Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Строгий подвиг ради Господа: Схииеродиакон Феодосий (Никольский). День памяти — 10 ноября

Старый РусикЛукавый искушал его тем, что где-то есть еще более строгий устав и есть еще более высокая духовность. Он решил перейти в монастырь Есфигмен, который действительно славился своим строгим уставом. И вот 14 января 1895 года он оставил Старый Руссик и поступил в монастырь Есфигмен. Но многоопытный старец быстро понял, что попался в дьявольские сети. Пав на колени перед игуменом Андреем, просил прощения и милости.

Схииеродиакон Феодосий (в миру Федор Васильевич Никольский) родился 13 июня 1841 года в городе Туле в семье местного священника Василия Степановича и его супруги Екатерины Федоровны. Детство он провел в селе Рыхотке Тульской губернии. Учился в Тульской духовной семинарии в философском классе, но по болезни не смог закончить учебу.

После выздоровления, взяв благословение у родителей, поступил в Почаевскую Успенскую Лавру, где принял монашество с именем Феофан и был рукоположен. Прожив в Лавре почти 25 лет, он решается поехать на Афон и там продолжить свою подвижническую деятельность.

В 1886 году отец Феофан прибыл на Афон и поступил в монастырь святого великомученика Пантелеимона, где 15 сентября 1888 года был пострижен в схиму с именем Феодосий. Послушание он проходил на Старом Руссике, который отличался особо строгим уставом. Отец Феодосий был безгранично рад, что отец Макарий определил его именно туда, так как жаждал строгого образа подвижничества, через которое он надеялся обрести чистоту сердца и приобрести благочестие.

«Человек рождается в мире, — пишет он в своем дневнике, — чтобы жить по образу и по подобию Божию в правде и истине Господа нашего Иисуса Христа, чтобы достигнуть вечного спасения и жизни райской в Царствии Небесном с Господом нашим Иисусом Христом и избегнуть вечных мучений в аду, уготованном дьяволу и ангелам его, а также всем не покаявшимся грешникам, которые будут мучиться там вечно! Вечность и ад непостижимы уму человеческому при его жизни на земле, хотя Царство Небесное, по Евангелию, внутри нас есть!

В Добротолюбии, у святых отцов Церкви Православной, мы читаем, что ад выше всякой муки на земле. Вот почему и возродилась любовь некоего богача в аду к своим родным братьям, как видим из притчи Евангельской. А неверие в Бога Триипостасного и во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь Христову есть уже хула на Духа Святаго, которая, по Евангелию, не простится ни в суетной жизни на земле, ни в будущей по смерти!

Ибо Церковь Божия учит: будьте святы и совершенны, яко Свят Господь наш Иисус Христос, даровавший роду человеческому победу над смертью Своим Животворящим Крестом. «...аще кто хощет по мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет» (Мф. 16, 24), «иго бо мое благо, и бремя мое легко есть») (Мф. 11, 30).

И, действительно, всякий верующий и стремящийся к жизни благочестивой может просто верить, что крестная жизнь во имя Богочеловека Господа нашего Иисуса Христа достойна жизни вечной и уготовляемых каждому подвижнику благочестия неизреченных благ по смерти, как видим мы, грешные, из житий святых мужей и жен, а равно многих во славу Божию и по заповедям Синайским и Евангельским в любви к Богу и ближним нашим благочестиво живших на земле православных христиан. Все святые мужи и жены, которые жили на земле, спасались и подвизались во благочестии, пребывают в Царствии Небесном. Многие из них подвизались явно в звании монашеском, а некоторые тайно, живя в мире.

Но Всеведущий и Всемогущий Бог и Промыслитель нашего спасения, правосуднейший Сердцеведец, на земле уже и наградил их за святую благочестивую христианскую жизнь, одарив их своей благодатью, а по смерти Церковь наша прославила их молитвами, песнями, канонами и причислила всех, живших в правде и преподобии истины Христовой, именно по образу Божию и по подобию, к лику святых за все те чудеса, которыми они ознаменовали жизнь свою во славу Божию с любовью искренней к Богу и всем ближним по Евангелию. Вот единственное назначение жизни человека — и для чего он сотворен по образу и по подобию Божию».

Судя по его дневниковым записям, имея такую грандиозную цель, отец Феодосий искал все более и более тяжелых форм подвижничества, но здесь его подстерегал ищущий погибели человека враг. Лукавый искушал его тем, что где-то есть еще более строгий устав и есть еще более высокая духовность. И он попался на эту уловку дьявола.

Он решил перейти в монастырь Есфигмен, который действительно славился своим строгим уставом. И вот 14 января 1895 года он оставил Старый Руссик и поступил в монастырь Есфигмен. Но многоопытный старец быстро понял, что попался в дьявольские сети, и, не медля, вернулся в Руссик. Пав на колени перед игуменом Андреем, просил прощения и милости. Отец Андрей, конечно, простил его и определил на жительство на Новой Фиваиде, где в покаянии и молитве отец Феодосий провел оставшиеся дни своей жизни.

