Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Русский афонский старец иеросхимонах Евгений (Дурново)

Капсала Келлия Афона25 января 1893 года преставился русский афонский старец и подвижник иеросхимонах Евгений (Дурново), происходивший из знатного рода, однако на Святой Горе пославившийся своей кротостью и смирением.

.............................

Иеросхимонах Евгений (Дурново) был сыном генерала и находился в родстве с министром внутренных дел (1889—1895), председателем Комитета министров Российской империи (1895—1903)Иваном Николаевичем Дурново (1834-1903). Сам был военным и в чине поручика участвовал в обороне Севастополя 1853-1855 годов. Был высокообразованным человеком и владел несколькими языками.

После отставки с военной службы поступил в Николо-Угрешский монастырь в России, где был пострижен в монахи и рукоположен в иеромонаха. Был учеником и келейником архимандрита Пимена, настоятеля Николо-Угрешского монастыря, а впоследствии был благочинным, уставщиком и регентом.

Приехал на Святую Гору Афон в конце 1876 году паломником, но начавшаяся Русско-турецкая война не позволила ему вернуться домой.

Так Промыслом Игумении Афонской отец Евгений остался в Ее Уделе, на Святой Горе Афон. Здесь поселился он в отшельнической каливе в Кавсокаливском скиту.

Краткую историю его жития на Афоне передает нам отец Денасий (Юшков): «В недавнее время тут же, в Кавсокаливе, безмолвствовал с учеником некто отец Евгений, иеромонах Угрешского монастыря, и уже много лет посильно подвизавшийся на Святой Горе. Но после некоторых неудобств, причиненных его душевному миру, он продал свою келлию, а полученную за нее сумму всю целиком украл у него ученик, который скрылся затем неизвестно куда. Теперь [в 1889 году] он отшельничествует на Капсале в небольшой каливе, находящейся в очень безлюдном месте. При ней небольшой виноградник, несколько деревьев черешни и одна смоковница. На Афоне он не литургисал, жил очень скромно». Последние годы своей жизни отец Евгений провел на келлии святых Архангелов на Капсале.

Отец Евгений активно сотрудничал с библиотекарем Русского Свято-Пантелеимонова монастыря отцом Матфием, помогал ему в собирании древних книг и рукописей, давал ему советы по издательскому делу и переписывался с ним по духовным вопросам.

Проявляя крайнее смирение, он в одном письме называет себя бездельником, на что отец Матфий в ответном письме, видимо, с этим не был согласен. И тогда отец Евгений в следующем письме объясняется, что он имел в виду: «Дело-то это давно уже испытано, главная причина, конечно, недостаток иноческого капитала — блаженного смирения, привычка к распорядительной части и в миру, и в монастыре, да трудненько не служащему попу, да еще старику тянуться с молодыми людьми на послушаниях... Искательности я не подвержен, благодарю Бога, хотя и получил уже на Афоне не раз приглашения на настоятельские места в России, но, зная свои немощи и помня совет святых отцов (святого Варсонуфия Великого), что «немощному несть иной стези ко спасению, кроме бегства и смирения», я уклоняюсь от почестей, а нахожу удобнее пресмыкаться под спудом смиренномудрия».

Конечно, отец Евгений далек был от безделья, он ежедневно исполнял строжайший келейный канон, при этом занимался своим огородом и хозяйством. Хотя он тщательно скрывал свои подвиги, но о строгости его жизни ходило по Афону много слухов. В одном из своих последних писем к отцу Матфию старец пишет: «Частые недуги и немощи напоминают о приближающейся старости и за ней и смерти. А я еще не готов к достойной встрече сей гадкой гостьи. Помолитесь Матери Божией о немощном анахорете, да дарует мне Господь, по молитвам Пречистыя Своея Матери, сподобиться христианской кончины и улучить благий конец живота, от которого зависит и все и вся».

Преставился отец Евгений 25 января 1893 года в своей каливке и был погребен на кладбище русского Андреевского скита.

 

Использованы материалы из книги: "Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков". - Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012

 

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Равноапостольный князь Владимир Киевский – ктитор Древнерусской Лавры на Афоне
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне вместе со всей полнотой Русской Православной Церкви празднует память Крестителя и Просветителя Руси равноапостольного князя Владимира Киевского. В ночь с
Преподобный Антоний Печерский и древнерусский Афон. Об афонских корнях русского монашества
23 июля Православная Церковь совершает память преподобного Антония Печерского, основателя Киево-Печерской обители. Этот подвижник занимает особое место в сонме древнерусских святых и издревле почитает
Афонский старец и духовник русских святогорцев иеросхимонах Иероним (Соломенцев). День памяти - 28 июня
Житие это принадлежит человеку, изначально предназначенному Промыслом Божиим на особое и великое служение — воссоздание русского иночества на Святом Афоне, не формально, но с глубоким содержанием, в л
Старец Максим, добровольно отказавшийся от игуменства и ушедший в затвор. День памяти - 24 июня
Старец Максим был игуменом Ильинского скита на Святой Горе Афон с 1901 по 1914 годы. Еще за год до своей кончины прежний настоятель обители преподобный старец Гавриил Афонский предложил братии выбрать
Русская афонская обитель Святителя Николая Чудотворца («Белозерка»)
Стремительный расцвет русского монашества на Святой Горе Афон во второй половине XIX – начале XX веков привел не только к возрождению Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, но и образованию других р
Основатели русской обители Апостола Андрея Первозванного на Афоне иеросхимонах Виссарион (Толмачев) и схимонах Варсонофий (Вавилов). Дни памяти — 8 мая и 26 апреля
Основателем и первым ктитором нового русского Свято-Андреевского общежительного скита на Святой Горе Афон был иеросхимонах Виссарион, в миру — Василий Толмачев. Он был сыном благочестивых родителей Ма
Святая Гора Афон в русско-византийских отношениях (IX−XV века)
Святая Афонская Гора как источник культа Апостола Андрея Первозванного
Афон веками играет роль блюстителя традиций православия – со всеми трудностями, которые встречаются в подобном положении. Его роль как живого проводника византийской цивилизации воистину велика: афонс
Братство русских обителей Афона в кон. XIX – нач. XX веков
Стремительный расцвет русского монашества на Святой Горе Афон во второй половине XIX – начале XX веков привел не только к возрождению Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, но и образованию других р
История афонского Свято-Андреевского подворья в Одессе
До Первой мировой войны Одесса была морскими воротами для паломничества в Палестину и Афон, куда устремлялись тысячи русских поклонников. Для их размещения три русских обители на Афоне — Пантелеймонов
Последние обновления
Архив сайта
<<<Январь 2015>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2628293031 
Видеогалерея

 

 

на верх