Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Последователь прп. Силуана Афонского – прп. Иов (Кундря)

Рака с мощами прп. Иова (Кундри) Угольского. Фото Сергея Шумило, октябрь 2015 г.22 октября 2015 г. Хустская епархия УПЦ праздновала день обретения мощей преподобного Иова Угольского. В рамках работы международной научной конференции «"Малый Афон" – монастыри и монашество в Закарпатье: традиции и современность», которая состоялась 3-4 октября 2015 г. в г. Мукачево, настоятель подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в Киеве иеромонах Алексий (Корсак), директор Международного института афонского наследия в Украине (МИАНУ) Сергей Шумило, руководитель Закарпатского отделения МИАНУ, кандидат исторических наук, доцент Юрий Данилец,глава паломнического отдела Хустской епархии УПЦ иеромонах Пимен (Мацола) посетили места подвигов  преп. Иова и поклонились его мощам.

 

Архимандрит Иов (Кундря) Угольский

В Свято-Троицком монастыре в Городилове сохранилось предание, что он был основан прп. Иовом (Кундрей) по благословению известного подвижника Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон преп. Силуана Афонского (1866-1938). По свидетельству местных старожилов и очевидцев, преп. Иов в 1930-е гг. поддерживал переписку со старцем Силуаном. К сожалению, пока не удалось отыскать письма двух подвижников. 

Преп. Силуан Афонский

Преподобный Иов (Кундря) происходил из села Иза возле Хуста, которое известно своим жертвенным подвигом в пользу Святого Православия, многими монахами и священниками. Первые письменные упоминания о селе относятся к 1387 году [i]. В последующие века селом владело Венгерское государство и управляющие Хустского замка. В 1673 г. упоминаются землевладельцы-дворяне: Федор Немеш, Дмитрий Олаг, Демьян Олос, Андрей Сабов. На 1768 г. в селе насчитывалось 79 дворов. Более трети жителей умерло во время голода 1786 г. Спустя полвека Иза насчитывала уже 216 дворов и 454 жителя. В этом селе нашел себе приют и вечный покой известный писатель-полемист, активный борец против унии, введенной на Закарпатье в 1646 г. – иерей Михаил Андрелла (1637 – † 1710) [ii].

В 1751 г., осуществляя проверку епархии, село посетил униатский епископ Мануил (Ольшавский). Протоколы его визитации сохранили важную информацию о сельских жителях, храмах, духовенстве. «Способнѣ к сповѣди: 601, всѣ высповѣдалися. Газдов 71, нич совсѣм не платят». В селе действовало два деревянных храма: Успения Пресвятой Богородицы и Рождества Пресвятой Богородицы. Упомянутые в отчете также три священника Андрей Фурий, Иван Фурий и Павел Бенца (не служил).

Важная информация о сельских храмах. Церковь Успения Пресвятой Богородицы «деревяна, с вежою, шинглями крыта, в соотвѣтном состояню. Всѣми образами украшенна. Антиминс Бизанцого. Цимборія деревяна. Чаша с принадлежащими цинняна, ложочка срѣберна. Воздух и покровцѣ шовковѣ. Илитіон и лентіон из красного полотна. Обрусы 6, стихарѣ 3, жертвенник зносно чистый. Свѣщники три циннянѣ. Фелоны с епитрах. 3. Книги литургійнѣ всѣ. Звоны 2, не знати от кого посвященнѣ, третій знищенный. Доходки ниякѣ. Цинтарь плотом огородженный»[iii].  

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы «деревяна подобно с вежею, шинглями крыта. Всѣми образами украшена, не знати от кого благословенна. Антиминс от Визитатора отнесенный. Ковчег деревяный. Чаша с принадлежностями из цинны. Воздух и покровѣ из картона. Илитіон и лентіон чистѣ. Обрусы, стихарь един и жертвенник чистѣ. Свѣщники три, един из цинны, другѣ дерев. Фелоны три, един церкви. Богослужебнѣ книги церкви: Служебник, Тріодь, Псалтыр, Часословец, Требник; другѣ пароха: Октоих, Трефолой, Тріодь Постна. Звоны два, не знати от кого благословеннѣ. Доходки ниякѣ. Цинтарь плотом слабо огородженный»[iv]. 

В 1859-1885 гг. во главе религиозной общины в с. Иза стоял известный общественный деятель, издатель, писатель, священник Иван Раковский. Он рассказывал прихожанам о различиях между восточным и западным обрядами, открыто выражая свои симпатии восточному обряду. Отец Иоанн много проповедовал, занимался просвещением крестьян. Результатом этой деятельности стало то, что большинство крестьян были обучены читать и писать, хорошо знали Закон Божий, богослужения, разбирались в религиозных вопросах. Внезапная смерть пастыря вызвала среди населения слухи о его отравлении. Последующие священники были не такими сильными в вере и богословии, что вызвало недовольство крестьян, а когда в начале ХХ в. один из священников начал сокращать богослужение и учить русинских детей на венгерском языке, село восстало. Этот протест проявился в массовом выходе из униатской церкви и переход в православие.

Преподобный Иов (Кундря) Угольский

Преподобный Иов (в миру Иван Георгиевич Кундря) родился 18 мая 1902 г. Он был седьмым ребенком в семье Георгия Кундри и Анны Мадьяр. Известны имена братьев и сестер преподобного: Дмитрий (1890 г.р.) (на 1940 г. жил в США), Мария (1892 г.р.), Михаил (1895 г.р.) (на 1940 жил в Канаде ), Юлиания (1896 г.р.), Пелагея (1898 г.р.), Георгий (1900 г.р.). В церковной книге с. Иза находим запись, сделанную священником Стефаном Полянским. Крестным отцом преподобного был Юрий Кадар [v].