Он все время находился в затворе в своей келии и полностью посвящал себя молитве. Свои переживания и мысли он постоянно записывал. Эти записки хранятся в архиве монастыря и представляют неоценимое свидетельство конкретного неповторимого духовного опыта. Переписывался отец Феодосий и с игуменами Андреем и Мисаилом. Только однажды он покинул свою келью.

В 1902 году по благословению игумена отец Феодосий поехал в Иерусалим поклониться христианским святыням. Вот что он писал оттуда игумену Андрею: «В аскетическом отношении в этой поездке я потерпел во всех отношениях немалый ущерб, что стало очевидным при сравнении правил иноческого жития афонского и вне его во время путешествия и плавания. Но, думаю, это случилось не без промысла Божия, чтобы я смог сравнить это с жизнью на каливе Фиваидской. Теперь я точно знаю, что много еще мне надо потрудиться, чтобы приобрести совершенство и добродетели. Оказалось на опыте, что я еще и не приступил к ним близко. А потому очень сожалею, что пришлось прервать свои келейные фиваидские подвиги, и стараюсь всячески вернуться на Афон».

После этого путешествия он больше никогда не покидал свою каливу на Фиваиде и многими подвигами пробил себе дорогу, ведущую в Царствие Небесное. Только после 20-летнего затвора из-за тяжелей болезни он оставил свою каливу и переехал в монастырскую больницу, где, недолго проболев, 28 октября (10 ноября) 1918 года преставился ко Господу.

Публикуется по книге: «Русский Афонский Отечник XIX - XX веков».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 1. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012. 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Преподобный Силуан Афонский – подвижник Русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе. День памяти - 24 сентября
11/24 сентября Православная Церковь чтит память выдающегося подвижника Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе преподобного Силуана Афонского – великого святого ХХ века, ставшего известным во вс
Схимонах Пантелеимон (Овсянников): афонский иконописец, которому явились св. Пантелеимон и свт. Митрофан Воронежский. День памяти – 21 сентября
Схимонах Пантелеимон (в миру Григорий Петрович Овсянников) был родом из крестьян Воронежской губернии. Поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне в 1841 году. Послушание проходил в иконописной
Сподвижник прп. Силуана Афонского, миссионер и духовник схиигумен Кассиан (Корепанов). День памяти – 20 сентября
Схиигумен Кассиан (в миру Константин Тимофеевич Корепанов) был мещанином из города Бирска Уфимской губернии. Имя матери Евдокия. Родился в 1867 году. Был женат, имел дочь, которая впоследствии стала м
Афонский схимонах Ксенофонт (князь Вяземский). День памяти - 18 сентября
В статье о праздновании памяти первосвятителей Русских Петра, Алексия, Ионы, Иова, Филиппа и Ермогена рассказывалось об освящении храма в честь этих угодников Божиих в Русской на Афоне Свято-Пантелеим
Ученый схимонах и библиотекарь о. Матфей (Ольшанский). День памяти — 16 сентября
Имя схимонаха Матфея (Ольшанского) на века вошло в историю Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Будучи духовным чадом сначала оптинского старца иеросхимонаха Макария (Иванова), а затем и
Афонский иеросхимонах Вассой, бесстрашно спасавший раненых на полях сражений. День памяти – 15 сентября
Иеросхимонах Вассой (в миру Владимир Козьмич Горборуков) родился в 1866 году в крестьянской семье в селе Волотово Новобезгинской волости Новооскольского уезда Курской губернии.
Преподобный Аристоклий (Амвросиев) Афонский. День памяти — 6 сентября
Несмотря на тяжелую болезнь ног старец духовно окормлял множество людей, принимая иногда в день более тысячи человек. Преподобный Аристоклий был наделен от Бога дарами прозорливости (он предвидел рево
Духовник прп. Аристоклия Афонского старец-иеросхимонах Дамиан (Вьюков). День памяти – 31 августа
Огромное духовное влияние имел о. Досифей на преподобного Аристоклия (Амвросиева), с которым вместе подвизался на подворье с 1883 года. Он был духовником отца Аристоклия и оказал благотворное влияние
Схимонах Геннадий, просивший благословения умереть, чтобы уйти в Рай. День памяти – 28 августа
Схимонах Геннадий был родом из Вологодской губернии, из крестьян. На Святую Гору он прибыл вместе с иеросхимонахом Сергием (Весниным) после его паломничества ко Гробу Господню в Иерусалим.
Ново-Афонский старец схиархимандрит Иерон (Носов-Васильев). День памяти - 27 августа
Схиархимандрит Иерон (в миру Иван Васильевич Носов, он же Васильев) родился в 1829 году в крестьянской семье села Лоходомово Контиевской волости Буйского уезда Костромской губернии. Его мать звали Епи
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх