Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Три пути к Богу схиархимандрита Иоасафа (Завадского)

ioasaf zavadskiy 1Отец Иоасаф твердо верил, что богословие и точная наука когда-нибудь на определенном уровне их развития пересекутся и превратятся в единую дисциплину. Ведь разница между ними только в том, что наука познает Бога в его творениях, а вера в Откровении Священного Писания. Выходит, что цель той и другой — истинное познание Бога и приближение к Нему человечества в спасении.

Схиархимандрит Иоасаф (в миру Егор Ефремович Завадский) родился в 1865 году в крестьянской семье села Николаевка Слоновской волости Новооскольского уезда Курской губернии. Начальное образование получил в сельской школе. Потом поступил в Курскую духовную семинарию, готовился стать священником, но, не желая жениться, решил стать монахом. Его выбор места для будущего проживания пал на Афон.

В 1889 году 24-летний Егор прибыл на Афон и поступил в монастырь святого великомученика Пантелеимона. Его духовным отцом стал отец Агафодор (Буданов), с которым он был связан впоследствии теснейшими духовными узами. 31 марта 1890 года Егора постригли в рясофор с именем Иоасаф, а через год, 5 апреля 1891 года, в мантию.

Послушание он проходил в канцелярии помощником отца Тихона (фон Рамбаха). Духовник Агафодор поощрял духовный рост отца Иоасафа постоянными испытаниями его смирения. А отец Иоасаф с пониманием принимал напутствия и наставления своего старца. 11 мая 1895 года его рукоположили в иеродиакона, а 17 февраля 1896 года постригли в схиму. Еще через четыре года, 27 июля 1899 года, его рукоположили в иеромонаха.

ioasaf zavadskiyСхиархимандрит Иоасаф (Завадский)

Вскоре после пострига его послали на подворье в Москву, где он провел, исполняя послушание, целый год, принимая активное участие в издательском деле монастыря. В 1900 году отец Иоасаф вернулся на Афон. Именно в это время он пишет очерк «О различии веры и науки», который дает нам хорошую возможность понять тогдашний духовный уровень отца Иоасафа.

Вот что он пишет, размышляя о вопросах отношений веры и науки: «Несмотря на различие областей веры и науки, они тем не менее должны быть объединены по своей цели. Вопрос о различии веры и науки и апостолом Павлом был решен только в смысле разграничения областей той и другой. Что же касается их цели, то и сей вселенский учитель давал им одно общее направление: познание Бога и спасение мира. Да иначе и нельзя, ибо, если допустить различия целей веры и науки, тогда в жизни человечества не было бы смысла. Для чего создан человек? Для того, чтобы вечно блаженствовать с Богом. Но в чем заключается это блаженство? Прямым безуклончивым ответом должно быть следующее утверждение: «в вечной жизни».

Но зададим себе еще вопрос: чем будет заполнена эта вечная жизнь, какая должна быть ее действительность? На этот вопрос ответ дал Сам Господь: «...да знают тебе единаго истиннаго Бога» (Ин. 17, 3). Из этих слов Господа нам понятно, в чем будет заключаться деятельность человека в будущем веке. Она будет заключаться в вечном познании непостижимости Бога и таком же вечном прославлении Его величия. Но эта деятельность должна начаться здесь, на земле. Наука служит именно этой цели. Ибо что такое наука? Наука есть знание. Чего? Всего, что есть в мире и в природе.

Апостол Павел говорит: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Невидимая бо его, от создания мира твореньми помышляема, видима суть, и присносущная сила его и Божество, во еже быти им безответным» (Рим. 1, 19-20). Вот главная цель всей красоты и гармонии мира! Вот та область, в которой работает человеческий разум! Но далека ли эта область от области веры? Нисколько! Она совершенно едина с областью науки, так что между ними нет и малейшего промежутка.

Как о свойстве розы свидетельствуют два различных наших чувства — зрение и обоняние, так и о свойствах единого Божества мы имеем свидетельство посредством двух способов — веры и науки. Ибо предмет науки есть Бог, и предмет веры есть тот же Бог. Разница только в том, что наука познает Бога в его творениях, а вера в Откровении Священного Писания. Выходит, что цель той и другой — истинное познание Бога и приближение к Нему человечества в спасении».

