Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Русская афонская обитель Святителя Николая Чудотворца («Белозерка»)

Бывшая русская келлия "Белозерка" (Барузери) на Афоне. Современное фото Стремительный расцвет русского монашества на Святой Горе Афон во второй половине XIX – начале XX веков привел не только к возрождению Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, но и образованию других русских святогорских обителей. Помимо Свято-Ильинского и Андреевского скитов, на Афоне возникают многочисленные русские келейные обители, некоторые из которых по своей численности превышали греческие монастыри.

Так русская келлия свт. Иоанна Златоуста насчитывала около 100 человек братии. Русская келлия свт. Николая («Белозерка») – 85 человек, келлия Иоанна Богослова – более 80 человек, Благовещенская келлия – более 70 человек, келлия Игнатия Богоносца – 50 человек, келлия Святой Троицы – около 50 человек.

Всего на Святой Горе к началу ХХ века насчитывалось более 80 крупных, средних и малых русских келейных обителей, а также 187 калив. Общее число русских монахов на Афоне в этот период составляло около 5000 человек, что превышало общее число греческих, болгарских, сербских и румынских иноков Святой Горы.

Одной из самых известных на Афоне была русская келейная обитель, посвященная в честь Святителя Николая Чудотворца.

Святитель Николай Чудотворец

Глубокое почитание Святителя Николая Чудотворца всегда на Руси имело широкое распространение. Перенесли эту благочестивую традицию русские святогорские иноки и на Афон.

Проявлением такого благоговейного почитания памяти Святителя Николая стало основание на Святой Горе русской келейной обители, посвященной святому чудотворцу. Ныне ее все знают как келлия «Буразери». Однако еще в 50-е годы ХХ столетия на Афоне все называли ее на русский манер – «Белозерка». 

Располагается обитель недалеко от Кареи, административного центра святогорской монашеской республики, и принадлежит сербскому Хиландарскому монастырю.

Бывшая русская келлия "Белозерка" (Барузери) на Афоне

По преданию, устроителем келлии был святитель Савва Сербский. Долгое время в ней подвизались иноки сербской национальности. Однако к концу XVIII в. она пришла в упадок.

Известно, что в середине XIX в. в обители подвизались русский старец о. Паисий и ученик его о. Серафим.

Но настоящим возобновителем и устроителем келлии стал русский иеросхимонах Антоний, ученик известного афонского старца Хаджи-Георгия. По благословению и при материальной поддержке старцев Русского Свято-Пантелеимонова монастыря Иеронима (Соломенцова) и Макария (Сушкина) в 1882 году он выкупил и принялся ее восстанавливать и обустраивать заброшенную древнюю обитель. Вместе с о. Антонием в келлию переселилось 12 человек русской братии.

Вскоре после этого о. Антоний отошел ко Господу, после чего обитель возглавил его ученик иеросхимонах Неофит. После него во главе обители стал деятельный старец иеросхимонах Петр, рукоположенный в сан священника в 1893 г. по благословению старца Пантелеимонова монастыря иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова) Вселенским Патриархом Иоакимом III.

При о. Петре в келлии подвизалось уже 85 человек русской братии, из них 17 священнослужителей (13 иеромонахов и 4 иеродиакона). Были отстроены два храма: верхний в честь святителя Николая Чудотворца и нижний во имя Покрова Божией Матери, новые корпуса и келлии. Поскольку обитель всё увеличивалась, перед началом Первой мировой войны настоятель имел намерение заложить новый соборный храм.

Русская келлия "Белозерка" (Барузери) на Афоне, нач. ХХ века. Фото из архива Сергея Шумило

В обители имелось несколько братских корпусов, один из которых – трех-этажный. В них располагались трапезная, архондарик, братские келлии, иконописные и другие мастерские. Также русские «белозерцы» построили подворье для паломников в Константинополе и гостиницу для паломников в Дафни. На средства «белозерцев» частично содержалась и русская школа в Константинополе.

русская келлия "Белозерка" (Барузери) на Афоне

На повестке дня стоял вопрос о преобразовании русского келейного братства «Белозерки» в отдельный русский скит, однако этому начинанию воспротивились представители греческих монастырей в Протате.

Когда на Лондонской мирной конференции 1913 г. обсуждалась судьба Афона как автономного всеправославного центра, «Братство русских келлий Афона» выступило с инициативой, чтобы Святая Гора оставалась автономной монашеской республикой под покровительством православных государств, издревле имеющих свои обители на Афоне: России, Греции, Сербии, Болгарии и Румынии. Тогда же Братство пыталось поднять вопрос о предоставлении Пантелеимонову монастырю статуса Лавры, Андреевскому и Ильинскому скитам – статуса монастырей, а крупным русским келейным обителям – статуса скитов.

Русская келлия св. Николая Чудотворца «Белозерка» на Афоне. Начало XX в.

К сожалению, против этой инициативы категорически выступили 17 греческих монастырей Афона, обратившиеся с протестом к участникам Лондонской конференции.

В своем меморандуме греки писали:
«Свобода есть создание эллинизма и, если в настоящее время варварские и дикие народы пользуются этим благом под греческим знаменем, то неужели мы, афонские монахи, будем порабощены властью народа менее либерального, менее прогрессивного и менее цивилизованного? Никогда!».

В результате, предложения Братства так и не были реализованы, а многочисленные русские обители, в т.ч. и «Белозерка», так и не смогли получить статус скитов.

Иконостас в Русской келлии "Белозерка" (Барузери) на Афоне, нач. ХХ века. Фото из архива Сергея Шумило

После трагических событий 1917 г., когда всякая связь с Афоном в пределах большевистской России была утрачена, многие русские обители на Афоне запустели и пришли в упадок. Не имея более поддержки из родного Отечества, такая печальная участь к середине ХХ века постигла и русскую келлию «Белозерка».

В 1962 г. от 85 человек русского братства здесь оставалось всего 4: один иеромонах 84 лет, другой иеромонах уже не служил по болезни и старости, 1 старенький иеродиакон, полуслепой и тоже не служащий по болезни, и один старенький монах.

Уже через шесть лет умер последний населиник «Белозёрки» — иеродиакон Иоаникий. В запустевшей келлии, принадлежащей Хиландарскому монастырю, поселились греческие иноки, постепенно восстановившие ее.

«Перестройка» в бывшей русской келлии "Белозерка" (Барузери) на Афоне. XXI век

«Перестройка» в бывшей русской келлии "Белозерка" (Барузери) на Афоне. XXI век

Бывшая русская келлия "Белозерка" (Барузери) на Афоне. Современное фото

Ныне в обители подвизается более 30 человек братии, большая часть из них – греки, хотя есть там и иноки славянской национальности. Как и при русском братстве, главным занятием насельников обители является иконописание. Однако о былом русском величии обители напоминают ныне лишь отдельные строения, да и в тех, после недавней реставрации, все менее угадывается русский стиль.

Сергей Шумило,
Международный институт афонского наследия

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Древнейшая русская Свято-Успенская обитель «Ксилургу» на Афоне и ее значение для Руси
15/28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, в русской Свято-Успенской Богородичной обители «Ксилургу» на Афоне отмечается престольный праздник.
Игумен и благоукраситель Андреевского скита на Афоне старец-архимандрит Феодорит (Крестовиков). День памяти – 22 августа
22 августа исполнилось 130 лет со дня преставления афонского подвижника, игумена и благоукрасителя Русского Свято-Андреевского скита на Афоне старца-архимандрита Феодорита (Крестовикова). Последние дн
Равноапостольный князь Владимир Киевский – ктитор Древнерусской Лавры на Афоне
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне вместе со всей полнотой Русской Православной Церкви празднует память Крестителя и Просветителя Руси равноапостольного князя Владимира Киевского. В ночь с
Собор святых русских государей на Афоне
В день Крещения Руси в Русской Свято-Пантелеимоновой обители на Афоне отмечается особый праздник – Собор всех святых русских государей.
Преподобный Антоний Печерский и древнерусский Афон. Об афонских корнях русского монашества
23 июля Православная Церковь совершает память преподобного Антония Печерского, основателя Киево-Печерской обители. Этот подвижник занимает особое место в сонме древнерусских святых и издревле почитает
Афонский старец и духовник русских святогорцев иеросхимонах Иероним (Соломенцев). День памяти - 28 июня
Житие это принадлежит человеку, изначально предназначенному Промыслом Божиим на особое и великое служение — воссоздание русского иночества на Святом Афоне, не формально, но с глубоким содержанием, в л
Старец Максим, добровольно отказавшийся от игуменства и ушедший в затвор. День памяти - 24 июня
Старец Максим был игуменом Ильинского скита на Святой Горе Афон с 1901 по 1914 годы. Еще за год до своей кончины прежний настоятель обители преподобный старец Гавриил Афонский предложил братии выбрать
Основатели русской обители Апостола Андрея Первозванного на Афоне иеросхимонах Виссарион (Толмачев) и схимонах Варсонофий (Вавилов). Дни памяти — 8 мая и 26 апреля
Основателем и первым ктитором нового русского Свято-Андреевского общежительного скита на Святой Горе Афон был иеросхимонах Виссарион, в миру — Василий Толмачев. Он был сыном благочестивых родителей Ма
Святая Гора Афон в русско-византийских отношениях (IX−XV века)
Святая Афонская Гора как источник культа Апостола Андрея Первозванного
Афон веками играет роль блюстителя традиций православия – со всеми трудностями, которые встречаются в подобном положении. Его роль как живого проводника византийской цивилизации воистину велика: афонс
Последние обновления
Архив сайта
<<<Май 2017>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
232425262728
293031    
Видеогалерея

 

 

на верх