Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

О необходимости составления мартиролога русских афонских новомучеников и исповедников

Икона Русских Афонских Новомучеников Составление полного мартиролога русских афонских новомучеников и исповедников, в том числе и бывших насельников Пантелеимонова монастыря, пострадавших за веру в годы атеистический гонений в СССР, имеет важное значение в деле восстановления духовного наследия Русского Афона. Однако эта работа крайне осложнена из-за отсутствия необходимых материалов, в первую очередь как полных списков репрессированных в СССР бывших афонитов, так и доступа к их следственным делам, многие из которых до сих пор хранятся без права доступа в архивах бывшего КГБ в различных городах и республиках бывшего СССР.

Целенаправленная, кропотливая и системная работа в этом направлении, учитывая интерес общества к теме восстановления наследия Русского Афона в связи подготовкой к празднованию юбилея 1000-летия русского монашества на Святой Горе, могла бы существенно сдвинуть этот вопрос, раскрыв миру сотни «белых пятен» и биографий афонских новомучеников и исповедников ХХ века.

Как уже было сказано, одной из проблем является отсутствие полных списков репрессированных в СССР бывших афонитов, по которым можно было бы начать поиски в архивах России, Украины, Белоруссии, Казахстана. Однако эта проблема отчасти решаема, если в оборот взять списки всех афонских иноков и послушников, возвратившихся с Афона на Родину с 1890 по 1930-е годы.

Так, изучив Монахологий русского Афонского Пантелеимонова монастыря, мы видим, что в период с 1890 по 1899 годы из Пантелеимонова монастыря в Россию возвратился 161 насельник. В период с 1900 по 1912 годы обитель покинули 274 насельника, а только в одном 1913 году покинул 71 насельник по собственной воле и 577 – были депортированы в Россию по делу об «имябожнической» Афонской смуте. Всего за этот год – 648 человек. В следующих 1914 – 1917-м годах, как правило, в связи с началом Первой Мировой войны и мобилизацией послушников и иноков на фронт, из Пантелеимонова монастыря в Россию отбыло 113 человек. В дальнейшем, с 1918 по 1930-е годы, из обители выбыло около 60 человек, преимущественно из Закарпатья.

Всего с 1890 по 1930-е годы только из одного Афонского Пантелеимонова монастыря выбыло около 1254 человека, большинство из которых, если остались живы на момент революции и начала атеистических гонений на православие, попадают в возможную «группу риска» и могли быть подвергнуты репрессиям, преследованиям и гонениям за веру. И это только по Пантелеимонову монастырю, без учета Андрревского и Ильинского скитов, а также 82 русских обителей-келлий и 187 калив на Афоне, большинство имен насельников которых нам, увы, неизвестны.

Икона Святых Русских Святогорцев

Кроме того, к указанной группе поиска необходимо отнести насельников афонских подворий Пантелеимонова монастыря, Андреевского и Ильинского скитов в Одессе, Москве, Санкт-Петербурге, Таганроге, Ростове на Дону, а также насельников Новоафонского Симоно-Канонитского монастыря на Северном Кавказе.

Так известно, что в Великий Четверг 1923 года всем монахам афонских подворий в Одессе было приказано покинуть город. Поскольку выезд на Афон был закрыт, им пришлось ехать в Москву, хлопотать о разрешении возвращения на Святую Гору. Выезд разрешили 180 монахам, в поле зрения остались только 30, но Одесское ГПУ запретило выезд и им. Насельники подворий разбрелись по стране, кто куда, многие были репрессированы, многие из них ушли в подполье, как архимандрит Питирим (Ладыгин), ставший позже катакомбным епископом.

Розыск сведений о дальнейшей судьбе всех этих афонитов и составление полного мартиролога русских афонских новомучеников и исповедников должен быть одним из направлений программы по восстановлению и сохранению наследия Русского Афона.

