Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

15 поучений свт. Григория Паламы о тайне и силе Креста

Крест на Вершине Святой Горы Афон14/27 сентября Православная Церковь празднует Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня — один из 12 главных, или двунадесятых праздников.

В день Крестовоздвижения вспоминают, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Крест был обретен в 326 году около горы Голгофы в Иерусалиме. C VII века с этим днём стали соединять память о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (629).

Праздник называется Воздвижением Креста, потому что и при обретении, и при возвращении Креста предстоятель поднимал (Воздвигал) крест три раза, чтобы все могли его видеть.

Царица Елена часть найденного Креста Господня принесла своему сыну, Царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова. В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре издревле хранится частица Животворящего Креста Христова.

«Крест – хранитель всей вселенной, крест – красота церкви, крест – царей держава, крест – укрепление верующих, крест – ангелов слава и демонов язва», - так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. «Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов», – говорится в одной из стихир праздника.

По слову приснопоминаемого схиархимандрита Иеремии (Алехина), вынесение креста на поклонение совершается для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста, ибо без крестоношения и внутреннего самораспятия невозможно человеку побороть страсти и достичь восстановления завета с Богом.

Редакция портала «Русский Афон» собрала 15 изречений афонского подвижника и теоретика исихазма свт. Григория Паламы о тайне и силе Креста Господня, с которыми предлагаем познакомиться нашим читателям.

Свт. Григорий Палама, фреска из Пантелеимонова монастыря на Афоне

1. С древних времен Крест Христов был предвозвещен и представлен в виде образов; и если бы не было силы Креста, никто никогда не возмог бы примириться с Богом. Потому что после прародительского оного в раю Божием преступления чрез древо, грех ожил, мы же умерли, и прежде смерти тела, подверглись смерти души, которая заключается в удалении души от Бога.

2. Крест Христов именно и есть упразднение греха. Посему и некто из наших богоносных Отцев, будучи вопрошен одним из неверных: неужели он верит в Распятого? – ответил: «Да, – в Распявшего грех».

3. Крест Господень является возвещающим все домостроительство Его Пришествия во плоти и – заключающим в себе всю тайну относительно сего, и – простирающимся во все концы, и – все объемлющим: то, что – вверху, то, что – внизу, то, что – вокруг, то, что – между.

4. Распять плоть со страстьми и похотьми означает следующее: чтобы человек стал бездействен на все не угодное Богу: если же тело тянет вниз и настаивает на своем, то каждому долженствует стараться поднять его на высоту креста.

5. Созерцание в Боге есть тайна Креста, и оно-то проистекает из второй тайны (т.е. – из распятия себя миру), которая больше – первой (т.е. самого удаления от мира).

6. Первая тайна Креста заключается в бежании от мира и удалении от близких по плоти, если они препятствуют благочестию и отвечающему сему образу жизни, и в телесном аскетизме, что само по себе, мало полезно, как говорит Павел (1Тим.4:8). Таким образом, согласно сей первой тайне Креста, нам мир и грех распяты, когда мы бежим от сего.

7. Вторая же тайна Креста заключается в распятии себя для мира и страстей, когда они бегут от нас. Но не могут, конечно, они убежать от нас, ни мы не возможем разумно действовать, если только не будем в созерцании Бога: ибо когда упражнением в добродетели мы взойдем к созерцанию и когда украсим и очистим нашего внутреннего человека, изыскивая скрытое в нас самих божественное сокровище и вновь рассматривая находящееся внутри нас Царство Божие, тогда мы распинаем себя миру и страстям.

8. Итак, поскольку дурные страсти и мир греха не могут совершенно быть далекими от нас, ни разумное действие производиться в наших душах, если только мы не будем в созерцании Бога, то посему и сие созерцание, распинающее миру удостоенных его, также является тайной Креста. Так и при Моисее оное созерцание горящей купины, являло тайну Креста, большую и более совершенную, чем та, которая была в призвании Авраама.

9. Созерцание в Боге и божественная тайна Креста не только отгоняет от души дурные страсти и производящих их демонов, но и опровергает ложные мнения и их проводителей и изгоняет их из оград Священной Христовой Церкви, в недрах которой находясь, нам отрадно ныне праздновать и разъяснять божественную благодать и действие Креста, совершаемый на Праотцах еще до явления Креста в мир.

10. Не живи более по плоти и в грехе, но да будет упразднена и умерщвлена противная Богу жизнь и рассуждение плоти и закон в членах, противящийся закону духа и пленяющий законом греха; пусть он более не одерживает верх и не имеет действия, будучи умерщвлен силою боговидения. Разве это не есть Крест? – Ибо Крест, опять же согласно божественному Павлу, означает: «распять плоть со страстьми и похотьми».

11. Необходимо взойти на высоту креста, чтобы не случилось самому, себя низринув, отделиться от распятого на нем Христа.

12. Но как начать ему восходить на высоту креста? – Имея надежду на Христа, Снабдителя и Кормильца каждого, пусть он откажется от всякого дохода неправедно приходящего; а что касается тех средств, которые получаются праведным способом, то и к сему будучи не слишком привержен, пусть он употребляет это благородным образом: по силе делая нуждающихся участниками сего. Ибо хотя заповедь и предписывает отречься тела и воспринять крест свой, однако, те, которые – Божии и по Богу живут, имеют в своем обладании имущество: не слишком прилепляяся к нему, они пользуются им по потребе, как бы сотрудником, готовы, если бы призвало время, и отвергнуть его. Итак, тот кто поступает таким образом в отношении материальных приобретений и нужд, когда не в силах – на что-нибудь большее, все же он обладает благочестиво и богоугодно.

13. Видит ли кто в себе жестоко борющий блудный помысл, да познает он, что он еще не распял себя. Как же ему распять? – Пусть избегает любопытных взглядов на женщин и неподобающей близости с ними, а также и неуместных бесед; пусть убавит материал, питающий вожделение; пусть не допускает чрезмерного употребления вина, опьянения, обжорства, многоспания; и с этим удалением от зла, пусть он присоединит и смиренномудрие, в сокрушении сердца призывая Бога в помощь против страстей.

14. Беспокоит ли тщеславный помысл? – А ты наедине и пред судом своей совести приведи себе на память Господень совет о сем в Евангелии, говорящий: не ищи показывать себя превосходящим других; добродетели, насколько имеешь, совершай втайне, имея в виду только Бога и будучи видим только Им одним, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Если же и после того, как ты нанес решительный удар возбудителям каждой из страстей, тебя снова обеспокоит внутренней помысл, – не бойся; пусть он будет для тебя поводом для получения венцев; ибо он уже не склоняет и не оказывает действия, но является лишь бессильным движением, как побежденный в твоей борьбе о Бозе. Вот, это и есть: «Слово Крестное»; будучи же такого рода, оно не только у Пророков прежде своего совершения, но и ныне после совершения, воистину является великой и божественной тайной.

15. Итак, как нам не почитать и не пользоваться сим (крестным) Божественным Победительным Знамением общего освобождения людского рода, которого и самый вид только приводит в бегство началозлобного змия и побеждает и посрамляет, возвещает поражение и сокрушение его, прославляет же и величает Христа, возвещая являет миру победу Его?!

 

Дополнительно см.:

Святогорский антипросоп о. Кирион: «Пост дает возможность реализовать наивысшее право и свободу: право на святость и свободу от греха»

 

 

Афонские старцы о посте

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Рождество Богородицы: 10 изречений свт. Григория Паламы
21 сентября (8 сентября по старому стилю) Православная Церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы (или, как именуют в народе, Вторую (Малую) Пречистую). Этот праздник относится к числу двунадесят
Слово свят. Григория Паламы на усекновение главы славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Омилия XL (1) свят. Григория Паламы о всечестном Христовом Предтечи и Крестителе Иоанне.
Успение Богородицы: 10 изречений свт. Григория Паламы
28 августа (15 августа по старому стилю) Православная Церковь отмечает праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Этот праздник имеет 1 день предпразднства и 9 дней попр
Преображение Господне: 10 изречений свт. Григория Паламы
19 августа Православная Церковь отмечает один из 12 главных (двунадесятых) праздников — Преображение Господне. С особой любовью и благоговением этот праздник издревле молитвенно чтится на Святой Горе
«Обетование исполнилось, и сошел Дух Святой…» Десять изречений свт. Григория Паламы о празднике Пятидесятницы
На пятидесятый день после Пасхи Церковь Христова отмечает праздник Святой Троицы, который еще называется Пятидесятницей. Он является одним из 12 главных (двунадесятых) праздников.
Вознесение Господне: пять изречений свт. Григория Паламы
В 40-й день после Пасхи Православная Церковь отмечает один из 12 главных (двунадесятых) праздников — Вознесение Господне. Название праздника отражает суть события — это Вознесение на Небо Господа Иису
Слово Огласительное свт. Иоанна Златоуста на Святую Пасху
Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, Слово Огласительное, во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения.
Вход Господень в Иерусалим: десять наставлений афонского подвижника свт. Григория Паламы
Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Е
Десять изречений свт. Григория Паламы о Благовещении Пресвятой Богородицы
7 апреля Православная Церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре.
Лестница духовного восхождения прп. Иоанна Лествичника
На четвертой неделе Великого поста Православная Церковь чтит память преподобного Иоанна Лествичника. Составленная им книга «Лествица, или Скрижали духовные» - одно из самых авторитетных сочинений по д
Последние обновления
Архив сайта
<<<Сентябрь 2017>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
2527282930 
Видеогалерея

 

 

на верх