Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Священномученик Иларион (Громов). День памяти — 11 октября

Священномученик Иларион (Громов)«Дорогой батюшка! Тяжело и горько нам живется, — писал будущий новомученик игумену Пантелеимонова монастыря. — Нет слов выразить Вам посетившей нас печали. Мы, Ваши дети, находимся здесь как сироты, застигнутые судьбой бушующего житейского моря. Вся цель и стремление здешней вверенной мне братии — уехать в святую обитель».

Священномученик Иларион, в миру Громов Иван Андреевич, родился в 1864 (по другим данным в 1867) году в деревне Крупшево Каблуковской волости Тверского уезда Тверской губернии в крестьянской семье. Образование имел «низшее».

Стремясь к сосредоточенной монашеской жизни, Иван Громов отправился на Афон, куда прибыл 16 января 1895 года. Был принят послушником в русский Свято-Пантелеимонов монастырь и 30 ноября того же года пострижен в рясофор с именем Иоанн. 2 апреля 1902 года монах Иоанн был пострижен в мантию с именем Иларион.

В монастыре отец Иларион проходил послушание на книжном складе. Одно время находился по послушанию на подворье в Одессе, а в 1908 году был направлен на афонское подворье в Москве. В 1910-1912 году находился в монастыре. В 1912 году был вновь командирован на подворье в Москву. Основным его занятием здесь было издательское дело.

С началом Первой мировой войны при подворье был открыт лазарет, где монах Иларион также самоотверженно трудился. С 1913 по 1929 год отец Иларион регулярно писал письма на Афон настоятелю Свято-Пантелеимонова монастыря игумену Мисаилу.

После того как в 1918 году преставился преподобный отец Аристоклий, монах Иларион возглавил подворье. Время было очень тяжелое. 9 ноября 1920 года святитель Тихон Патриарх Московский и всея Руси рукоположил отца Илариона в иеродиакона, а затем в иеромонаха. Вскоре подворье было закрыто.

В письме к игумену Мисаилу от 21 декабря 1922 года отец Иларион писал: «Батюшка! Дополнительно посылаю Вам настоящее письмо о нашем великом испытании, которое постигло нас, а именно: наше подворье отобрано и теперь перешло в коммунальное хозяйство Горной академии студентов. Нам пока временно для жилья дали уголок — помещение бывшего приюта. Из церкви, а также из могилки вывезли все. Только гроб старца <Аристоклия> пока находится в усыпальнице, которая запечатана.

Мы стараемся тело старца перевезти на одно из кладбищ московских монастырей. Одним словом, с закрытием храма мы теперь лишены духовного утешения. Дорогой батюшка! Тяжело и горько нам живется. Нет слов выразить Вам посетившей нас печали. Мы, Ваши дети, находимся здесь как сироты, застигнутые судьбой бушующего житейского моря. Вся цель и стремление здешней вверенной мне братии — уехать в святую обитель».

Но отец Иларион с братией подворья так и не смог вернуться на Афон. Он много хлопотал о выдаче заграничных паспортов для себя и для братии, но этим только привлек к себе внимание властей. Начались преследования. До некоторого времени отцу Илариону удавалось избегать ареста. С 1922 по 1930 год он служил внештатным священником в храме святителя Григория Неокесарийского в Дербицах.

Гонения усилились. Батюшка вынужден был скрываться. Некоторое время он жил дома у своего духовного сына Николая Александровича Рейна, принявшего впоследствии мученическую кончину. В декабре 1930 года ОГПУ по распоряжению советского правительства начало проводить мероприятия по выселению из Москвы священнослужителей, монахов и монахинь закрытых монастырей и активных мирян.

28 декабря 1930 года отец Иларион был арестован. Всего в Москве в декабре 1930 года было арестовано, допрошено и подготовлено к выселению более четырехсот монахов, монахинь и мирян. 17 января 1931 года его вызвали на допрос, после чего он был отпущен под подписку о невыезде. 29 января 1931 года следственные действия были закончены.

8 февраля 1931 года особым совещанием при коллегии ОГПУ по обвинению в «антисоветской агитации о религиозных гонениях, чинимых советской властью» иеромонах Иларион был приговорен к трем годам ссылки в Северный край (Архангельск). Вместе с другими он был отправлен на строительство железнодорожной ветки в глухой тайге. Сюда было сослано много духовенства, условия были самые тяжелые, многие умерли от болезней и непосильного труда.

По окончании срока ссылки в 1934 году отец Иларион вернулся в Москву. После того как ему было отказано в оформлении паспорта, батюшка уехал во Владимирскую область, где поселился в поселке Новые Петушки (ныне город Петушки) у одного своего духовного сына. Здесь он прожил несколько лет, время от времени приезжая в Москву для окормления своих духовных чад.