Односельчан Ивана, которые решили вернуться к «старой вере» – православию, австро-венгерские власти обвинили в государственной измене. Нечеловеческие преследования православных, бесспорно, повлияли на формирование юного Ивана Кундри. Вместе с братом Георгием, наблюдая за православным движением, они всячески способствовали в его распространении. В родном селе Иван окончил 8 классов народной школы.

Иван Кундря, будущий о. Иов Угольский

После распада Австро-Венгрии в 1919 г. Закарпатье под названием Подкарпатская Русь вошло в состав Чехословакии. В 1920 г. Иван Кундря окончил курсы виноградаря. В 1924-1925 гг. проходил действительную военную службу в 20 пехотном полку чехословацкой армии в г. Михайловцы (Словакия). За образцовую службу получил военную награду.

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, нач. ХХ века

В 1922 г. было направлено «Отеческое послание с Афона из Пантелеимонова монастыря игумену Алексию (Кабалюку) и православному карпаторусскому народу». К этому времени о. Алексий, принявший Православие в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне и поддерживавший с ним тесные духовные связи, служил настоятелем основанного им Свято-Никольского монастыря в селе Иза. Братия русской святогорской обители на Афоне давала благословение на наименование своего «духовного чада» Алексием Афонским и просила священноначалие возвести его в сан архимандрита с предоставлением, по афонской традиции, права ношения при богослужении митры, архиерейской мантии и жезла. В заключительной части послания старцы и братия Афонского Пантелеимонова монастыря призвали закарпатцев «стоять крепко в святом Православии» [vi].

Архимандрит Алексий (Кабалюк) Карпаторусский Закарпатский

Под влиянием прп. Алексия (Кабалюка) Иван Кундря, врнувшись из армии, тоже возгорелся желанием уйти на Святую Гору, в Пантелеимонов монастырь. Он дважды пешком ходил на Афон, но попасть туда ему так и не удалось [vii]. Главной причиной стала политика греческих властей, направленная на эллинизацию Афона. 10 сентября 1926 правительство Греции приняло закон, согласно которому все монахи, независимо от их национальности, считались греческими подданными. По этому закону в афонские монастыри нельзя было принимать лиц, не имевших греческого гражданства, что давало возможность отказывать в выдаче виз и паспортов [viii]. К тому времени на Афоне, в Свято-Пантелеимоновом монастыре, находилось более 40 закарпатцев, в том числе и двоюродные братья Ивана Кундри – Меркурий (Мадьяр) и Макарий (Мадьяр).

После первого отказа Иван Кундря сделал еще одну попытку попасть на Афон, но получив и в этот раз отрицательный ответ, решает остаться на Закарпатье и здесь начать монашескую жизнь. Он поступает послушником к прп. Алексию (Кабалюку) в Свято-Николаевский мужской монастырь в родном селе Иза. При помощи своих двоюродных братьев, подвизавшихся в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре, он также вступает в переписку с прп. Силуаном Афонским и другими русскими афонскими старцами. Эти контакты с подвижниками Святой Горы имели важное значение в формировании его внутреннего мировоззрения и выбора дальнейшего жизненного пути.

Архимандрит Иов (Кундря) Угольский

По благословению епископа Рашко-Призренского и Карпаторусского Серафима, архимандрита Алексия (Кабалюка) и афонского старца прп. Силуана (Антонова) в 1930 г. Иван Кундря с единомышленными собратиями обители, преимущественно жители села Иза, решили основать в Карпатских горах, неподалеку от Хуста, новый мужской монашеский скит в Городилове [ix], где были бы заведены строгие афонские правила и устав. В благословение из Салоник монахами Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря для новообразованной закарпатской обители была передана частица мощей святого Димитрия Солунского.

Свято-Троицкий монастырь в Хуст-Городилово, основанный прп. Иовом (Кундрей) по благословенню прп. Силуана Афонского

Земельный участок около 12 га, где они поселились, был куплен у Иосифа Лукача за 25 тысяч чешских крон. Первыми жертвователями оказались сами же насельники этой пустынной горной местности, которые, продали собственные земельные участки и вложили эти деньги в монастырскую кассу. На эти деньги и был куплен этот пустынный участок в лесной чаще на склоне Карпатских гор. Василий Орос вложили в кассу 8 тыс. чешских крон, Димитрий Кеминь – 4 тыс., иером. Пантелеимон и его брат Иван Кундря – 6 тысяч, о. Парфений и послушник Антоний – 7 тыс. и монах Владимир – 1 тыс.

В том же году был построен корпус для братии и малая часовенка в честь св. Троицы. Первым настоятелем скита стал архимандрит Алексий (Кабалюк), после него эту должность формально исполнял архимандрит Амфилохий (Кеминь) [x].

Свято-Троицкий монастырь в Хуст-Городилово, современный вид. Фото Сергея Шумило, октябрь 2015 г.

Свято-Троицкий монастырь в Хуст-Городилово, современный вид. Фото Сергея Шумило, октябрь 2015 г.

Свято-Троицкий монастырь в Хуст-Городилово, современный вид. Фото Сергея Шумило, октябрь 2015 г.

Свято-Троицкий монастырь в Хуст-Городилово, современный вид. Фото Сергея Шумило, октябрь 2015 г.

20 мая 1936 г. Иван Кундря принял постриг в рясофор у архимандрита Алексия (Кабалюка), а 22 декабря 1938 г. – в мантию с наречением имени Иов [xi].

В марте 1939 г. Закарпатье было оккупировано Венгрией. С началом Второй мировой войны венгерское правительство начало военную мобилизацию. Это послужило одной из причин многочисленного бегства местных жителей на территорию подсоветской Украины. Не был исключением и о. Иов (Кундря), который решил эмигрировать, укрывшись за советской границей. Была сформирована группа из четырех человек, в которую вошли, кроме о. Иова: Юрий Ференци, житель с.Королево Севлюшского округа (ныне Виноградовского р-на), Иван Григоряк и бывший насельник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонах Иларион (Рыбарь) – жители с. Дубовое Тячевского округа (ныне Тячевского р-на).

