Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Равноапостольный князь Владимир Киевский – ктитор Древнерусской Лавры на Афоне

Св. кн. Владимир и Ольга Киевские. Фреска из Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыряРусский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне вместе со всей полнотой Русской Православной Церкви празднует память Крестителя и Просветителя Руси равноапостольного князя Владимира Киевского.

Для русских святогорцев память равноапостольного князя Владимира – это не только выражение единодушия со своими соотечественниками, но и почитание исторической личности, являющейся фактически основателем Русского Афона.

Свв. князья Владимир и Ольга Киевские. Фреска из Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря

Предание о том, что равноапостольный киевский князь Владимир является ктитором (строителем) первой на Святой Горе Русской Лавры Пресвятой Богородицы (ныне – Русский скит "Богородица" или "Ксилургу") является одним из древнейших преданий Русского монастыря. На него многократно ссылаются старцы Пантелеимонова монастыря в переписке с Русскими Государями после падения Монгольского ига и возобновления связей с Отечеством. На основании этого предания Великий князь Василий II Темный возобновил помощь Русской обители, снабдив оную "милостивой" грамотой (между 1450 и 1462), хотя в то время Руссик населяли сербы, ввиду отсутствия пополнения из Русских земель. Существование предания подтверждают Проты Святой Горы, ходатайствовавшие перед Государями Руси о помощи Русской обители, и представители Сербской Династии, в частности, преп. деспотиса Ангелина Сербская в послании к Великому князю Василию III.

Успенский храм русского скита Ксилургу на Афоне

К сожалению, в XIX в. это одно из фундаментальных преданий Русского монастыря было обречено на забвение. К этому времени не сохранилось у русских святогорцев ни одного документального подтверждения существования Русской обители во времена св. князя Владимира. Самый ранний сохранившийся акт монастыря датирован 1030 годом. Русский Афон вынужден был молчаливо сносить безжалостные и бескомпромиссные выпады критиков. Наряду с преданием о ктиторстве равноапостольного князя Владимиру, русские святогорцы утратили "права" и на другое важное для Русского монашеского присутствия на Афоне предание – о начале монашеской жизни преп. Антония Печерского в той же Древнерусской Лавре Пресвятой Богородицы. Причина и этой утраты была та же самая – отсутствие сохранившихся документальных свидетельств о существовании Русского монастыря в первом десятилетии XI века.

Проводы преп. Антония Печерского на Русь в обители Ксилургу. Худ. Нестеренко В. И.

Но в 1932 ситуация изменилась: в архивах Великой Лавры на Афоне был обнаружен акт, датированный 1016 годом, в котором среди прочих значится подпись игумена Русской святогорской обители Герасима. Феноменальная находка документально фактически углубила историю Русского монашества на Святой Горе до начала первого тысячелетия. Ведь появлению на одном из актов Афона подписи русского игумена должна была предшествовать некая история учреждения, строительства, становления монастыря. Акт 1016 года фиксирует не дату начала Русского монашества на Афоне, а факт существования самостоятельного Русского монастыря, как сформировавшегося, полноценного и общепризнанного субъекта Афонского монашеского государства.

Русская обитель Ксилургу на Афоне

Вероятнее всего, что Русская обитель на Афоне могла быть основана вскоре после 988 года. Из Повести временных лет мы узнаем, что в этот год Великий князь направил в Константинополь посольство с целью установления культурных связей с Византией. Одним из результатов этого посольства стала присылка на Русь архитекторов и зодчих для возведения каменной Десятинной церкви в Киеве. Весьма вероятно, по мнению Зубова, что именно тогда была построена или передана русским святогорцам обитель Успения Пресвятой Богородицы Ксилургу, имевшая статус Лавры. После этого, ранее спорадически присутствовавшее на Афоне, русское монашество обрело свое постоянное пристанище и стало полноправным членом семьи Святогорского монашества. Таким образом с X века русские иноки получили свою обитель на Святой Горе, так же как грузины (Иверон) и болгары (Зограф).

Русская обитель Ксилургу на Афоне

После Крещения Киевской Руси князь Владимир спешит приобщить свой народ ко всем признакам византийской цивилизации. Одним из таких признаков было постоянное присутствие в главнейших центрах духовно-политической жизни Византии, каковыми были Царьград, Афон и Иерусалим. Существуют сведения о том, что практически в одно и то же время, помимо Русского Богородичного монастыря на Афоне, появляется Русский Богородичный монастырь в Иерусалиме (к сожалению, исчезнувший к XII веку). Вероятно, появление двух этих схожих по наименованию обителей являлось непосредственным даром самих Византийских императоров, неким дипломатическим жестом в отношении некогда враждебного, а ныне союзного и дружественного славянского государства.

Прп. Антоний Печерский и игумен древнерусской обители Ксилургу о. Герасим

Русская обитель на Афоне, созданная некогда тщанием равноапостольного князя Владимиром, является, наряду с Днепровской купелью, одним из главнейших факторов, сплачивающих народы исторической Киевской Руси. Русский Пантелеимонов монастырь до сих пор воспринимается как "свой" в равной степени не только русскими, но и украинцами и белорусами. Здесь, как нигде в другом месте, чувствуются и осознаются общерусские их корни. Одна вера, одна Днепровская купель и одна на всех обитель на Афоне духовно объединяют братские народы – правопреемников Святой Руси. И к каждому из этих факторов имеет непосредственное отношение чествуемый ныне равноапостольный князь Владимир.

 

Дополнительно см.:

 

Равноапостольный князь Владимир и Русский Афон. К вопросу об основании древнерусского монастыря на Афоне во времена св. князя Владимира Киевского

 

Русь и Афон: Преп. Антоний Киево-Печерский – основатель афонского подвижничества на Руси

 

Русский Афон и Святогорский Пантелеймонов монастырь: 1000-летие стояния в молитве

 

Преподобный Антоний Печерский и древнерусский Афон. Об афонских корнях русского монашества

 

Русская Лампада на Святой Горе: Русский монастырь на Афоне как фактор духовно-мистического влияния на Русь

 

Основатель Киево-Печерской Лавры и древнерусский Афон

 

Древнейшая русская Свято-Успенская обитель «Ксилургу» на Афоне и ее значение для Руси

 

Преподобный Антоний Печерский - первоначальник древнерусского монашества

 

Наследование афонских традиций в чине Погребения Богородицы в Киево-Печерской Лавре

 

 

 

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Русская афонская обитель Святителя Николая Чудотворца («Белозерка»)
Стремительный расцвет русского монашества на Святой Горе Афон во второй половине XIX – начале XX веков привел не только к возрождению Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, но и образованию других р
Обитель Апостола Андрея Первозванного на Афоне
Память Святого Апостола Андрея Первозванного всегда с особой любовью чтили иноки Святой Горы Афон. Особенно глубоким его почитание было среди русских святогорцев, посвятивших в честь первого Апостола
Возрождение афонских духовных традиций в Зверинецком пещерном монастыре Киева
Давние связи Руси со Святой Горой, как назван был Афон в уставе императора Константина Мономаха 1046 г., имеют прочное начало, заложенное еще прп. Антонием Печерским († 1073). От века к веку крепло ду
Иннокентий Сибиряков: Жизнь и подвиг миллионера и афонского схимника
Имя схимонаха Иннокентия (Сибирякова), известного русского миллионера и благотворителя, тесно связано с возрождением русского Свято-Андреевского скита на Афоне. Здесь он отошел ко Господу 6 ноября 19
Строитель монастыря по афонскому образцу в Карпатских горах прп. Иов (Кундря). День памяти - 22 октября
При помощи своих двоюродных братьев, подвизавшихся в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре, он также вступает в переписку с прп. Силуаном Афонским и другими русскими афонскими старцами. Эти
Преподобный Стефан Филейский, продолжатель афонской традиции на Вятской земле. День памяти - 21 октября
Яркой звездой в сонме Вятских святых горит имя преподобного Стефана Филейского. Человека, который оставил не только добрую память на разоренной большевиками Вятке, но и богатое наследие, которое мы уж
Святитель Киприан Киевский: афонский подвижник-исихаст и митрополит всея Руси. День памяти — 29 сентября
Святитель Божий Киприан (Цамблак), мощи которого почивают под спудом в московском Успенском соборе, был рукоположен патриархом Константинопольским Филофеем (1353-1354 и 1364-1376) в митрополита Киевск
Игумен и благоукраситель Андреевского скита на Афоне старец-архимандрит Феодорит (Крестовиков). День памяти – 23 августа
23 августа день преставления афонского подвижника, игумена и благоукрасителя Русского Свято-Андреевского скита на Афоне старца-архимандрита Феодорита (Крестовикова). Последние дни земной жизни судил Г
Преподобный Антоний Печерский и древнерусский Афон. Об афонских корнях русского монашества
23 июля Православная Церковь совершает память преподобного Антония Печерского, основателя Киево-Печерской обители. Этот подвижник занимает особое место в сонме древнерусских святых и издревле почитает
Как научиться непрестанной молитве при повседневных делах. Десять советов свт. Феофана Затворника
29 июня Церковь празднует память святителя Феофана (Говорова,1815-1894) Вышенского Затворника. Плодотворный, выдающийся духовный писатель, богослов и подвижник, он поддерживал тесные контакты с монаха
Последние обновления
Архив сайта
<<<Июль 2018>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262729
3031     
Видеогалерея

 

 

на верх