Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Прп. Силуан Афонский о держании ума в аду

прп. Силуан АфонскийГосподь дал преподобному Силуану Афонскому совет: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Эти слова Христа стали помощью, утешением и надеждой людям нашего времени, скорбящим от тягот существования, страдающим и нередко приходящим в отчаяние от самой жизни. Сам преподобный Силуан видел корень страдания человека в гордыне: «За что же человек страдает на земле, несет скорби и терпит беды? За то страдаем мы, что не имеем смирения»; «Люди не учатся смирению и за гордость свою не могут принять благодать Святого Духа, и потому страдает весь мир».

Предлагаем вам  познакомиться с толкованием этих слов Христа: держать ум свой во аде и не отчаиваться, одного из учеников старца Софрония (Сахарова) - иеромонаха Рафаила (Нойки).

О заповеди держать ум во аде

Жизнь течет, и все меняется. И теперь мне понятно, что каждый человек неповторим. Например, одна из монахинь в нашем монастыре из года в год настолько прекрасно читала 18-ю кафизму на литургии Преждеосвященных Даров, что мне иногда приходила отчаянная мысль: «Ну как я без нее буду молиться в храме?» Я надеялся, что найдется кто-то другой, кто будет читать так же, как она, но никто не смог заменить ее. Ее чтение и она сама были чем-то особым, благодатным. Совершенно особым человеком был и отец Софроний. Сейчас неважно себя чувствует отец Симеон[1], и с его уходом жизнь, конечно, тоже изменится. Я моложе его, вы моложе меня, и жизнь идет. Когда я думал об уходе монахини матери Елизаветы[2], то не мог вообразить, как переживу ее отсутствие. И это только то, что касается одного человека, но и о других я думал тоже нечто подобное. Что тут сказать? Я был человеком, ищущим райской жизни, забывшим, что она еще не наступила.

Теперь мне не так важны радости, которые мы переживаем в этой временной жизни. Потому что, скажем, встречаясь и радуясь друг другу, мы всегда после этого чувствуем и печаль расставания. А значит, главное то, чтоб мы однажды встретились во вратах рая. И пока рай не наступил, мы, как правило, живем в аду взаимного недопонимания, в греховном состоянии, из которого нам никак не удается выйти. И надо знать, что смысл сейчас не в том, чтобы избавиться от своей греховности, а в том, чтобы видеть и переживать ее в себе, т. е. держать ум свой в этом аду, который у каждого свой. Вот что сейчас требуется от нас.

Что значит: «держи свой ум в аду»? Другими словами - прими то, что видишь в себе, исповедуй: «Да, это я». Исповедуешь ли ты это духовному отцу или же просто думаешь так о себе, ты всегда сознаешь свою греховность и говоришь: «Да, Господи, это я, я - грешный». Если ты согрешил в очередной раз словом, или делом, или в мыслях и с болью переживаешь грех - не отчаивайся, ведь это еще не конец. Теперь ты знаешь, каков ты есть, знаешь свою ограниченность, греховность, свой дурной поступок, и это - очень важно Свет озаряет твое бытие, ты начинаешь познавать себя и говоришь: «Вот, оказывается, какой я есть...» Это важно потому, что теперь может начать действовать Бог. До тех пор, пока ты воображаешь себя кем-то другим, о ком читал в книгах, Бог не может говорить с тобой. Только когда ты сбросишь лже-образ и с сокрушением скажешь: «Господи, я грешный», Бог сможет прийти и спасти тебя. Ему это нетрудно.

Иногда, перечисляя грехи, люди говорят на исповеди: «Отче, я теперь вижу, что я натворил, я такой-то и такой-то...» - я же иногда переспрашиваю: «Как Вы думаете, какое слово является самым главным из тех, что Вы сейчас произнесли?» Обычно никто не знает, и тогда я говорю: «Самое главное слово - „вижу“». Будь счастлив, что ты видишь и понимаешь, и не печалься чрезмерно от того, что ты видишь. Если ты coзнаешь грех, то тем самым держишь ум во аде, как это делал святой Силуан. Он видел свою вечную погибель и говорил: «Я один буду вечно плакать в аду и говорить: „Где Ты, мой Боже, где Ты, Жизнь моя?“» Но как только, по слову Господа, он начинал так делать, Дух Святой утешал его и свидетельствовал в сердце спасение. И чем более полным и глубоким бывает видение ада, тем ближе мы к спасению. Хотя, конечно, то, что мы видим в себе и переживаем, является для нас самым настоящим мучительным адом. Например, ты видишь себя все время гневающимся и раздражающимся и страдаешь от этого. Что делать? Признайся, что ты таков и есть, и другим быть никак не можешь. Признайся, что ты раздражительный, и, исповедуясь, скажи Господу: «Господи, я хочу быть таким, каким Ты хочешь видеть меня, а не таким, как я есть», и с таким расположением и молитвой иди ко святому причастию. И тогда, весьма возможно, что наступит день, когда ты неожиданно для себя обнаружишь, что больше не гневаешься и не раздражаешься на людей. Мы не знаем как, но именно так действует Бог, это Он преображает нас. От нас требуется даже не столько усилие, сколько выбор и познание себя. Слова святого Силуана «держи ум твой во аде» я перефразирую так: «Будь реалистом. Именно ты таков, не кто-то другой. Но не отчаивайся». Господь заповедует не отчаиваться не потому, что в противном случае Он тебя накажет и ты попадешь в ад. Совсем нет, Он не угрожает и не предостерегает, а просто хочет сказать, что ничто не должно приводить нас в отчаяние. Ты видишь вечные муки и не можешь избежать их - все равно не отчаивайся. Святой Силуан принял слова Христа, даже не зная, почему ему не должно отчаиваться, он принял их потому, что так сказал Бог. Он стал осуждать себя и ждать, что же далее сотворит с ним Бог. «Я стал делать, - пишет он, - как научил меня Господь, и усладилась душа моя покоем в Боге»[3].

прп. Силуан Афонский, о.Софроний (Сахаров)После благодать Божия была очень требовательна и строга с ним, отступая при малейшем недобром взгляде на брата или худой мысли, при поступке не по любви. Благодать отходит незаметно, ты даже не чувствуешь, как это происходит, и замечаешь ее отсутствие, когдаее уже нет с тобой. Но, наученный Господом побеждать врага, Силуан погружался тогда в свою любимую песнь[4], говоря: «Скоро я умру, и окаянная душа моя снидет во ад, и там буду один я страдать в мрачной темнице и горько рыдать: „Скучает душа моя о Господе, и слезно ищу Его. Как мне Его не искать? Он прежде взыскал меня и явил мне, грешному, Себя“»[5]. И тогда благодать Божия вновь возвращалась к нему.

 


[1] Архимандрит Симеон (Брюшвайлер), насельник монастыря Святого Иоанна Предтечи в Эссексе, преставился 20 августа 2009 г.

[2] Монахиня Елизавета скончалась через две недели после преставления старца Софрония (Сахарова) - 24 июля 1993 г.

[3]Софроний (Сахаров), архим. Преподобный Силуан Афонский. СТСЛ, 2010. С. 454.

[4] Там же. С. 238.

[5]Отец Софроний пишет: «Когда он говорил: «...окаянная душа моя снидет во ад...», то это не были только слова, но и подлинное переживание адских страданий, которые привились его сердцу, так что он мог сознательным внутренним движением духа возобновлять их в себе иногда в большей, иногда и меньшей степени. И когда огонь адского мучения производил искомое действие, т. е. убивал страстный помысл, тогда общей губительности этого огня он противопоставлял спасительное действие любви Христовой, которую тоже знал и носил в сердце своем. Этому деланию он научился, получив ответ: „Держи ум твой во аде, и не отчаивайся“. Первою частью своей «любимой песни» он погружался во ад, второю - возвращаясь к памяти любви Божией - он избегал отчаяния: „...и не отчаивайся“» (Софроний (Сахаров), архим. Преподобный Силуан Афонский. СТСЛ, 2010. С. 238).

Рафаил (Нойка), иеромон. Живи мя по словеси Твоему. Духовные беседы / Пер. с англ. Иером. Доримедонт (Литовко). СТСЛ. 2015. С.141-144.

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Афонский аскетизм как антропологический идеал и норма
В современном обыденном и научном языке нормой часто считают нечто наиболее распространенное, среднестатистическое. Говорят: «Этот человек – как большинство, он - нормальный». Если ближе к обсуждаемой
Святогорский антипросоп о. Кирион: «Пост дает возможность реализовать наивысшее право и свободу: право на святость и свободу от греха»
Что такое пост, в чем его смысл и для чего он нужен? Что такое дух, каким образом пост дает свободу нашему духу, и свободу от чего? Что такое духовная жизнь? Почему мы часто не слышим потребностей сво
Как созидается единство братства: возможные препятствия и их преодоление
Доклад игумена афонского монастыря Симонопетра архимандрита Елисея на международной научной конференции «Русь — Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжес
Старец Силуан Афонский. О признаках благодати и прелести
В своем желании узнать от старца Силуана, есть ли несомненный признак, дающий возможность достоверно отличить истинный духовный путь от тех «призраков истины», которые лежат на отступлениях от этого п
Служение игумена как духовного отца в общежительном монастыре
Портал «Русский Афон» продолжает публиковать материалы международной монашеской конференции «Святоотеческое наследие в свете афонских традиций: духовное руководство», проходившей в Екатеринбурге 27-29
Уединение и одиночество монаха в общежительном монастыре
Портал «Русский Афон» продолжает публиковать материалы международной монашеской конференции «Святоотеческое наследие в свете афонских традиций: духовное руководство», проходившей в Екатеринбурге 27-29
Русские поклонники Василий Барский и Кир Бронников на Афоне
Портал «Русский Афон» продолжает публиковать материалы международной монашеской конференции «Святоотеческое наследие в свете афонских традиций: духовное руководство», проходившей в Екатеринбурге 27-29
Образ и облик святогорского монаха в современном сложном мире
Портал «Русский Афон» продолжает публиковать материалы международной монашеской конференции «Святоотеческое наследие в свете афонских традиций: духовное руководство», проходившей в Екатеринбурге 27-29
Практика откровения помыслов в монастыре: общие принципы
Международная монашеская конференция «Святоотеческое наследие в свете афонских традиций: духовное руководство. К 1000-летию пребывания русских на Афоне» прошла с 27 по 29 мая в Екатеринбурге, — переда
Опыт откровения помыслов в монашеской традиции Афона
Предлагаем читателям портала «Русский Афон» текст доклада игумена афонского монастыря Ксенофонт архимандрита Алексия (Мадзириса), посвященный вопросам откровения помыслов на опыте Святой Горы Афон. До
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх