Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Иером. Макарий (Макиенко): «Русская Земля связана со Святою Горою непосредственным духовным родством»

Антоний Печерский на АфонеРусская Земля связана со Святою Горою непосредственным духовным родством, поскольку русская монашеская традиция является летораслью или отростком святогорского монашества, пересаженным на русскую землю Божией, а не человеческой рукою. В силу этого духовного родства Русь искони́ имела пристанище, богодарованный уголок в Уделе Пречистой Девы Богородицы – русскую обитель, которую видимо хранил на протяжении веков Промысл Божий, судивший и определивший быть ей достоянием и отчиною наших соотечественников, ищущих спасения на Святой Горе.

Подробнее...

Русские иноки на Афоне в XI - XVII вв.

Русский на Афоне Пантелеимонов монастырьПоявление на Афоне «русских» монахов относится к древнейшему периоду истории Св. Горы. Под одним из актов Вел. Лавры (февр. 1016) стоит подпись Герасима, «монаха, милостию Божией пресвитера и игумена обители Роса» (Γερασιμος μ(ονα)χ(ος) ελε(ῳ) θ(εο)ῦ πρεσβυτερος κ(αι) ηγουμενος μονις του Ρôς - Actes de Lavra. T. 1. N 19). Греч. подпись «русского» (του Ρους) мон. Кириака стоит под одним из актов мон-ря Ксиропотам 1081 г. (Actes de Xéropotamou. N 6. P. 64). По сообщению ПВЛ, Св. Гору посетил прп. Антоний Печерский, к-рый был там пострижен в монашество и отправлен (по одним данным в 1013 г., по другим – в 1051 г.) обратно в Киев с благословением и пророчеством о том, что от него «мнози черньци имут быти» на Руси (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 156). По позднему афонскому преданию, прп. Антоний подвизался на Св. Горе в пещере близ Эсфигмена (храм над ней во имя прп. Антония Печерского сооружен в 1849, на Афоне прп. Антония именуют Эсфигменским).

Подробнее...

Русско-афонские связи в XI - XVII вв.

Антоний Печерский на АфонеЗарождение русско-афонских связей относится к начальной истории русского монашества. Вернувшись с Афона на Русь, прп. Антоний Печерский поселился близ Берестова (в окрестностях Киева), и вскоре вокруг него собралась монашеская община. Строй ее жизни, по-видимому, сложился на тех уставных принципах, которые преподобный наблюдал в афонских монастырях. Предание о благословении от Св. Горы, принятом через прп. Антония «матерью монастырей русских» - Печерской обителью, отразилось в ПВЛ и в Киево-Печерском патерике.

Подробнее...

Русские иноки на Афоне в XVIII - нач. XX вв.

141XVIII век стал временем упадка монашеской жизни на Св. Горе. Причиной тому были русско-турецкие войны и ухудшение отношения турецких властей к православному монашеству, прежде всего к славянскому, сочувствовавшему России. В 1705 г. К-польским Патриархом Гавриилом III Пантелеимонов монастырь, к нач. XVIII в. совершенно запустевший, вновь был передан русским инокам во главе с архим. Варлаамом, одновременно облегчалось пребывание на Св. Горе русским «приходящим странникам... хотящим тамо быти».

Подробнее...

Д. Кочетов. Русско-афонские связи в XVIII - XIX вв.

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырьВ конце XVII в. из-за русско-турецкой войны активные связи России с Афоном вновь были прерваны. Только в 1707 г. в Москву к царю Петру I с просьбой о помощи прибыл игум. Пантелеимоновой обители Варлаам. Ему были выданы из царской казны щедрые пожертвования для обители, в т. ч. книги. В 1712 г. игум. Варлаам снова был в Москве с той же целью. В 1720 г. Москву посетил его преемник игум. Киприан, получивший милостыню деньгами, церковной утварью и книгами. В 1-й пол. XVIII в. продолжались паломничества из России на А. В 1707-1709 гг. в Иерусалиме, на Синае и на Афоне побывал иеромонах черниговского Борисоглебского монастыря Ипполит (Вишенский), в 1723-1745 гг. по св. местам Востока и по Афона странствовал воспитанник Киево-Могилянской академии В. Г. Григорович-Барский.

Подробнее...

О некоторых причинах кризиса «русского Афона» в ХХ веке

Русский Свято-Андреевский скит на АфонеГрядущему тысячелетнему юбилею русского монашества на Афоне посвящается статья протоиерея Павла Недосекина, в которой освещается вопрос выживания славянских монастырей на Афоне. Автор опирается на документы, сохраненные архиепископом Василием (Кривошеиным) и проливающие свет на причины и следствия упадка в ХХ веке русского монашества на Святой Горе.

Подробнее...

Земной удел Богоматери и Святая Русь. Разносторонние связи с Афоном – характерная черта русской духовной жизни

LitografiaAfonОдним из традиционных мест паломничества русских людей на протяжении многих веков наряду с Константинополем (Царьградом) и Иерусалимом была святая гора Афон (греч. Агион Орос), расположенная в Греции, на восточном выступе полуострова Халкидики. Там со времени Константина Великого, т.е. уже в III—IV вв., возникли первые монашеские поселения. Подвижничество их обитателей, принципы нестяжательства и суровость монастырских уставов привели к тому, что Афон стали считать святым местом во всем православном мире. Среди десятков расположенных там монастырей было несколько русских. Ныне на Афоне находится 17 греческих монастырей, 3 славянских, 12 скитов и до 6000 отшельнических келий, а всех иноков до 80001. Большинство монахов — греки.

Подробнее...

Исторические связи Карпатской Руси со Святой Горой Афон

49766 bИстория взаимоотношений Карпатской Руси и Святой Горы Афон насчитывает уже тысячу лет, и берет начало в эпоху Крещения Руси. В то время Святая Гора переживала период расцвета (в Х веке на Афоне насчитывалось до 180 обителей) и являлась главным училищем подвижничества для всего православного мира.

Подробнее...

А.Н. Тахиаос. Присутствие русских монахов на Афоне XI - XX вв.

ikonaiafonaividneprei2Святая Гора Афон занимает особое место в истории не только Византийской империи, в состав которой она входила, но и всей Восточной Православной Церкви. Будучи значительным центром монашеской жизни, на протяжении столетий явившим миру множество святых и сыгравшим решающую роль в развитии православного монашества, естественным образом Афон стал мощным полюсом притяжения для народов, принявших христианство при посредничестве Византии и вошедших в сферу её культурного и духовного влияния. К их числу принадлежит и великий русский народ, крестившийся в 988 г. и вошедший в семью православных наций.

Подробнее...

Афон и Россия: Святоотеческий завет, национальный миф или вызов эпохи?

PICT0497zИстория Святой горы Афон и афонского монашества отражена в бесчисленном множестве богословских, агиографических, церковно-исторических, литургических, искусствоведческих книг, альбомов, исследований. Но Афон - не только неисчерпаемая тема ученых трудов и паломнических описаний. Это - и самая, может быть, злободневная проблема жизни современного Православия. С судьбами афонского монашества сегодня, как и в прошлом, неразрывно связаны судьбы Православной Церкви, а если взглянуть пристальнее - и судьбы человека.

Подробнее...

Последние обновления
Архив сайта
<<<Июнь 2018>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Видеогалерея

 

 

на верх