Иеросхимонах Анастасий (Модзалевский)Представитель знаменитого дворянского рода никаким образом не выдавал своего знатного происхождения, а, наоборот, все время старался принизить себя пред другими людьми. За это его все любили и уважали. 5 декабря 1908 года отца Анастасия постригли в схиму. После этого он стал еще более закрытым в себе. Все свои помысли он направлял к Господу, и сердце его было наполнено лишь одним — непрестанной молитвой к Богу.

Иеросхимонах Анастасий (в миру Александр Николаевич Модзалевский) родился в 1850 году в дворянской семье в Гдовском уезде Санкт-Петербургской губернии. Его мать звали Ольгой. Мы ничего не знаем о его жизни до поступления в монастырь, кроме того, что он получил университетское образование и занимался педагогической деятельностью. В 35-летнем возрасте он решает оставить мир и полностью посвятить свою жизнь служению Богу.

В 1885 году Александр Николаевич прибыл на Афон и поступил в монастырь святого великомученика Пантелеимона, где в следующем году 6 августа его постригли в рясофор с именем Анастасий, а 19 марта 1887 года в мантию. Послушание он проходил в канцелярии синодиков, где велась интенсивная переписка с жертвователями и благотворителями монастыря. 8 ноября 1890 года его рукоположили в иеродиакона, а 14 апреля 1896 года в иеромонаха.

Все это время он под руководством старцев через покаяние и смирение пытался достичь очищения своей души. Иисусова молитва была его основным оружием в этом деле. Так в подвигах и смирении прошло 15 лет. Отец Анастасий стал сверять свой прежний педагогический опыт с новым опытом духовной жизни и обнаружил между ними огромную пропасть.

Он увидел много грубых ошибок мирского воспитания: «Причин, ошибок, конечно, может быть много, — заключил он после долгих раздумий, — но главнейшая из них, по моему наблюдению и заключению, есть недостаток, а иногда и полное отсутствие духовно-нравственного и религиозного воспитания. Родители таких детей, прилагая старания о их внешнем воспитании, всю надежду возлагают только на одни учебные руководства и учителей, но забывают самое главное: обратиться за помощью к Господу, который сказал: „Без мене не можете творити ничесоже“ (Ин. 15, 5). Забывают, что судьба, благополучие, счастье и несчастье — все зависит от Него Единого. Забывают повеление Господа: пустить детей приходить к нему (Мк. 10, 14), чтобы у Него — Источника всех благ — почерпнуть благодать „во благовременну помощь“ (Евр. 4, 16) на пути жизни».

Придя к такому заключению, отец Анастасий решил по благословению игумена Андрея написать книгу, которая была издана монастырем в 1902 году под названием: «Духовно-нравственная педагогика, или Советы родителям и наставникам, как воспитывать в детях нравственность и благочестие». В этой книге отец Анастасий поделился с читателями некоторыми своими наблюдениями. Увлеченные научными достижениями и быстрым прогрессом цивилизации, люди стали гнаться исключительно за знаниями, но количество знаний не может сделать человека счастливым. Для этого нужно, чтобы он умел любить искренне и преданно.

Иеросхимонах Анастасий (Модзалевский)Иеросхимонах Анастасий (Модзалевский).

Но любить невозможно без веры в Бога, без внутреннего очищения и без постоянного совершенствования. Поэтому, чтобы быть счастливым, человечеству наряду со знаниями нужна живая вера в Бога. Такую веру нужно воспитывать с младенческих лет. Неверующий человек, каким бы он ни был высокообразованным и какой бы самой высокой моралью ни обладал, любит прежде всего себя. А такая эгоистическая любовь не приносит истинного счастья. Только самоотверженная, христианская любовь, которая посильна только верующему человеку, является гарантом его счастья. Роль родителей в деле зарождения семени веры в ребенке громадна.

Отец Анастасий с такими словами обращается ко всем разумным родителям: «Велики и святы ваши обязанности. Высоко ваше положение в мире. Чадо ваше есть благословение Божие. Велика ваша отрада видеть рождающиеся и возрастающие ваши чада, но велика и забота ваша о них, велики труды в их воспитании и добром направлении. Если вы вырастите детей ваших крепкими и здоровыми, то это еще не будет достаточно. Если они будут хорошо умственно развиты, хорошо образованы, то и это еще не все. Нужно, чтобы дети выросли с добрыми душевными качествами, чтобы у них было развито чувство совести, милосердие, кротость и любовь — те качества, которые необходимы для каждого человека в достижении цели бытия.

Ваша отрада в детях. Польза и благосостояние общества, государства и личное счастье самих детей ваших зависит исключительно от хорошего и полного их воспитания, а увлекаться в этом серьезном деле новомодными обычаями мира, эгоистично преследующего только временное и при том призрачное счастье, в достижении которого не щадится ни совесть, ни честь, ни нравственность, — более чем бессмысленно. Ибо какая польза родителям и чадам их, если последние при хорошем внешнем образовании, при телесном и умственном развитии мир весь приобретут, а души свои погубят? (Мф. 16, 26)».