О возникновении идеи перейти границу и о реализации замысла рассказал на допросе Ю. Ференци. На вопрос следователя: «при каких обстоятельствах Вы познакомились с попом Рыбарь и монахом Кундря, с которыми Вы перешли границу в СССР?» [xii], он ответил, что скрывался от ареста венгерской жандармерии в г. Хуст, где часто посещал монастырь в Городилове. Именно здесь он познакомился с о. Иовом, который предложил ему перейти границу. Накануне перехода к ним присоединились еще два человека, с которыми Ю. Ференци не был ранее знаком.

Дополняет данный ответ И. Григоряк: «Когда скрывался от преследования Венгерских властей, я проживал в лесу, ко мне приходила мать и сообщила, что священник Рыбарь собирается перейти границу в Советский Союз, я сказал матери, чтобы он пришел до меня, что священник и сделал, когда он пришел, мы с ним решили перейти границу в Советский Союз. Кроме этого священник привел еще двоих, я их даже и фамилии не знаю и мы все 4 перешли в Советский Союз» [xiii].

Таким образом, во-первых, группа из 4 человек формировалась в двух центрах – в Хуст-Городилово и в с. Дубовое Тячевского округа. Во-вторых, личные связи двух иеромонахов привели к объединению группы и ее переходу через границу СССР. Место для пересечения границы было выбрано возле «Черной горы» на Раховщине.

6 октября 1940 г. в 09.00. утра они оказались на территории УССР в районе с. Рафайлово Станиславской области (с 1946 г. – с. Быстрицы Надвирнянского района Ивано-Франковской области). Однако уже в 16.00 их задержала группа 95-го Надвирнянского пограничного отряда войск НКВД. На следующий день сотрудник НКВД старший лейтенант Половников совершил обыск у о. Иова и составил протокол задержания. В одной из справок указывалось, что задержанный И. Кундря вел себя адекватно [xiv]. Следователи сделали фото задержанного и сняли отпечатки пальцев.

Арестованный в 1940 г. Иван Кудря, в монашестве Иов

Помощник начальника штаба Сосисоков 7 октября 1940 г. провел первый допрос задержанного И. Кундри. Последний сообщил дату и место рождения, национальность, род занятия, социальное происхождение, образование и др. Он также указал точное место перехода границы и имена родственников и знакомых на территории СССР.

«Вопрос: По какой причине Вы бросили монастырь и скрывались в лесу?

Ответ: Бросил монастырь и скрывался в лесу я потому что хотели взять меня в Армию, так как я не хотел идти на защиту мадярской буржуазии. 

Вопрос: Какая цель Вашего перехода из Венгрии на территорию Советского Союза?

Ответ: Потому что мне грозили судом – расстрелом» [xv].

10 октября 1940 г. старший помощник начальника 5 отдела НКВД УСРС 95 пограничного отряда капитан Власов вынес постановление, согласно которому материалы иеромонаха Илариона (Рыбаря) были выведены в особое производство. «Усматривая из материалов следствия, что Рыбарь И.Г. проживая в селе Дубово Тячевского округа – Венгрия, был связан с лицами, подозреваемыми в причастности к венгерским разведывательным органам и вполне возможно, что влился в группу лиц указанных выше, желающих следовать в СССР – по заданию венгерской разведки....».

Однако, под суд иеромонах Иларион (Рыбарь) не попал. В конце 1940 г. он уже находится в своем родном селе Дубовое. Можно предположить, что он был освобожден из-под стражи при условии обещания сотрудничества с советской разведкой. Кроме того, его уголовного дела в архиве не обнаружено, очевидно, оно было оттуда удалено сотрудниками НКВД-КГБ. Ни в одной из автобиографий иеромонах Иларион не указывал о своем переходе границы СССР.

Иначе сложилась судьба о. Иова (Кундри). 11 октября 1940 г. в г. Надворная Станиславской области старший помощник начальника 5 отдела НКВД УСРС 95 пограничного отряда капитан Власов, на основе изучения материалов дела Кундри Ивана Георгиевича, принял решение взять его под стражу с предъявлением обвинения по 80 ст. УК СССР (нелегальный переход границы). В тот же день следователь Кондрич провел допрос задержанного. Отцу Иову был поставлен только один вопрос:«Признаете себя виновным в предъявленных Вам обвинениях?». На что он ответил следующее: «Виновным себя признаю и поясняю, что границу из Венгрии в СССР перешел в поисках лучшей жизни» [xvi].  

12 октября 1940 г. Власов издал постановление, по которому обвиняемые Кундря И.Г., Ференци Ю.И., Григоряк И.Ю. направлялись в УНКВД по Станиславской области для дальнейшего ведения следствия [xvii]. 21 октября 1941 г. следственное дело по №29345 было принято к производству следователем следственной части УНКВД, старшим сержантом Госбезопасности Репиным.

23 октября 1940 в Станиславской тюрьме старший сержант Репин провел очередной допрос о. Иова (Кундри).

 «Вопрос: Скажите, кем Вы были посланы на территорию СССР, и с какими заданиями?

Ответ: На территорию СССР меня никто не посылал и никто мне никаких заданий не давал. Я по своему желанию нелегально перешел госграницу из Венгрии в СССР...

Вопрос: Кто содействовал Вам в этом нелегальном переходе из Венгрии в СССР?

Ответ: В этом нелегальном переходе госграницы из Венгрии в СССР нам никто не способствовал. Госграницу мы перешли самостоятельно без посторонней помощи.   

Вопрос: Скажите, какие причины побудили Вас к этому нелегальному переходу госграницы из Венгрии в СССР?

