Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Святая Афонская Гора как источник культа Апостола Андрея Первозванного

Апостол Андрей Первозванный и прп. Антоний Печерский, афонская иконаАфон веками играет роль блюстителя традиций православия – со всеми трудностями, которые встречаются в подобном положении. Его роль как живого проводника византийской цивилизации воистину велика: афонские обычаи, заявления, публикации, иконы и проч. имеют высочайший, почти непререкаемый авторитет у церковного народа.

Ту же степень значения имеют и культы, исходящие со Святой Горы и получающие таким образом надежную «апробацию». В первую очередь, это, несомненно, - богородичное почитание. Вслед за Девой Марией, «царицей Афона», одно из первых мест занимает культ Апостола Андрея Первозванного, и это имеет исторические причины.

Самая важная из них – кровная, «утробная» связь Афона с Вселенской Патриархией Константинополя, принявшей, как известно, своим Небесным покровителем именно Св. Андрея.

Афон не только формально полагает собственное юрисдикционное положение в лоне Константинопольской Церкви – многие вселенские патриархи являлись выходцами со Святой Горы и, напротив, не раз афонское монашество пополнялось бывшими Константинопольскими патриархами – ушедшими на покой, или же изгнанными с берегов Босфора на берега Салоникского залива.

При этом на эманацию культа св. Андрея в славянский мир непосредственным образом оказывает влияние внутренняя ситуация на Афоне, а именно - его постепенная эллинизация и утрата связей с родиной его великих славянских обителей – Андреевского и Ильинского скитов.

Андреевский скит на Афоне, современный вид. Фото Сергея Шумило

Важным центром широкого почитания Первозванного Апостола – не только на самом полуострове, но и в самых дальних точках православной эйкумены – служил Андревский скит.

История обители, письменные упоминания о которой относятся к последней четверти XIV в., непосредственно связана с престолом цареградских патриархов. В 1630–1643 гг. в ней обитал свергнутый патриарх Афанасий III (Пателарий): к периоду его пребывания относится самая древняя постройка, так называемая патриаршая церковь, освященная во имя св. Андрея Первозванного – таким образом, мы можем предполагать, что свято-андреевский культ был перенесен сюда непосредственно с берегов Босфора. В 1761–1772 гг. здесь пребывал другой низложенный патриарх, Серафим II (Акарнан) , возведший пышную, по афонским меркам, резиденцию, прозванную Серай, иначе Серайон (тур.: дворец). Вероятно, и он способствовал укреплению тут почитания Первозванного.

В 1841 г. келлию приобрели два русских афонца, оо. Виссарион и Варсонофий: так началась ее русская история. Дальнейшему подъему обители, уже в качестве российской, способствовал известный духовный писатель и паломник по православному Востоку Андрей Муравьев. Посетив Святую Гору в 1849 г. и приняв близко к сердцу дела келлии св. Андрея, он добился у Протата ее возвышения до статуса скита, и не оставлял своими заботами обитель и далее. Муравьеву принадлежит и первое описание нового святогорского скита . Следует заметить, что писатель вообще очень ревностно поддерживал места, связанные с Апостолом.

Андреевский скит на Афоне, современный вид. Фото Сергея Шумило

Кроме Муравьева, Андреевский скит нашел и ряд других культурных покровителей, среди них – археолог Петр Севастьянов . Этот неутомимый исследователь афонских древностей использовал скит как свою «научную базу»; по его рекомендации тут останавливались также западноевропейские исследователи и художники. Севастьянов был вхож к императрице Марии Александровне, которой рассказывал об Афоне, и по его протекции обители удалось основать в Петербурге свое подворье – этой инициативе прежде противилось столичное священноначалие, не желавшее видеть у себя автономных монахов. Петербургское скитское подворье, со Свято-Андреевской домовой церковью, в свою очередь стало важнейшим местом почитания Апостола (недавно оно частично возобновило свою деятельность) . Кроме того, скит со временем устроил подворья в иных местах – в Одессе, Ростове, Константинополе: каждая из них в свою очередь репродуцировала культ Апостола. Особенно важным стало Андреевское подворье на берегах Босфора, служившее главным храмом русской послереволюционной эмиграции в Турции. Знаменательно, что престольный праздник здесь и по сию пору обычно посещает сам Патриарх.

Андреевский скит на Афоне, современный вид. Фото Сергея Шумило

Знаком расцвета Андреевского скита стал его кириакон – так на Афоне называют соборный храм в скиту, в отличие от кафоликона, соборного храма монастыря. Церковь строили - по проекту петербургского академика М.А. Щурупова - необыкновенно долго: она была освящена лишь спустя 33 года после закладки, в 1900 г., а нижний храм, во имя святителя Алексия Московского и в честь рождения цесаревича Алексея — уже в 1904 г. Однако в результате этого «долгостроя» на Афоне вырос храм, затмивший своей грандиозностью все предыдущие. Достаточно сказать, что и сейчас Андреевский скитский собор считается вторым по величине церковным сооружением на всей территории Греции (после собора в Патрах – знаменательно, что оба храма посвящены Первозванному). Его интерьеры поражают и сейчас огромным золоченным иконостасом и монументальными росписями, в том числе многими образами св. Андрея. Всего же в ските действовало около двадцати церквей — почти как в полнокровной Лавре.

Андреевцам, как стали называть скитян, была свойственна также деятельность, которую сейчас назвали бы «культурной»: они выпускали свой журнал и книги, собирали иконы. Большую коллекцию икон, в том числе византийских, иноки разместили в крипте собора, а для гигантской библиотеки отвели отдельный корпус. В ските дейстовала обширная иконописная мастерская, которая распространяла по православному миру тысячи образов – значительную часть в этой продукции занимали иконы апостола Андрея.

Апостол Андрей Первозванный и прп. Антоний Печерский

Культ укреплялся и за счет реликвии Апостола, лобной части главы, помещенной в прекрасный серебряный ковчег русской работы с изображением мученичества Апостола в Патрах и его пророчества на Днепре. Как это часто бывает на Афоне, происхождение реликвии не документировано и окутано преданиями – самое устойчивое гласит, что реликвию принес один из патриархов, жителей скита. Однако авторитет Афона дает «гарантию» святыне: к ней в первую очередь прикладываются и нынешние посетители скита.

Глава Апостола Андрея Первозванного в Андреевском скиту на Афоне

Однако в результате курса греческих властей по эллинизации Святой Горы Андреевский скит к середине прошлого века практически вымер, прекратив свое существование как российская обитель и перестав иметь какое-нибудь значение для славянских земель (в начале XXI столетия в скит вселилась греческая община).

Схожий сюжет произошел и с другой великой славянской обителью – Ильинским скитом, заселенным преимущественно выходцами с Украины. И этот скит, среди своих святынь, в числе наиважнейших, имел частицу мощей Андрея Первозванного. В данном случае ее происхождение было документировано: в обители хранился документ о приобретении частицы левой стопы Апостола у афонского Иверского монастыря - подтверждающая грамота Константинопольского Патриарха Иеремии от 9 июня 1809 г. (утрачена в середине XIX в.).

Ильинский скит на Афоне, современный вид. Фото Сергея Шумило

Если иноки-андреевцы ни разу не вывозили реликвию св. Андрея с Афона (в отличие от принадлежавшей им чудотворной богородичной иконы), то ильинцы в этом отношении оказались предприимчивее. Сначала стопа Первозванного, вместе с другими святынями, переносилась - 24 июня 1881 г. - на корабль «Эриклик» для почитания приплывшей к Афону великой княгини Александры Петровны (прп. Анастасия Киевская, 1838-1900) с ее свитой.

Ильинский скит на Афоне, современный вид. Фото Сергея Шумило

Ильинский скит на Афоне, современный вид. Фото Сергея Шумило

Ильинский скит на Афоне, современный вид. Фото Сергея Шумило

Главным же эпизодом стало перенесение стопы Апостола из Ильинского скита и в Россию в 1893 г. в сопровождении настоятеля прп. Гавриила Афонского. К мощам Апостола Андрея в Петербурге приложились и члены св. Синода и сам Николай II. Было организовано и перемещение реликвии по империи, при этом не скрывалась и практическая цель скитян – сбор средств на строительство нового кириакона. Миссия прошла с полным успехом.

Ильинский скит на Афоне, современный вид. Фото Сергея Шумило

И сейчас андреевская реликвия в Ильинском скиту – одна из главных целей его посещения паломниками. Однако в 1992 г. после изгнания небольшой группы последних монахов славянской традиции и заселения скита греческими иноками и эта обитель, как – чуть ранее Свято-Андреевская – потеряла связь со славянским миром.

Пантелеимонов монастырь на Афоне, современный вид. Фото Сергея Шумило

Пантелеимонов монастырь на Афоне, современный вид. Фото Сергея Шумило

В данной ситуации, при полном уходе со славянской орбиты двух великих скитов, на первый план по распространению культа Апостола Андрея Первозванного вновь выдвинулся Русский Свято-Пантелеимоновский монастырь, также обладающей святыней – правой стопой св. Андрея Первозванного.

Стопа Ап. Андрея Первозванного в Пантелеимоновом монастыре на Афоне

Монастырю, благодаря его кириархическому статусу, удалось сохранить свою национальную идентичность, а его автономия позволила в недавнем прошлом осуществить необыкновенно важную программу – перевоз стопы первопросветителя Руси в славянских землях России, Украины и Белоруссии.

Стопа Ап. Андрея Первозванного в Пантелеимоновом монастыре на Афоне

Хранящаяся в русской святогорской обители святыня по сей день притягивает внимание паломников из разных православных стран, продолжая являться источником культа Первозванного Апостола как на Афоне, так и за его пределами.

Михаил Талалай (Милан, Италия),
представитель ИВИ РАН в Италии,
почетный член Ассоциации «Insieme per l'Athos» и член ее Научного комитета,
член научного совета Международного института афонского наследия в Украине,
специально для портала «Русский Афон»

 Фото Сергея Шумило

Дополнительно см.:

На Афоне русские святогорцы поклонились чудотворным мощам святого апостола Андрея Первозванного

 

Русская обитель Апостола Андрея Первозванного на Афоне

 

 

 

 

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Братство русских обителей Афона в кон. XIX – нач. XX веков
Стремительный расцвет русского монашества на Святой Горе Афон во второй половине XIX – начале XX веков привел не только к возрождению Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, но и образованию других р
История афонского Свято-Андреевского подворья в Одессе
До Первой мировой войны Одесса была морскими воротами для паломничества в Палестину и Афон, куда устремлялись тысячи русских поклонников. Для их размещения три русских обители на Афоне — Пантелеймонов
Русские монастыри на Афоне и в Святой земле в свете новых и малоизвестных источников
Предлагаем читателям портала «Русский Афон» статью известного историка-византиниста, вице-президента Российского национального комитета византинистов, заведующего кафедрой византийской и новогреческой
Русский Афон в записках архимандрита Антонина (Капустина)
Доклад кандидата богословия, доцента, преподавателя Санкт-Петербургской Духовной академии архимандрита Августина (Никитина) на международной научной конференции «Русь — Святая Гора Афон: тысяча лет ду
Русские старцы-отшельники на афонских Карулях
Карули (или Карулья) – одно из самых аскетических и опасных мест на Святой Горе Афон из-за своей труднодоступности. Находятся они на южной скалистой оконечности Афонского полуострова, на крутых и пуст
Святитель Киприан Киевский: афонский подвижник-исихаст и митрополит всея Руси. День памяти — 29 сентября
Святитель Божий Киприан (Цамблак), мощи которого почивают под спудом в московском Успенском соборе, был рукоположен патриархом Константинопольским Филофеем (1353-1354 и 1364-1376) в митрополита Киевск
Святая Гора Афон как ковчег русской православной традиции
Доклад доктора филологии, доктора богословия, профессора Македонского университета (Салоники, Греция) Константиноса Нихоритиса на международной научной конференции «Русь — Святая гора Афон: тысяча лет
Древнейшая русская Свято-Успенская обитель «Ксилургу» на Афоне и ее значение для Руси
15/28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, в русской Свято-Успенской Богородичной обители «Ксилургу» на Афоне отмечается престольный праздник.
Преподобный Антоний Печерский и древнерусский Афон. Об афонских корнях русского монашества
10/23 июля Православная Церковь совершает память преподобного Антония Печерского, основателя Киево-Печерской обители. Этот подвижник занимает особое место в сонме древнерусских святых и издревле почит
Преподобный Иоанн Вишенский Святогорец и его подвиг стояния за чистоту Православия
Жизнь и деятельность св. преподобного афонского старца Иоанна Вишенского (1550-е – 1620-е гг.) совпали с трагическими событиями гонений на православие в Речи Посполитой, в связи с чем его усилия и пос
Последние обновления
Архив сайта
<<<Декабрь 2015>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
151617181920
21222324252627
28293031   
Видеогалерея

 

 

на верх