Рассматривая разные способы духовно-нравственного воспитания детей, отец Анастасий выделяет два главных из них: личный пример благочестивой жизни родителей и молитву родителей за чад своих. Без личного примера благочестия все педагогические усилия тщетны. Ребенок — пристальный наблюдатель, и его невозможно обмануть. Если он почувствует и увидит разницу между тем, к чему родители его призывают, и тем, как они сами себя ведут, то бессмысленны все усилия последних. Благочестие словами украшается, но основа — его личный пример. Но и без молитвы также невозможно ничего достичь, так как «от Господа стопы человеку исправляются...») (Пс. 36, 23).

Поэтому отец Анастасий призывает родителей: «Усилить свои старания и заботы настолько, чтобы привлечь ими особенную милость Божию. Здесь-то и требуется подвиг молитвы с верой и упованием на помощь Божию». «Знайте, — пишет отец Анастасий, — что как бы ни были хороши ваши учебные руководства, которыми пользуются дети, как бы ни были искусны воспитатели ваших детей, все это не принесет им того истинного счастья, к которому должны стремиться христиане. Поэтому надо усердно просить Господа, дабы Он Сам посеял добрые семена в сердцах винограда Христова».

Кроме этого труда отец Анастасий составил также сведения о храмах обители, описал виды послушаний, отметил особенности афонских богослужений, ввел четкую регистрацию сумм, пожертвованных на поминовения и др. Он же составил летопись монастыря с 1890 по 1916 год, которая является прекрасным источником для изучения истории обители этого периода.

Мощи иеросхимонаха Анастасия (Модзалевского)Мощи иеросхимонаха Анастасия (Модзалевского).

Из личных качеств отца Анастасия особенно нужно отметить его невероятную скромность. Представитель знаменитого дворянского рода никаким образом не выдавал своего знатного происхождения, а, наоборот, все время старался принизить себя пред другими людьми. За это его все любили и уважали. 5 декабря 1908 года отца Анастасия постригли в схиму. После этого он стал еще более закрытым в себе. Все свои помысли он направлял к Господу, и сердце его было наполнено лишь одним — непрестанной молитвой к Богу.

Прожив в монастыре 35 лет, отец Анастасий в 70-летнем возрасте преставился перед Господом 15 (28) ноября 1920 года.

 Публикуется по книге: «Русский Афонский Отечник XIX - XX веков».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 1. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012.

Смотри также

Отдать жизнь за других: несколько фактов из жизни схимонаха Гликерия (Никитина). День памяти — 2 июня
У каждого человека есть хотя бы одна возможность в жизни доказать искренность своей веры к Богу, показать свою любовь к Нему и людям, но мы часто именно в этот …
Иеросхидиакон Бенедикт. День памяти — 24 декабря
Иеросхидиакон Венедикт, грек по происхождению, жил на Святой Горе Афон более 70-ти лет. Он был очень образованным и высокодуховным иноком. Патриарх Константинопольский трижды присылал …
Помощник неутомимого старца: Иеросхимонах Владимир (Колесников). День памяти — 23 декабря
Иеросхимонах Владимир (в миру Василий Васильевич Колесников) родился 27 июля 1851 года в селе Чудово Новгородской губернии. Его отец Василий и мать Евдокия скончались …
Секретарь афонского старца Макария иеросхимонах Мина (Буданов)
3 декабря 1888 года отошел ко Господу иеросхимонах Мина (Буданов) – многолетний секретарь афонского старца Макария (Сушкина), игумена Русского на …
Дело Божие надо делать, не откладывая: Иеросхимонах Арсений (Минин). День памяти — 30 ноября
Никто никогда не слышал из его уст праздного слова. Отец Арсений часто был молчалив и задумчив, присутствующие при нем чувствовали, что он в сердце своем …
Духовник и соборный старец: Иеросхимонах Феодорит (Константинов). День памяти — 19 ноября
Иеросхимонах Феодорит (в миру Федор Семенович Константинов) родился в 1856 году в крестьянской семье в селе Погожем Тимского уезда Курской губернии. Его мать звали …
Древнейший список чудотворной Казанской иконы Богоматери из Пантелеимонова монастыря на Афоне
4 ноября в Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре молитвенно почтили память Казанской чудотворной иконы Божией Матери, - сообщает корреспондент портала «Русский Афон».
Строгий подвижник и гостеприимный наместник: Иеросхимонах Герасим (Попов). День памяти — 26 октября
Иеросхимонах Герасим (в миру Глеб Петрович Попов) родился 24 июня 1859 года в крестьянской семье в селе Рожковеч Орловской губернии. Впоследствии семья его переехала …
Священномученик Иларион (Громов). День памяти — 11 октября
«Дорогой батюшка! Тяжело и горько нам живется, — писал будущий новомученик игумену Пантелеимонова монастыря. — Нет слов выразить Вам посетившей нас печали. Мы, …
Как научиться смирению: Схимонах Онисифор (Ищенко). День памяти — 11 октября
Схимонах Онисифор (в миру Онисим Карпович Ищенко) родился в 1872 году в крестьянской семье села Рубанское Брацлавскаго уезда Каменец-Подольской губернии. С детства он был молчаливым …