Отец Иоасаф твердо верил, что эти две области человеческой деятельности — богословие и точная наука — когда-нибудь на определенном уровне их развития пересекутся и превратятся в единую дисциплину. «Как человек может познать Бога? — спрашивает он самого себя и сам же отвечает. — Бог, по благости Своей, воззвавший человека к жизни и не восхотевший, по любви к нему, чтобы человек остался в неведении относительно Творца своего, открыл ему три пути, приводящие его к истинному богопознанию. Эти пути следующие: разумная душа человеческая, вечный мир и Священное Писание. Все эти пути суть различные виды Откровения Бога в созданном им мире и восполняют друг друга».

По глубокому убеждению отца Иоасафа, постепенное развитие человека в духовном и материальном познании приводит его к пониманию Божественной природы.

Отец Иоасаф отличался строгостью монашеской жизни. Все монашеские правила он исполнял в точности. Был всегда отзывчивым и внимательным к братьям.

30 июня 1905 года отец Иоасаф по приглашению Священного Синода и по благословению старцев обители выехал в Россию для исполнения должности духовника в Нижегородский Печерский монастырь. Впоследствии он стал настоятелем Троицкого Островоезерского монастыря Нижегородской епархии. Отец Иоасаф ввел в этом монастыре Афонский чин богослужения и поминовения благодетелей.

Дальнейшая судьба отца Иоасафа неизвестна.

Публикуется по книге: "Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков".
Серия "Русский Афон XIX-XX вв." Т. 1. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Тонкий дипломат и незлобивый монах: Архимандрит Спиридон (Майдаченко). День памяти — 6 июня
Главным его оружием была Иисусова молитва, которую он творил постоянно, при любых обстоятельствах. Являясь точным исполнителем всех поручений священноначалия, он тем не менее добился стяжания внутренн
Отдать жизнь за других: Схимонах Гликерий (Никитин). День памяти — 2 июня
У каждого человека есть хотя бы одна возможность в жизни доказать искренность своей веры к Богу, показать свою любовь к Нему и людям, но мы часто именно в этот решающий момент не можем возвыситься над
Ратоборец духа: Схииеродиакон Агапий
Схииеродиакон Агапий родом был из южных пределов Российской империи и еще в конце XVIII века поступил в Свято-Ильинский скит, где он был пострижен в мантию и рукоположен в иеродиакона. Почти 30 лет он
«На его лице отображалось духовное сияние и свет». Воспоминания проф. А. Тахиаоса о старце Софронии (Сахарове)
«Старец Софроний служил один. Он был буквально вне пространства и времени. На его лице отображалось духовное сияние и свет, напомнивший мне свет, о котором говорится в Житии преп. Сергия Радонежского,
Афонский летописец схиигумен Парфений (Заблоцкий). День памяти - 26 мая
Отец Парфений собирал и записывал все чудесные события, которые происходили на Афоне в прошлом и настоящем времени. Поводом к этому деланию послужило чудесное видение ему в 1863 году Божией Матери во 
Возобновитель русского братства в Афонском Пантелеимоновом монастыре старец Герасим Святогорец. День памяти — 23 мая
4 (17) марта  и  10 (23) мая в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре, на протяжении вот уже более 130 лет, молитвенно почитается память игумена обители схиархимандрита Герасима. Эта традици
Смиренный полковник: Схимонах Варсонофий (Юганов). День памяти — 21 мая
Он был преисполнен духовной радости, когда присутствовал на богослужении в храме. Все видели его восторженный взор, направленный в сторону алтаря, как будто он с нетерпением ждал выхода оттуда горячо
Жить для Бога всю жизнь: Схимонах Диадох (Дружинин). День памяти — 13 мая
Мальчик пошел в свою комнату и, сев в углу, стал просить Господа, чтобы Он пришел к нему. Долго он так сидел. Вскоре, непонятно отчего, потекли у него слезы, и Дмитрий почувствовал в своем сердце что-
Афонский старец-пасечник схимонах Иоанн (Попович). День памяти — 13 мая
Отцу Иасону на вид было не более тридцати лет. Но какой серьезностью и глубоким пониманием принятого на себя сурового подвига веяло от всей его скромной фигуры, облеченной в грубый подрясник! А вместе
Духовник Андреевского скита на Афоне схиархимандрит Иларион (Левицкий). День памяти - 12 мая
Схиархимандрит Иларион (в миру Иосиф Степанович Левицкий) был уроженцем города Москвы. Его родители Степан и Екатерина были достаточно богатыми людьми и сыну дали соответствующее хорошее образование.
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх