, теперь ступай в гарем! Более не буду тебя удерживать». Но купец ответил: «Если бы меня на куски стали рубить, то и тогда не пойду!» Так причащение Святых Христовых Таин погасило в нем плотскую страсть.

Время шло. Однако собранные отцом Саввой пожертвования и обещанное Патриархом пособие были недостаточны для восстановления и строительства монастыря, поэтому он начал уже приходить в отчаяние, не надеясь получить необходимые для созидания обители средства. И тут произошло событие, которое утешило старца, его скорбящее сердце.

Князь Скарлат Каллимах, свято чтивший старца Савву и часто покоивший его в своем доме в течение четырех лет его жизни в Константинополе, заболел. Болезнь его день ото дня усиливалась, и, наконец, все пособия медицины истощились, так что болящий и его семейство в крайнем смятении ожидали решительных минут конца его жизни. В это скорбное для них время, как ангел, является старец Савва... Через день после посещения старца больной был уже вне всякой опасности.

Скарлат Каллимах, св. Пантелеимон Целитель и игумен Савва

Тогда-то с чувством живой благодарности Скарлат Каллимах дал слово своему врачу быть ктитором русского монастыря и впоследствии свято выполнял свое обещание. Когда по воле султана он занял владетельный престол Валахии, что документально засвидетельствовано в архиве монастыря, то щедрой рукой давал деньги на сооружавшуюся обитель. И русский монастырь, как феникс, быстро стал восставать из своего пепелища, воскрес обновленным, устремился вверх своими могучими стенами твердынь и храмов.

В 1812 г. был заложен новый храм в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона, освященный в 1815 г. Святейшим Патриархом священномучеником Григорием V, пострадавшим впоследствии за Христа во время греческого восстания 1821 года.

Священномученик Патриарх Григорий Константинопольский

Строя монастырь, старец Савва старался придерживаться планировки разрушившегося Нагорного или Старого Русика. Поэтому в новом Прибрежном монастыре, как и в старом, было 2 собора: Пантелеимонов (освящен в 1815 году) и Успенский (освящен в 1818 году), устроенный в память о пребывании русской братии до XII века в Успенской обители Ксилургу. Храмы в угловых башнях также соответствовали планировке Нагорного Русика. Всего за несколько лет были выстроены корпуса с келлиями, пекарня, кладовые, маслобойня и винодельная. Внутри монастыря было проведено 8 источников воды. Ко всем храмам и параклисам, братским корпусам и службам также подавалась вода. «О, блажен был сей святой Обители строитель иеромонах Савва! Знал, как выстроить, сделать себе вечную память», - восклицает описатель первоначальной истории Прибрежной обители инок Парфений.

Храмы в угловых башнях также соответствовали планировке Нагорного Русика. Всего за несколько лет были выстроены корпуса с келлиями, пекарня, кладовые, маслобойня и винодельная. Внутри монастыря было проведено 8 источников воды. Ко всем храмам и параклисам, братским корпусам и службам также подавалась вода. «О, блажен был сей святой Обители строитель иеромонах Савва! Знал, как выстроить, сделать себе вечную память», - восклицает описатель первоначальной истории Прибрежной обители инок Парфений.

Скарлат Каллимах

В 1821 году оба ктитора монастыря отошли ко Господу. Господарь Волахии Каллимах попал в немилость к султану и был мученически умерщвлен. Схиигумен Савва преставился в том же году на Святую Пасху. Обитель выстроенная ими, была вдвое меньше настоящей. Сразу за Пантелеимоновским собором проходила глухая крепостная стена, отделявшая монастырь от внешнего мира. Также и на месте нынешнего Покровского корпуса не было ни здания, ни самого Покровского собора – украшения нынешней обители; на всем их пространстве простиралась северная крепостная стена, упиравшаяся в высокий сторожевой пирг (башню).