В Москве он часто ходил в храм Ризоположения на Донской улице, но служить здесь не мог из-за запрета властей. Службы отец Иларион совершал на частных квартирах, где были устроены домашние церкви. Так, например, иногда он совершал литургию на квартире у диакона отца Иоанна Хренова, когда-то служившего в храме сорока мучеников Севастийских рядом с Новоспасским монастырем.

10 января 1937 года, в один из своих приездов в Москву батюшка попал под трамвай. Он остался жив, но получил серьезную травму. Его взяла к себе одна духовная дочь, которая ухаживала за ним и смогла даже оформить паспорт. Затем он несколько месяцев жил у разных духовных детей, постоянно меняя квартиры, так как существовала опасность ареста.

В конце концов, 26 августа 1937 года иеромонах Иларион был арестован как активный участник «контрреволюционной церковно-монархической группы» и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросе отказался признать себя виновным. 5 октября 1937 года следствие было закончено.

8 октября 1937 года особой тройкой при УНКВД по Московской области иеромонах Иларион (Громов) был приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 11 октября 1937 года. Честное тело святого священномученика Илариона покоится в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Священномученик Иларион (Громов) был реабилитирован 31 июля 1989 года прокуратурой Московской области и причислен к лику святых постановлением Священного Синода РПЦ от 7 мая 2003 года.

Публикуется по книге: «История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря с древнейших времен до 1735 года».
Серия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», том 5. – Афон: Свято-Пантелеимонов монастырь, 2015

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Сподвижник прп. Силуана Афонского, миссионер и духовник схиигумен Кассиан (Корепанов). День памяти – 20 сентября
Схиигумен Кассиан (в миру Константин Тимофеевич Корепанов) был мещанином из города Бирска Уфимской губернии. Имя матери Евдокия. Родился в 1867 году. Был женат, имел дочь, которая впоследствии стала м
Афонский схимонах Ксенофонт (князь Вяземский). День памяти - 18 сентября
В статье о праздновании памяти первосвятителей Русских Петра, Алексия, Ионы, Иова, Филиппа и Ермогена рассказывалось об освящении храма в честь этих угодников Божиих в Русской на Афоне Свято-Пантелеим
Ученый схимонах и библиотекарь о. Матфей (Ольшанский). День памяти — 16 сентября
Имя схимонаха Матфея (Ольшанского) на века вошло в историю Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Будучи духовным чадом сначала оптинского старца иеросхимонаха Макария (Иванова), а затем и
Афонский иеросхимонах Вассой, бесстрашно спасавший раненых на полях сражений. День памяти – 15 сентября
Иеросхимонах Вассой (в миру Владимир Козьмич Горборуков) родился в 1866 году в крестьянской семье в селе Волотово Новобезгинской волости Новооскольского уезда Курской губернии.
Преподобный Аристоклий (Амвросиев) Афонский. День памяти — 6 сентября
Несмотря на тяжелую болезнь ног старец духовно окормлял множество людей, принимая иногда в день более тысячи человек. Преподобный Аристоклий был наделен от Бога дарами прозорливости (он предвидел рево
Духовник прп. Аристоклия Афонского старец-иеросхимонах Дамиан (Вьюков). День памяти – 31 августа
Огромное духовное влияние имел о. Досифей на преподобного Аристоклия (Амвросиева), с которым вместе подвизался на подворье с 1883 года. Он был духовником отца Аристоклия и оказал благотворное влияние
Схимонах Геннадий, просивший благословения умереть, чтобы уйти в Рай. День памяти – 28 августа
Схимонах Геннадий был родом из Вологодской губернии, из крестьян. На Святую Гору он прибыл вместе с иеросхимонахом Сергием (Весниным) после его паломничества ко Гробу Господню в Иерусалим.
Ново-Афонский старец схиархимандрит Иерон (Носов-Васильев). День памяти - 27 августа
Схиархимандрит Иерон (в миру Иван Васильевич Носов, он же Васильев) родился в 1829 году в крестьянской семье села Лоходомово Контиевской волости Буйского уезда Костромской губернии. Его мать звали Епи
Келейник свт. Феофана Затворника и афонский подвижник схииеродиакон Лазарь (Деминский). День памяти – 26 августа
Он был ближайшим учеником и келейником свт. Феофана Затворника Вышенского, лично переписывал многие его произведения и помогал святителю в подготовке к изданию его книг.
Непрестанный делатель Иисусовой молитвы старец Тимофей Афонский. День памяти – 25 августа
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх