Афонский старец иеросхимонах Пантелеимон (Важенко)8/21 января 1914 года на Святой Горе почил афонский старец, духовный сын известного старца Хаджи Георгия и сподвижник старца Стефана (Подгорного), настоятель русской келейной обители Креста Господня иеросхимонах Пантелеимон (Важенко).

Родился иеросхимонах Пантелеимон (в миру Петр Иванович Важенко) в 1849 году на Слобожанщине (тогда территории Курской губернии) и был приписан к мещанам города Харькова. Он прибыл на Святую Гору Афон в 1878 году и так же, как другой Петр, впоследствии настоятель Благовещенской келлии отец Парфений, стал учеником знаменитого старца Хаджи Георгия, известного всему Афону своей строгостью.

Старцем Хаджи Георгием Петр Важенко был пострижен в мантию с именем Пантелеимон, а затем, по его благословению, рукоположен в иеромонаха. Впоследствии, по благословению старца Георгия, он стал старцем келлии Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1894 г. он перешел на келлию Воздвижения Креста Господня. Эта знаменитая русская келейная обитель располагалась вблизи греческого монастыря Каракал, на прекрасном холме, в получасе ходьбы от морского берега. Основана она еще в Х веке, однако впоследствии пришла в полное запустение. В XIX веке она была выкуплена русскими монахами и с тех началось ее стремительное развитие.

Избранный настоятелем Крестовоздвиженской келлии, иеросхимонах Пантелеимон (Важенко) принимается за ее обустройство и развитие. При нем открываются подворья келлии в Константинополе и Иерусалиме, выкупается в 8 верстах от Иерусалима Фаранская обитель преп. Харитона, а также стараниями братии возрождается монастырь св. Пророка Ильи на Святой Земле.

В самой же Крестовоздвиженской келлии на 1913 г. подвизалось около 70 человек русской братии.

Русская Крестовоздвиженская келлия на Афоне

Основная реставрация кельи русскими иноками была проведена еще в XIX веке. Она имела 4 десятины земли. Русскими иноками здесь были обустроены кузнечная, столярная, сапожная, портняжная, переплётная и даже фотомастерские. В обители были устроены водопровод с водохранилищем, прекрасные виноградники с цистернами для сбора дождевой воды и парники.

В храме было несколько частиц Животворящего Креста Господня, до 30 частиц мощей, часть главы вмч. Пантелеимона. Имелась собственная библиотека.

Планировалось, что келья должна была стать скитом, о чём даже имелись документы, но из-за вмешательства греков это преобразование не совершилось.

В 1905 году интенсивно развивавшейся обители о. Пантелеимона довелось пережить гонения со стороны греческих националистов. Группа людей, вооруженных топорами, напали на русскую Крестовоздвиженскую келлию и принялись крушить здания обители, разбивать окна, ломать стены. В результате учиненного побоища 8 русских иноков были ранены и сильно избиты.

Причина такого гонения на русских монахов кельи Честного Креста — неисполнение ими приказания ничего не строить на территории обители. Целью же нападения было изгнание русских монахов из обители после того, как они ее восстановили заново из руин и превратили в цветущий сад.

Русская Крестовоздвиженская келлия на Афоне

В послереволюционный период в Крестовской келлии еще долго теплилась жизнь. Так, в воспоминаниях афонского монаха Макария читаем: «Однажды я гостил несколько дней в Крестовской келлии на Провате, у отца Лота, старца келлии. Келлия отличалась уютностью своих построек и имела маленькую церковку во имя Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня. В отдельном маленьком домике была небольшая, хорошо подобранная библиотека, в которой я и проводил время в книжных занятиях. Моими друзьями были иеросхимонахи: отец Константин, отец Мелитон и отец Филарет».

Вл. Маевский, посетивший примерно в то же время Крестовоздвиженскую келлию, тепло вспоминает гостеприимного наместника отца Филарета, заботливых схимонаха Досифея, отца Исайю и сурового хранителя костницы обители отца Мелитона. Осматривал он также хозяйство обители, поддерживаемое трудами неутомимых насельников. Были там тогда и прекрасные виноградники с цистернами для сбора дождевой воды, парники и мастерские.

«Хорошо мне всегда во всех русских келлиях. Но все же должен при этом признать, что особенная радость и покой наполняют мою душу, когда я нахожусь в келлии Воздвижения Креста Господня, где живописная природа и чарующие виды сливаются с исключительно симпатичным характером и укладом жизни милейших ее насельников», — вот его благодарный отзыв об этой русской святогорской обители.

Афонский старец иеросхимонах Пантелеимон (Важенко)

Отец Пантелеимон не только был активным в вопросе строительства своей келлии, но и приобретал вне Афона имущество, за что его многие осуждали. Но известный исследователь Афона П. В. Троицкий считает эту деятельность совершенно уместной: «Да, отец Пантелеимон много времени проводил в Константинополе, создал там в 1900 году подворье своей келлии. Да, он приобрел в 1903 году в восьми верстах от Иерусалима Фаранскую обитель преподобного Харитона Исповедника, которую в свое время не удалось приобрести даже самому архимандриту Антонину (Капустину). Он населил ее русским братством из семи человек. Но критики и обвинители старца забывают добавить, что делалось это при участии русского консульства, с благословения Иерусалимского Патриарха Дамиана. Так же, как забывают сообщить, что в конце 19-го и в начале 20-го века многие русские афонские монахи готовили себе обители вдали от Афона. Кроме того, приобретение этого участка земли было важным делом для противодействия католикам, активно действовавшим в тот период на Святой земле. Иеромонах Пантелеимон был действительным членом Императорского Православного Палестинского Общества. Но это не все. Русские афонцы из этой келлии принимаются за возрождение монастыря святого Пророка Илии под Бейрутом, близ того места, где вмч. Георгий победил змия. Монастырь в скором времени населяется сорока русскими монахами. Планировалось расширить эту обитель. Так русское монашество двигалось на Восток. Крестовоздвиженская келлия имела подворья в Иерусалиме, под Бейрутом. Целью организации этих подворий была помощь русским паломникам».

Деятельность отца Пантелеимона замечательна еще тем, что «он на своей родине, в Харьковской губернии, при содействии своего близкого знакомого благочестивого Василия Карповича Подгорного (в схиме Стефана) и по благословению их старцев Хаджи Георгия и отца Парфения устроил весьма обширную женскую общину, в которой, в разных ее заведениях, они приютили до шестисот человек. Начавшиеся гонения против сильно и широко разросшейся этой общины заставили отца Пантелеимона удалиться на Афон, а отца Стефана оговорили клеветники, он был обвинен в сектантстве и заключен в суздальский Ефимьевский монастырь. Община была поручена вновь назначенной духовным начальством особой начальнице. Впоследствии, когда открылась невинность старца Стефана, ему предлагали освобождение, но он отказался и остался в Суздальском монастыре, предпочитая свободе неволю. А основанная им и отцом Пантелеимоном община указом Святейшего Синода была возведена в степень монастыря с наименованием «Богодуховский Свято-Троицкий женский общежительный монастырь».

Отец Пантелеимон собирал сведения о современных ему подвижниках Святой Горы. На основании собранных им материалов в 1883 году протоиереем Г. Дюковым в Киеве была издана книжка под названием «О жизни и подвигах святоафонских старцев». Прочитав эту книгу, мы начинаем понимать, каких подвижников имел отец Пантелеимон примером и к какому идеалу он стремился всю свою жизнь.

Иеросхимонах Пантелеимон (Важенко) также был одним из учредителей «Братства русских келий Афона» и действительным членом правления миссионерского общества.

С огромными усилиями, преодолевая как внешние, так и внутренние препятствия, он смог возродить свою обитель и приумножить ее братство, навсегда войдя в историю Афона своими подвигами и трудами.

Преставился старец Пантелеимон 8 января 1914 года.

 

 Использованы материалы из книги: "Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков". - Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012

 

 

Смотри также

Святитель Иоанн (Максимович): На Фаворе Христос показал красоту и славу Своего Божества
По мере очищения человека от греха и приближения к Богу все более отображается в нем слава Божия. Потому и называются …
Росписи крипты бывшего подворья афонского Свято-Ильинского скита в Одессе (места обретения мощей прп. Гавриила Афонского)
Строительство данного комплекса началось в 1894 г. Работой ру­ководил настоятель афонского Ильинского скита (с 1887 г.) архиман­дрит Гавриил (1849–1901), который …
Приобретем одежду, сотканную от дел правды и милосердия. Пять поучений прп. Максима Грека
4 июля Церковь чтит память преподобного Максима Грека – афонского монаха, писателя, переводчика, филолога. Грек по происхождению, родившийся в состоятельной …
Пять чудес святого Иоанна Русского (Русина)
В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре более 130 лет хранится нетленная и чудотворная десница святого праведного Иоанна Русского (Русина), нового …
Иннокентий Сибиряков: Жизнь и подвиг миллионера и афонского схимника
Имя схимонаха Иннокентия (Сибирякова), известного русского миллионера и благотворителя, тесно связано с возрождением русского Свято-Андреевского скита на Афоне. Здесь он …
Строитель монастыря по афонскому образцу в Карпатских горах прп. Иов (Кундря). День памяти - 22 октября
При помощи своих двоюродных братьев, подвизавшихся в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре, он также вступает в переписку с прп. Силуаном …
Афон и Валаам: духовная связь
В Русской Православной Церкви есть особый монастырь, получивший наименование «Северного Афона». …
Афонский старец иеросхимонах Евгений (Дурново). День памяти - 7 февраля
25 января (7 февраля н.ст.) 1893 года преставился русский афонский старец и подвижник иеросхимонах Евгений (Дурново), происходивший из знатного рода, …
Афонский старец иеросхимонах Гавриил (Чедаев). День памяти - 17 января
5/17 января 1884 года в Константинополе преставился известный афонский подвижник, бывший настоятель Афонского Свято-Ильинского скита иеросхимонах Гавриил (Чедаев). …
Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь как центр духовного просвещения на Кавказе
В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре с особой любовью чтят память Апостола Симона Кананита (Зилота) — одного из 12-ти ближайших учеников Христовых (память 10/23 мая). Традиция …