Из всего массива необходимой работы на сегодняшний момент проделана лишь незначительная часть. Так в Базе данных Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета (БД ПСТГУ) собраны сведения на около 100 репрессированных бывших святогорцев, из них 13 – были прославлены в лике святых. Биографии этих 13 новомучеников довольно хорошо изучены, однако сотни других до сих пор остаются неизвестными. К слову, даже по этим 13 информация о их принадлежности к афонскому монашеству была выявлена лишь при изучении их следственных дел. А если по ком-то в материалах следствия не упоминалось об их пребывании на Афоне, то даже в открытой Базе данных ПСТГУ не будет об этом сведений. Поэтому, даже здесь, обрабатывая Базу данных ПСТГУ, предстоит немалый объем работы. Не говоря уже о поиске документов в архивах спецслужб, в центральных и областных архивах стран бывшего СССР.

Таким образом, как уже было сказано, в деле восстановления духовного наследия Русского Афона приобретает важное значение поиск материалов и составление мартиролога русских афонских новомучеников и исповедников, пострадавших за веру в годы атеистический гонений в СССР. Без этого наше представление о русском святогорском наследии будет оставаться неполным.

Сергей Шумило,
Международный институт афонского наследия

P.S. Редакция православного портала «Русский Афон» продолжает собирать сведения о репрессированных в годы коммунистических богоборческих гонений афонских иноках и подвижниках. Имеющиеся материалы просим присылать на адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  

 

 Дополнительно см.:

На Афоне почтили память Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

 

Новомученики Ново-Афонские

 

Святые русские святогорцы, пострадавшие за Христа во время богоборческих гонений в СССР

 

  

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Древнейшая русская Свято-Успенская обитель «Ксилургу» на Афоне и ее значение для Руси
15/28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, в русской Свято-Успенской Богородичной обители «Ксилургу» на Афоне отмечается престольный праздник.
Игумен и благоукраситель Андреевского скита на Афоне старец-архимандрит Феодорит (Крестовиков). День памяти – 22 августа
22 августа исполнилось 130 лет со дня преставления афонского подвижника, игумена и благоукрасителя Русского Свято-Андреевского скита на Афоне старца-архимандрита Феодорита (Крестовикова). Последние дн
Равноапостольный князь Владимир Киевский – ктитор Древнерусской Лавры на Афоне
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне вместе со всей полнотой Русской Православной Церкви празднует память Крестителя и Просветителя Руси равноапостольного князя Владимира Киевского. В ночь с
Собор святых русских государей на Афоне
В день Крещения Руси в Русской Свято-Пантелеимоновой обители на Афоне отмечается особый праздник – Собор всех святых русских государей.
Преподобный Антоний Печерский и древнерусский Афон. Об афонских корнях русского монашества
23 июля Православная Церковь совершает память преподобного Антония Печерского, основателя Киево-Печерской обители. Этот подвижник занимает особое место в сонме древнерусских святых и издревле почитает
Афонский старец и духовник русских святогорцев иеросхимонах Иероним (Соломенцев). День памяти - 28 июня
Житие это принадлежит человеку, изначально предназначенному Промыслом Божиим на особое и великое служение — воссоздание русского иночества на Святом Афоне, не формально, но с глубоким содержанием, в л
Старец Максим, добровольно отказавшийся от игуменства и ушедший в затвор. День памяти - 24 июня
Старец Максим был игуменом Ильинского скита на Святой Горе Афон с 1901 по 1914 годы. Еще за год до своей кончины прежний настоятель обители преподобный старец Гавриил Афонский предложил братии выбрать
Русская афонская обитель Святителя Николая Чудотворца («Белозерка»)
Стремительный расцвет русского монашества на Святой Горе Афон во второй половине XIX – начале XX веков привел не только к возрождению Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, но и образованию других р
Основатели русской обители Апостола Андрея Первозванного на Афоне иеросхимонах Виссарион (Толмачев) и схимонах Варсонофий (Вавилов). Дни памяти — 8 мая и 26 апреля
Основателем и первым ктитором нового русского Свято-Андреевского общежительного скита на Святой Горе Афон был иеросхимонах Виссарион, в миру — Василий Толмачев. Он был сыном благочестивых родителей Ма
Святая Гора Афон в русско-византийских отношениях (IX−XV века)
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх