афонит.info

Русь и Афон. Наследие святой горы

Православный портал о монашеском наследии Афона

Материалы

Наместник Троице-Сергиевой Лавры Архиепископ Феогност: "Русская обитель на Афоне превращается в центр духовного просвещения"

Архиепископ Сергиево-Посадский ФеогностО своих впечатлениях от посещения русской святогорской обители на Афоне, о значении ее духовного опыта для современного монашества, о том, почему важно изучение наизусть Псалтири в монастырях, что нужно, дабы сохранялось единодушие в монашеской общине, чтобы она была сплоченной семьей самоотверженных подвижников - об этом и другом в эксклюзивном интервью порталу «Русский Афон» (www.afonit.info) рассказывает Председатель Синодального отдела Русской Православной Церкви по монастырям и монашеству, Наместник Свято-Троице-Сергиевой Лавры, член Высшего Церковного Совета РПЦ и викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков), посетивший с паломническим визитом в апреле сего года Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь.

Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност

- Ваше Высокопреосвященство, Вы много лет посещаете Пантелеимонов монастырь. Раньше немного чаще, сейчас – стали пореже бывать. Какие перемены за это время произошли в монастыре с точки зрения монашеской жизни?

- Меня утешают и радуют не столько внешние изменения, хотя и это очень важно, сколь то, что монастырь вырос духовно.

Я очень сильно возрадовался духом в этот свой приезд, когда узнал, что в монастыре введено обязательное изучение Псалтири наизусть. Это – великое дело. Псалмы – это слова, которые Дух Святый вдохновил написать св. Давида, и которыми он изгонял злого духа от царя Саула. Богодухновенные слова псалмов отгоняют от нас злых духов с их прилогами и нечистыми помыслами, которые они всевают в наши мысли. И то, что в монастыре изучается Псалтирь – это значит, что наша обитель на Афоне, наш Русский светильник, пребывавший долго под спудом, наконец-то достиг своей духовной вершины, к которой так долго и с таким трудом шел, и теперь будет источать всем приходящим к нему свет духовного просвещения. Но эта духовная высота, на самом деле – всего лишь начало, потому что у духовного совершенствования нет конца, нет предела.

Монастырь – это не только стены, не только храмы, не только музеи, архивы и библиотеки с редчайшими древними экспонатами. Прежде всего – это одушевленные сокровищницы духовного богатства. Раньше, 15 – 20 лет назад, мы были благодарны Богу за то, что наш монастырь на Афоне по крайней мере существует; были благодарны за то, что в нем есть наши русские монахи – такие, какие есть. Но теперь Русская обитель на Афоне постепенно превращается в центр духовного просвещения. И я благодарю Бога за то утешение духовное, которое испытал в этот свой приезд на Афон.

То, что монастырь к этому пришел, в этом заслуга и отца Игумена Иеремии, который всю жизнь читает Псалтирь, и конечно же знает ее всю наизусть, и молится о духовном возрастании обители. Это и повседневный многолетний труд нескольких поколений отцов по собиранию и воспитанию единодушной монашеской общины. В этом есть участие и всей братии, ведь без доверия братства своим духовным отцам невозможно одним лишь только административным распоряжением организовать и поднять такой духовный труд. Дай Бог, чтобы это возрастание духовное продолжалось дальше.

Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь

- Как Вы считаете, актуален ли опыт Афонского Пантелеимонова монастыря в современной действительности? Возможно ли его применение в других обителях Русской Православной Церкви? Ведь у современного человека очень мало времени.

- В древности одним из главнейших требований к ставленнику на хиротонию было обязательное знание всей Псалтири наизусть. Это был верный показатель воцерковленности человека, его основательной подготовленности, его глубокой духовности. Без этого критерия не допускали ни одного человека до рукоположения. А сейчас некоторые ставленники даже в руках Псалтирь никогда не держали. Знание же всей Псалтири наизусть кажется в наше время чем-то неосуществимым, невозможным. "Ведь у современного человека так мало времени", – оправдываемся мы. И вот, Пантелеимонов монастырь показывает нам всем пример, что это возможно, что это не когда-то очень давно было, а что это осуществимо и в наше время, что это под силу и современному человеку. Здесь все братия учат псалмы, даже старцы; восемь человек знают всю Псалтирь на память. Значит – это возможно.

Псалтирь – это книга книг; это основа нашего богослужения, ведь все с Псалтири началось. Это сокровищница духовных смыслов и, в зависимости от духовного возраста, открываются все новые и более глубокие смыслы. Осмысленное изучение Псалтири наполняет весь ум человека, всю его душу духовными размышлениями, духовными истинами. Это значит, что братия, которые этим живут, будут отдавать это духовное богатство людям, будут говорить от богодухновенных истин Писания, а не от своей головы, не от своего смысла, не от своего мнения. Это очень важно.

Наш ум не может бездействовать, не может быть праздным; ему нужна постоянная пища. И то, что ты ему дашь – будет питать твою же собственную душу: человек будет либо развиваться в познании божественных тайн; либо – развращаться в порочных помыслах; либо вертеться непрестанно, как белка в колесе, в круговороте житейской суеты. Если мы считаем себя духовными людьми, значит наш ум должен быть занят рассмотрением, изучением, осмыслением духовных предметов, божественных истин, а не какой-нибудь мирской суеты. Изучение в монастырях Божественных Писаний, и в особенности Псалтири, как никогда актуально в наше время – время, когда агрессивная среда интернета затягивает в себя практически всех, кто к ней прикасается. Практика Пантелеимонова монастыря на Афоне – пример для нас. Также надо делать и в наших обителях.

Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност

- Вы сказали, что такая практика была бы невозможна без духовного единения и взаимного доверия всего братства монастыря. Что нужно для того, что было единодушие в монашеской общине? Как этого достичь и как сохранить его?

- Забыть о самом себе и думать о ближнем. Только тогда монастырь действительно сможет стать единодушной сплоченной монашеской семьей; только тогда монастырь будет общиной самоотверженных подвижников, а не сборищем самолюбивых эгоистов. Мы часто склонны жалеть самих себя, снисходить к своим немощам, думать о том, как нам тяжело. Да, бывает тяжело, бывает трудно нести добродетели, исполнять свои обязанности. Но ведь ближнему еще тяжелее. А он несет терпеливо свой крест. Надо научиться не думать о своих тяготах, о своих трудностях, особенно тогда, когда видишь, что ближний твой, брат твой, нуждается в том, чтобы ты подставил ему плечо. Исполняя какое-то послушание, нужно думать, что ты не просто делаешь "свое дело" или исполняешь "свои обязанности", а то, что ты служишь, именно служишь, ближним, служишь братиям, а в их лице – Самому Христу; что ты пришел в монастырь не для того, чтобы тебе служили, но чтобы ты помогал и служил другим. Только с таким настроем и с таким помыслом наш труд будет спасительным. Поэтому: забыть о себе; не искать своего; быть всегда готовым по первому зову оказать помощь или послушание брату или отцу – это основа как личного духовного возрастания, так и укрепления всего братства в духе общежития, в духе взаимной любви и послушания. Обитель, которая зиждется на таком основании, будет показывать пример и для мирских людей. Это и есть исполнение слов Господних: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13, 35).

Интервью записано
в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре
редакцией портала «Русский Афон» (www.afonit.info)

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «АФОНИТ.INFO» (www.afonit.info)

Смотри также:
Человек не может быть счастлив, если его не влечет к себе небо
9 мая 2019 года почил один из самых известных афонских подвижников современности, духовник афонского монастыря Симонопетра схиархимандрит Эмилиан (Вафидис). Предлагаем вниманию читателей материал, под
Десять чудес прп. Кукши Одесского и Афонского
Преподобный Кукша (Величко) Одесский за свои аскетические подвиги, непрестанную молитву и исповедничество был прославлен от Бога многими чудесами. Поскольку подвижник принимал постриг и 17 лет подвиза
"Главное — это наше произволение, наше желание" Старец Симеон Филофейский
Вы должны подражать своим святым. У вас были великие святые, и вы должны подражать им, брать с них пример. Соблюдать то, чему они учили. Современный мир, к сожалению, дает нам другие, плохие примеры.
Как достигается истинная цель монашества. Митрополит Лимасольский Афанасий
Предлагаем читателям портала «Русский Афон» доклад митрополита Лимасольского Афанасия на Международной конференции «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи» (Республика Кипр, г. Никосия. 1
Святитель Григорий Палама: житие, творения, учение
27 ноября Православная Церковь празднует память святителя Григория Паламы, выдающегося афонского подвижника, теоретика православного исихазма и видного православного лидера. Предлагаем нашим читателям
О монашестве (из писем с Афона). Архимандрит Софроний (Сахаров)
Различны призвания, различны и пути. Вот одна из возможностей: неудовлетворенность данной действительностью и искание иной жизни, подлинной, вечной.
Пять чудес прп. Арсения Каппадокийского. День памяти - 10 ноября
Преподобный Арсений Каппадокийский – духовник преподобного Паисия Святогорца. Великий чудотворец, святой Арсений своей молитвой исцелял больных, помогал страждущим, охранял от разграбления турками сел
Чудесные явления Пресвятой Богородицы на праздник Покрова в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне
На праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре воспоминаются чудесные явления Божией Матери в Свято-Покровском соборе обители. Как известно, этот собор свя
Преп. Сергий Радонежский и его роль в возрождении святогорских традиций русского монашества
Монгольское иго не только уничтожило древнерусскую государственность, но и нанесло непоправимый духовный урон Киевской Руси. Огнем и мечем испепелило Батыево нашествие землю Русскую, усугубив политиче
Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратийском храме
Святыня затем попала к сербам и впоследствии была передана князем Лазарем († 1389) в афонский монастырь Ватопед. Там она почитается и доныне. Святая реликвия источает сладостное благоухание, и от нее
Последние обновления
Архив сайта
<< < Апрель 2016 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
Видеогалерея

 

 

на верх