Ответ: К этому нелегальному переходу госграницы из Венгрии в СССР меня побудили следующие причины: Во-первых, меня брали служить в Венгерскую армию, где служить мне не хотелось, так как там жестоко издеваются над украинцами и вообще я не хотел воевать с другими народам из-за прибылей капиталистам. Во-вторых, жизнь в Венгрии в данное время стала очень тяжелая. В стране нищета, голод и безработица. И вот в силу этих причин я решил нелегально бежать из Венгрии в СССР.

Вопрос: Скажите, чем Вы занимались до момента перехода госграницы из Венгрии в СССР?

Ответ: До момента перехода госграницы из Венгрии в СССР я работал в сельском хозяйстве в селе Иза Хустского округа, хозяйство мое было бедное. В 1930 году я бросил свое хозяйство и ушел в монастырь, находящийся около г. Хуст. В этом монастыре находился до дня ухода из Венгрии в СССР. Находясь в монастыре, я также занимался сельским хозяйством.        

Вопрос: Скажите, в каких государствах, кроме Венгрии, Вы были и в какое время?

Ответ: В 1930 году я был в Югославии, где пробыл две недели. Я ехал к своим родственникам в Грецию, но меня через границу Югославии, в Грецию не пустили, поэтому я вернулся обратно в Венгрию. А больше я ни в каких государствах не был.

Вопрос: Скажите, в каких политических  партиях и организациях Вы состояли?

Ответ: Я ни в каких политических партиях и организациях не состоял.

Вопрос: Скажите, Вы имели связь с Венгерской жандармерией?

Ответ: Нет, я никакой связи с Венгерской жандармерии не имел» [xviii].

 Арестованный в 1940 г. Иван Кудря, в монашестве Иов

24 октября 1940 г. был подписан протокол предъявления следственных материалов. В нем указывалось, что предварительное следствие по делу Кундри И. Г. следует прекратить в связи с достаточной доказательной базой и передать в суд. Кроме того, в документе указывалось, что с материалами дела задержанный Кундря ознакомился и не высказал особых замечаний [xix]. 26 октября 1940 г. было проведено медицинское обследование, которое установило, что Кундря И. Г. «здоров, может быть использован на физическую работу». 7 декабря 1940 дело было направлено на рассмотрение Особого совещания НКВД СССР.

Следующий документ по уголовному делу о. Иова (Кундри) датируется 16 октября 1941 г. В частности в справке указано, что «заключенный Кундря И. Г. 1902 года рождения эвакуирован и в настоящее время содержится в тюрьме №1 УНКВД Рязанской области». В конце документа указано, что справка составлена ​​в г. Свердловск [xx]. Из данного документа следует, что в связи с началом Великой отечественной войны, рассмотрение дела о. Иова (Кундри) было отложено, но он содержался в тюрьме.

Заседание Особого Совещания при НКВД УССР состоялось 16 декабря 1941 г. Приведем решение Совещания по выписке из протокола:

«Слушали: Дело №29345/УНКВД Станиславской области, по обвинению Кундря (в оригинале Кундра) Ивана Георгиевича, 1902 г.р., ур. с.Иза, Хустского округа – Венгрия, украинец, б. венгерско-подданный, б/парт.

Постановили: Кундря Ивана Георгиевича за нелегальный переход госграницы и как социально-опасный элемент заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на пять лет, считая срок с 7-го октября 1940 года» [xxi].

Согласно воспоминаниям, о. Иов был этапирован в Норильский концлагерь (Норильлаг) — исправительно-трудовой лагерь ГУЛАГа, находившийся в Норильске Красноярского края. По непроверенным данным, здесь он был вновь осужден и даже будто бы приговорен к расстрелу. Однако приговор не успели привести в исполнение. По пересказам со слов о. Иова, он, сидя в камере смертников, усиленно молился Святителю Николаю. Наутро начальник, приговоривший его к расстрелу, был арестован, а о. Иова вернули в лагерь общего режима [xxii].    

Согласно указу Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1942 Кундря И.Г., как гражданин Чехословакии, попал под специальную амнистию. В удостоверении, которое было ему выдано 15 февраля 1943 г. в Норильском исправительно-трудовом лагере указывалось:«имеет право свободного проживания на территории СССР за исключением погранполосы, запретных зон, местностей, объявленных на военном положении и режимных городов 1-й и 2-й категории». Названный документ выдавался вместо паспорта и был действителен на протяжении трех месяцев. В конце свидетельства находим информацию, что «гражданин Кундря И.Г. направляется к избранному им месту жительства в гор. Бузулук, Чкаловской области» [xxiii].

В это время в г. Бузулук формировался 1-й чехословацкий отдельный пехотный батальон  генерала Людовика Свободы, куда направляли интернированных граждан Чехословакии (в частн., осужденных за «нелегальное пересечение границы», для них была объявлена специальная амнистия), советских граждан чехословацкого происхождения, а также украинцев – жителей закарпатской части Чехословакии, бежавших от венгерской оккупации в подсоветскую Украину. В их число попал и о. Иов (Кундря), которого в рядах  чехословацкого пехотного батальона отправили воевать на фронт.

Только после падения коммунистического режима и обретения Украиной независимости дело о. Иова (Кундри) было пересмотрено. 20 ноября 1991 г. прокурор А. Бондаренко внес протест в Закарпатский областной суд. В документе указывалось, что «Постановления особого совещания в отношении Кундри и других подлежат отмене в связи с отсутствием в их действиях состава преступления» [xxiv]. Решением Закарпатского областного суда от 6 февраля 1992 г. о. Иов был реабилитирован посмертно.

Архимандрит Иов (Кундря) Угольский

О пребывании о. Иова на фронтах Второй мировой войны известно не много. Из его личных воспоминаний узнаем, что ему пришлось служить в артиллерии. Он, как монах, не хотел брать оружие в руки, а потому подносил снаряды. За стойкость и мужество в военных операциях был награжден боевыми наградами.

Архимандрит Иов (Кундря) Угольский

По окончании Второй мировой войны в 1945 г. о. Иов смог вернуться в родной скит. В день св. Пасхи в скиту по неизвестным причинам загорелся жилой корпус и через полчаса он сгорел дотла, осталась только часовенка. Монахи снова взялись за постройку нового корпуса. Летом того же 1945 г. на старом очаге был построен новый корпус.

14 ноября 1945 г. архимандрит Алексей (Кабалюк), от имени братии, просил вновь епископа Мукачево-Ужгородского Нестора рукоположить Иова в сан иеродиакона [xxv]. Епископ исполнил просьбу 16 ноября 1945 г. По выявленным нами документам, после рукоположения в иеродиаконы о. Иов был назначен архиерейскими архидиаконом в Мукачево.

10 декабря 1945 братия Свято-Троицкого скита в письме епископу Нестору просила рукоположить о. Иова в иеромонахи:

«Ваше Преосвященство Преосвященнейший Архипастырь и отец наш. Мы нижеподписавшиеся братия Свято-Троицкой Пустыни Городилово-Хуст припадая к Вашим святительским стопам, смиреннейше просим Ваше Преосвященство рукоположить для нашего скита о. иеродиакона Иова в сан иеромонаха. Под руководством о. Иова мы с 1930-го года живем и трудимся на благо святой нашей церкви, но до сих пор не имели еще своего священнослужителя, только когда была нужда призывали кого нибудь с священников, наибольше о. Архим. Алексия и свящ. о. Иосифа Илюка с Хуста, чтобы поисповедываться и исполнить требы [xxvi]».

Архимандрит Иов (Кундря) Угольский

7 мая 1946 г. епископ Нестор рукоположил иеродиакона Иова в сан иеромонаха [xxvii]. Братия официально избирает его настоятелем. 26 апреля 1946 г. он был награжден набедренником [xxviii]. За заслуги перед Православной Церковью 9 апреля 1947 г. иеромонах Иов был возведен в сан игумена.

Архимандрит Иов (Кундря) Угольский

Когда монастырь на Чернечьей горе в Мукачево был возвращен православным, епископ Нестор назначает игумена Иова его настоятелем. На этой должности он служил с апреля по май 1947 г. [xxix] Но из-за давления советских партийных органов мужской монастырь был преобразован в женский, а игумен Иов вынужден был вернуться в Городилово.

Братия монастыря быстро увеличивалась и появилась острая нужда в постройке новых жилых помещений. Трудами братии под руководством игумена Иова был построен новый красивый жилой корпус на несколько келлий, трапезная и кухня.

Архимандрит Иов (Кундря) Угольский

Игумен Иов (Кундря) служил для братии скита живым примером, т.к. он, не жалея своих сил и трудов, старался привести скит в образцовый порядок. На всякой работе он являлся первым, что побуждало остальную братию тоже прилежно трудиться для благоустройства своей обители. Братия этой святой обители во главе с игуменом Иовом настолько прославилась своим благочестивым поведением, что в скит начали стекаться многочисленные богомольцы не только из Закарпатской области, но также и из соседних областей Украины. Братия монастыря занималась сельскохозяйственной работой, особенно пчеловодством, но молитва и церковное правило стояли у них на первом месте. Устав в обители о. Иов завел по образцу афонского. Уже к 1950 г. в скиту насчитывалось около 25-ти человек братии. Скит в юридическом отношении подчинялся Св. Николаевскому монастырю, что при селе Иза, которые вместе и составляли единое целое и благословенное монашеское братство во Христе [xxx].

Архимандрит Иов (Кундря) Угольский

Благочинный монастырей и скитов архимандрит Матфей (Вакаров) в 1951 так характеризовал о. Иова: «Человек весьма скромный и братиею любимый»[xxxi]. Епископ Мукачево-Ужгородский Илларион (Кочергин) в 1955 г. писал: «игумен Иов отличается монашеским смирением и послушанием, молитвенностью и трудолюбием. Ввиду этих духовных качеств он снискал себе уважение среди монашества, духовенства и верующих. Как настоятель скита, он неутомимо заботится о всех нуждах скита и его насельников»[xxxii].

Архимандрит Иов (Кундря) Угольский

Архимандрит Иов (Кундря) Угольский

25 марта 1950 г. архиепископ Львовский, Тернопольский и Мукачево-Ужгородский Макарий (Оксиюк) назначает старца духовником Свято-Николаевского женского монастыря в Мукачево. Однако для о. Иова, стремившегося уединения и тишины, пребывание в многолюдном монастыре было тяжелым. Об этом свидетельствуют его обращения к архимандриту Матфею (Вакарову). Последний в одном из писем писал: «В данное время занимает должность духовника в женском монастыре в Росвигове у Мукачева, каковою должностью весьма тяготится и желает возвратиться обратно в Свято-Троицкий скит в Городилово». Епископ Иларион издал приказ, согласно которому о. Иова (Кундрю) назначили временным священником Свято-Ильинского храма в с. Велятине Хустского района с обязанностью регистрации у уполномоченного по делам РПЦ [xxxiii].

 Архимандрит Иов (Кундря) Угольский

Во время правления епископа Варлаама (Борисевича) в Мукачево-Ужгородской епархии начинается планомерное наступление на права монастырей и скитов. Отец Иов выступил против закрытия монастырей и подписал письмо-протест к патриарху Московскому против деятельности местного архиерея. В результате этого о. Иова сместили с должности настоятеля и перевели в Свято-Николаевский монастырь в с. Иза-Карпутлаш Хустского района (1958-1959 гг.). 17 марта 1959 г. о. Иов обратился с письменной просьбой к епископу Варлааму, в котором просил перевести его в другую епархию [xxxiv]. Но руководство епархии не удовлетворило просьбу.

В 1959-1960 гг. о. Иов находился в Спасо-Преображенском монастыре в с. Теребля на Тячевщине. После ареста настоятеля о. Вениамина (Керечанина) он временно исполнял обязанности настоятеля обители. Оббивал пороги районного и областного руководства, пытаясь спасти о. Вениамина.

Архимандрит Иов (Кундря) Угольский

В 1960-1961 гг. о. Иов – настоятель прихода в с. Угля Тячевского района, а 1961-1962 гг. служит в с. Монастырец на Хустщине. С 1962 и до своей смерти в 1985 г. служил священником церкви Святого Дмитрия Солунского в с. Малая Уголька Тячевского района.

Архимандрит Иов (Кундря) Угольский

Архимандрит Иов (Кундря) Угольский

Архимандрит Иов (Кундря) Угольский

Отца Иова, как благочестивого пастыря, верующие многих сел Закарпатья приглашали для освящения престолов, иконостасов, церквей. С такими миссиями он побывал: в Хустском районе – в селах Стебливка, Бороняво, Сокирница; в Вел. Криве, Диброве, Билине на Тячевщине, в Среднем Водяном, Квасах на Раховщине, в Межгорье, Синевире и многих других. Кроме того, он часто посещал Чумалевский и Мукачевский монастыри.

Архимандрит Иов (Кундря) Угольский

Приведенный ниже документ характеризует преп. Иова как человека бескорыстного и скромного. «На распоряжение Вашего Высокопреосвященства от дня 8 июля 1966 г. за № 426 я появился в Епархию. Отец секретарь поручил мне приготовлять все потребное для освящения Престола в с. Синевире. При сем сказал мне, что Ваше Высокопреосвященство в тот день хочет меня произвести в сан Архимандрита. Смиренно прошу Вас, Владыко святой, оставьте меня в сем сане игуменства, в каком я есть. Я человек Анафальбет (неграмотный, – прим. РА) и не достоин такого высокого сана и награды. Таким делом подрывается авторитет нашей Епархии и много бывает роптаний от духовенства. У нас есть священники, Академики, семинаристы, Богословы и Протоиереи, некоторые уже выше 40 лет служат Церкви и они достойны есть такой награды, а не я. При сем же вторично прошу не награждать меня таким саном. Надеюсь, что моя просьба будет удовлетворена Вашим Высокопреосвященством, за что буду впредь благодарен Вам» [xxxv].

Однако архиерей, зная скромность игумена и зная о его трудах на благо Православной Церкви, в 1966 г. все же возвел его в сан архимандрита.

Архимандрит Иов (Кундря) Угольский

В Малые Угольки к архимандриту Иову начинают стекаться богомольцы со всего СССР. Постепенно вокруг него сформировалась небольшая женская монашеская община. Монахини приезжали в село, снимали у крестьян жилье, ежедневно собирались на молитву, которые проводил старец. В обязанности монашек также входило попечение о богомольцах, устройство их на квартиры, питание и др. Среди них были подвижницы: инокиня Мария (Вышеславцева) [xxxvi], монахиня Надежда (Соболева) [xxxvii], схимонахиня Феофана, монахини Варвара, Катерина, Ангелина и др.

Архимандрит Иов (Кундря) Угольский

Архимандрит Иов (Кундря) Угольский

Архимандрит Иов (Кундря) Угольский

За пять лет до своей смерти, 25 февраля 1980 г., о. Иов составил завещание, в котором писал: «Я ниже подписавшийся архимандрит Иов 20 лет прожил в Малой Угольке при храме Святого Дмитрия, моя жизнь подходит к концу, скоро мне исполнится 80 лет. Неизвестный день моей смерти. Много священников завещают похоронить их в монастыре или в родных селах, а я запрещаю куда-нибудь увозить мое грешное тело. Завещаю отпеть монашеским чином и похоронить возле креста на середине кладбища» [xxxviii].

Архимандрит Иов (Кундря) Угольский

Архимандрит Иов (Кундря) Угольский

Архимандрит Иов (Кундря) Угольский

Архимандрит Иов (Кундря) Угольский

Архимандрит Иов (Кундря) Угольский

Архимандрит Иов (Кундря) Угольский

28 июля 1985 г. архимандрит Иов умер. В день своей смерти, в воскресенье, отслужил Литургию, произнес довольно длительную проповедь и выполнил все необходимые требы для верующих. В тот же день, около 10 часов вечера, ему стало плохо, и с молитвой на устах он закончил свой ​​земной путь.

Похороны состоялись 31 июля. Службу возглавил архимандрит Ефрем (Молнар). С речами выступали прот. М. Келемен, архимандрит Евфимий (Шутак). Молитвы пели монахини Чумалевского и Мукачевского монастырей и многие миряне, пришедшие проводить в последний путь своего наставника.

Могила прп. Иова (Кундри) Угольского. Фото Сергея Шумило, октябрь 2015 г.

Долгое время духовенство Закарпатья поднимало вопрос о прославлении архимандрита Иова в лике святых. Но из субъективных причин этот вопрос откладывался. Только при правлении епископа Хустского и Виноградовского Ипполита (Хилько) дело сдвинулось с места. Епархиальным управлением была создана комиссия по канонизации, которая начала подготовку документов.

Предстоятель УПЦ Митрополит Владимир (Сабодан) у мощей прп. Иова (Кундри) Угольского

Рака с мощами прп. Иова (Кундри) Угольского. Фото Сергея Шумило, октябрь 2015 г.

Рака с мощами прп. Иова (Кундри) Угольского. Фото Сергея Шумило, октябрь 2015 г.

18 сентября 2008 г. состоялось прославление архимандрита Иова (Кундри) как местночтимого святого. Литургию и чин прославления возглавил Предстоятель УПЦ митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Ему сослужили митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископы Хустский и Виноградовский Марк, Почаевский Владимир, Львовский и Галицкий Августин, епископы Бориспольский Антоний, Ниженский и Прилуцкий Ириней, Ивано-Франковский и Коломыйский Пантелеимон, Переяслав-Хмельницкий Александр, Мукачевский и Ужгородский Феодор, епископ Мефодий, наместники и настоятельницы монастырей и клирики разных епархий УПЦ. На празднике присутствовала также делегация Румынской Православной Церкви во главе с епископом Мараморошским Иустином.

Преподобный Иов (Кундря) Угольский. Фото Сергея Шумило, октябрь 2015 г.

Преподобный Иов (Кундря) Угольский. Фото Сергея Шумило, октябрь 2015 г.

Во время прославления высшее духовенство УПЦ отправило последнюю панихиду по о. Иову. После этого митрополит Онуфрий Черновицкий зачитал решение Священного Синода УПЦ о причислении к лику местночтимых святых Хустской епархии архимандрита Иова (Кундри). Архиепископ Марк зачитал верующим житие святого. После этого духовенство пропело преподобному Иову тропарь и кондак. Во время праздника предстоятель УПЦ Митрополит Киевский и всея Украины Владимир выступил с приветственным словом.

Храм с колокольней в с. Малые Угольки, где служил прп. Иов (Кундря). Фото Сергея Шумило, октябрь 2015 г.

Храм в с. Малые Угольки, где хранятся мощи прп. Иова (Кундри) Угольского. Фото Сергея Шумило, октябрь 2015 г.

Храм в с. Малые Угольки, где хранятся мощи прп. Иова (Кундри) Угольского. Фото Сергея Шумило, октябрь 2015 г.

Храм в с. Малые Угольки, где хранятся мощи прп. Иова (Кундри) Угольского. Фото Сергея Шумило, октябрь 2015 г.

Делегация Международного института афонского наследия в Украине и Афонского подворья Свято-Пантелеимонова монастиря на паперти храма в с. Малые Угольки, октябрь 2015 г.

Делегация Международного института афонского наследия в Украине в с. Малые Угольки на Закарпатье

Виды вокруг храма в с. Малые Угольки, где хранятся мощи прп. Иова (Кундри) Угольского. Фото Сергея Шумило, октябрь 2015 г.

Мощи преподобного Иова Угольского находятся в храме Димитрия Солунского в с. Малая Уголька Тячевского района Закарпатской области, где организовано Епархиальное подворье. К мощам прп. Иова постоянно приезжают многочисленные паломники как с разных регионов Украины, так и России, Белоруссии, Молдавии, Румынии, Словакии и других стран. Известны необнократные случаи исцелений и чудотворений по молитвам прп. Иову.

Юрий Данилец,
кандидат исторических наук, Ph. D,
доцент кафедры истории Украины УжНУ,
директор богословско-исторического научно-исследовательского центра им. архим. Василия (Пронина),
руководитель Закарпатского отделения Международного института афонского наследия в Украине

Специально для портала "Русский Афон"

 



[i] Хланта О.В., Сливка І.М. Іза // Історія міст і сіл УРСР. Закарпатська область. – К.: Головна редакція УРЕ АН УРСР, 1969. – С. 731.

[ii] Микитась В. Український письменник-полеміст Михайло Андрелла. – Ужгород, 1960. – 125 с.

[iii] Гаджега В. Додатки к исторіѣ Русинов и руських церквей в Мараморошѣ // Науковый зборник товариства «Просвѣта» в Ужгородѣ за рок 1922. – Рочник І. – Ужгород: Уніо, 1922. – С. 201.

[iv] Гаджега В. Додатки к исторіѣ Русинов и руських церквей в Мараморошѣ // Науковый зборник товариства «Просвѣта» в Ужгородѣ за рок 1922. – Рочник І. – Ужгород: Уніо, 1922. – С. 201.

[v] ГАЗО. – Ф. 1606. – Оп. 13. – Д. 84. – Л. 158 об – 159.

[vi] Иером. Алексий (Корсак). Роль Афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне в возрождении православия в Карпатской Руси // Русский Афон. Православный портал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://afonit.info/biblioteka/istoriya-russkogo-monastyrya/rol-afonskogo-svyato-panteleimonovskogo-monastyrya-na-afone-v-vozrozhdenii-pravoslaviya-v-karpatskoj-rusi

[vii] Данилець Ю. Закарпатці та Афон // Карпатська Україна Красне Поле. – 2006. – 29 липня. – С. 5.

[viii] Якимчук И. Исторические связи Карпатской Руси со Святой Горой Афон // http://www.pravoslavie.ru/arhiv/31575.htm

[ix] Эту местность в народе еще ​​называют «Маковиця».

[x] Сергий (Цьока), иеромонах. Православие и иноческая жизнь в Закарпатье в первуй половине ХХ столетия. – Хуст, 2013. – С. 358.

[xi] ГАЗО. – Ф. Р -1490. – Оп. 4д. – Д. 22. – Л. 11.

[xii] ГАЗО. – Ф. 2548. – Оп. 1. – Д. 2589. – Л. 34.

[xiii] Там же. – Л. – 53 об.

[xiv] ГАЗО. – Ф. 2548. – Оп. 1. – Д. 2589. – Л. 12.

[xv] Там же. – Л. 14.

[xvi] Там же. – Л. 16.

[xvii] Там же. – Л. 2.

[xviii] Там же. –Л. 19 об.

[xix] Там же. – Л. 59.

[xx] Там же. – Л. 70.

[xxi] Там же. – Л. 72.

[xxii] Архим. Иов (Кундря) // URL: http://rsvetal.narod.ru/iov.htm

[xxiii] Там же. – Л. 75.

[xxiv] Там же. – Л. 77.

[xxv] Алексий (Кабалюк), архимандрит. Прошение к епископу Нестору (Сидорук) от 14.11.1945 г. // Архив храма святого Димитрия Солунского в с. Малая Уголька Тячевского района.

[xxvi] Прошение братии Городиловского скита к епископу Нестору (Сидорук) от 10.12.1945 г. // Архив храма святого Димитрия Солунского в с. Малая Уголька Тячевского района.

[xxvii] Нестор (Сидорук), епископ. Грамота иеромонаху Иову (Кундря) от 24.04.1946 г. // Архив храма святого Димитрия Солунского в с. Малая Уголька Тячевского района.

[xxviii] ГАЗО. – Ф. Р – 1490. – Оп. 4д. – Д. 166. – Л. 65 зв.

[xxix] Там же. – Л. 66.

[xxx] Сергий (Цьока), иеромонах. Православие и иноческая жизнь в Закарпатье в первуй половине ХХ столетия. – Хуст, 2013. – С. 359.

[xxxi] Матфей (Вакаров), архимандрит. Характеристика игумена Иова (Кундря) от 26.01.1951 г. // Архив храма святого Димитрия Солунского в с. Малая Уголька Тячевского района.

[xxxii] Илларион (Кочергин), епископ. Характеристика на игумена Иова (Кундря) от 8.08.1955 г. // Архив храма святого Димитрия Солунского в с. Малая Уголька Тячевского района.

[xxxiii] ГАЗО. – Ф. Р -1490. – Оп. 4д. – Д. 22. – Л. 97.

[xxxiv] Иов (Кундря), игумен. Прошение к епископу Мукачево-Ужгородскому Варлаааму (Борисевич) от 17.03.1959 г. // Архив храма святого Димитрия Солунского в с. Малая Уголька Тячевского района.

[xxxv] Иов (Кундря), игумен. Заявление к архиепископу Мукачево-Ужгородскому Григорию (Закаляк) от 22.07.1966 г. // Архив храма святого Димитрия Солунского в с. Малая Уголька Тячевского района.

[xxxvi] Вышеславцева Ольга Николаевна (4.03.1898 — 30.06.1995) — духовная писательница, в 1967 г. была пострижена в Угольке архим. Иовом с именем Мария в честь святой равноап. Марии Магдалины

[xxxvii] Наталия Михайловна Соболева (13.07.1922– 30.04.2001).

[xxxviii] Иов (Кундря), архимандрит. Завещание от 24.02.1980 г. // Архив храма святого Димитрия Солунского в с. Малая Уголька Тячевского района.

 

 

Дополнительно см.:

Влияние Афона на возрождение православия на Закарпатье рассмотрели на международной конференции в Мукачево

 

Роль Афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне в возрождении православия в Карпатской Руси

 

Схиархимандрит Иеремия (Алехин): «История Православия в Карпатской Руси неразрывно связана со Святым Афоном»

 

Уголок Афона на Закарпатье: Свято-Пантелеимоновский монастырь в Хуст-Колесарово

 

100-летие Второго Мараморош-Сиготского процесса против православных на Закарпатье

 

Закарпатский святогорец схиархимандрит Гавриил (Легач)

 

Исторические связи Карпатской Руси со Святой Горой Афон

 

 

 

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Братство русских обителей Афона в кон. XIX – нач. XX веков
Стремительный расцвет русского монашества на Святой Горе Афон во второй половине XIX – начале XX веков привел не только к возрождению Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, но и образованию других р
История афонского Свято-Андреевского подворья в Одессе
До Первой мировой войны Одесса была морскими воротами для паломничества в Палестину и Афон, куда устремлялись тысячи русских поклонников. Для их размещения три русских обители на Афоне — Пантелеймонов
Русские монастыри на Афоне и в Святой земле в свете новых и малоизвестных источников
Предлагаем читателям портала «Русский Афон» статью известного историка-византиниста, вице-президента Российского национального комитета византинистов, заведующего кафедрой византийской и новогреческой
Русский Афон в записках архимандрита Антонина (Капустина)
Доклад кандидата богословия, доцента, преподавателя Санкт-Петербургской Духовной академии архимандрита Августина (Никитина) на международной научной конференции «Русь — Святая Гора Афон: тысяча лет ду
Русские старцы-отшельники на афонских Карулях
Карули (или Карулья) – одно из самых аскетических и опасных мест на Святой Горе Афон из-за своей труднодоступности. Находятся они на южной скалистой оконечности Афонского полуострова, на крутых и пуст
Святитель Киприан Киевский: афонский подвижник-исихаст и митрополит всея Руси. День памяти — 29 сентября
Святитель Божий Киприан (Цамблак), мощи которого почивают под спудом в московском Успенском соборе, был рукоположен патриархом Константинопольским Филофеем (1353-1354 и 1364-1376) в митрополита Киевск
Святая Гора Афон как ковчег русской православной традиции
Доклад доктора филологии, доктора богословия, профессора Македонского университета (Салоники, Греция) Константиноса Нихоритиса на международной научной конференции «Русь — Святая гора Афон: тысяча лет
Древнейшая русская Свято-Успенская обитель «Ксилургу» на Афоне и ее значение для Руси
15/28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, в русской Свято-Успенской Богородичной обители «Ксилургу» на Афоне отмечается престольный праздник.
Преподобный Антоний Печерский и древнерусский Афон. Об афонских корнях русского монашества
10/23 июля Православная Церковь совершает память преподобного Антония Печерского, основателя Киево-Печерской обители. Этот подвижник занимает особое место в сонме древнерусских святых и издревле почит
Преподобный Иоанн Вишенский Святогорец и его подвиг стояния за чистоту Православия
Жизнь и деятельность св. преподобного афонского старца Иоанна Вишенского (1550-е – 1620-е гг.) совпали с трагическими событиями гонений на православие в Речи Посполитой, в связи с чем его усилия и пос
Последние обновления
Архив сайта
<<<Ноябрь 2015>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Видеогалерея

 

 

на верх