Игумен Савва Святогорец

Из-за неслыханных до этого масштабов строительства игумена Савву благодарные потомки — насельники монастыря св. великомученика и целителя Пантелеимона — теперь по праву называют возобновителем и строителем этой обители после запустения ее на месте нынешнего Старого Русика. Поэтому он считается ктитором, и, по обычаю восточных монастырей, в день памяти ктитора по сей день предлагаются братии на трапезе оладьи с медом (по-гречески таланиты).

Преставился схиигумен Савва 14 (27) апреля 1821 года, в четверток на Святую Пасху, прожив 103 года.

 

 Использованы материалы из книги: "Русский Афонский Отечник XIX - XX веков". Т. - Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012

 

Дополнительно см.:

Пасха красная или испытание веры. К 195-летию мученической кончины покровителей Русика свщмч. Григория V Константинопольского и князя Скарлата Каллимаха

 

Народное восстание или соперничество элит? Об обстоятельствах гибели ктитора Русского монастыря на Афоне князя Скарлата Каллимаха и начала Греческого восстания 1821 г.

 

Мощи и чудотворная икона Крестителя Господня Иоанна в Пантелеимоновом монастыре на Афоне (из истории русской святогорской обители)

 

Смотри также

Отдать жизнь за других: несколько фактов из жизни схимонаха Гликерия (Никитина). День памяти — 2 июня
У каждого человека есть хотя бы одна возможность в жизни доказать искренность своей веры к Богу, показать свою любовь к Нему и людям, но мы часто именно в этот …
Иеросхидиакон Бенедикт. День памяти — 24 декабря
Иеросхидиакон Венедикт, грек по происхождению, жил на Святой Горе Афон более 70-ти лет. Он был очень образованным и высокодуховным иноком. Патриарх Константинопольский трижды присылал …
Помощник неутомимого старца: Иеросхимонах Владимир (Колесников). День памяти — 23 декабря
Иеросхимонах Владимир (в миру Василий Васильевич Колесников) родился 27 июля 1851 года в селе Чудово Новгородской губернии. Его отец Василий и мать Евдокия скончались …
Секретарь афонского старца Макария иеросхимонах Мина (Буданов)
3 декабря 1888 года отошел ко Господу иеросхимонах Мина (Буданов) – многолетний секретарь афонского старца Макария (Сушкина), игумена Русского на …
Дело Божие надо делать, не откладывая: Иеросхимонах Арсений (Минин). День памяти — 30 ноября
Никто никогда не слышал из его уст праздного слова. Отец Арсений часто был молчалив и задумчив, присутствующие при нем чувствовали, что он в сердце своем …
Духовник и соборный старец: Иеросхимонах Феодорит (Константинов). День памяти — 19 ноября
Иеросхимонах Феодорит (в миру Федор Семенович Константинов) родился в 1856 году в крестьянской семье в селе Погожем Тимского уезда Курской губернии. Его мать звали …
Древнейший список чудотворной Казанской иконы Богоматери из Пантелеимонова монастыря на Афоне
4 ноября в Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре молитвенно почтили память Казанской чудотворной иконы Божией Матери, - сообщает корреспондент портала «Русский Афон».
Строгий подвижник и гостеприимный наместник: Иеросхимонах Герасим (Попов). День памяти — 26 октября
Иеросхимонах Герасим (в миру Глеб Петрович Попов) родился 24 июня 1859 года в крестьянской семье в селе Рожковеч Орловской губернии. Впоследствии семья его переехала …
Священномученик Иларион (Громов). День памяти — 11 октября
«Дорогой батюшка! Тяжело и горько нам живется, — писал будущий новомученик игумену Пантелеимонова монастыря. — Нет слов выразить Вам посетившей нас печали. Мы, …
Как научиться смирению: Схимонах Онисифор (Ищенко). День памяти — 11 октября
Схимонах Онисифор (в миру Онисим Карпович Ищенко) родился в 1872 году в крестьянской семье села Рубанское Брацлавскаго уезда Каменец-Подольской губернии. С детства он был молчаливым …